Автопутешествие по побережью Байкала. Чего ждать от живописных сибирских дорог?

Автор: Денис Логунович. Фото: Влад Борисевич
20 августа 2017 в 8:00

Россия для многих белорусов заканчивается Московской областью. Действительно, ехать на машине восточнее Златоглавой смысла немного. Разбитые дороги, проигравшие войну времени разваливающиеся деревушки, застрявший в 90-х местный контингент. Учитывая, что мы живем рядом с Западной Европой, идея совершить автомобильное путешествие вглубь России может прийти лишь редким энтузиастам. Между тем имеются в этой стране регионы, где есть на что посмотреть, кроме берез и заниженных «Приор». Например, Байкал. На машине из Минска до этого озера ехать недели полторы. Отпуска не хватит на такое путешествие. Зато можно долететь на самолете до Иркутска, арендовать там автомобиль и прокатиться по Байкальскому региону. Впечатлений, поверьте, будет не меньше, чем от Альп. Сегодня мы расскажем, какие сюрпризы могут ожидать автомобилистов в шести тысячах километров от Беларуси. 

Аренда авто

Напрокат машину можно взять как в аэропорту (находится в 5 километрах от центра города), так и в самом центре Иркутска. В городе функционирует несколько арендных компаний, и все они предлагают во временное пользование более-менее свежие авто: Renault Duster, Peugeot 408, Toyota Corolla, Toyota Camry, Ford Focus, Hyundai Solaris, Kia Rio и т. п. Машины, как правило, застрахованы. Бронировать заранее необязательно (в наличии всегда есть свободные авто), но лучше побеспокоиться об этом заблаговременно: при раннем бронировании многие дают скидки.


Цены на прокат не отличаются от средних по областным городам России. Сутки проката стоят от 30 до 40 долларов за непремиальный автомобиль. При желании можно взять хоть кабриолет, но такие машины сдаются обычно на часы. Если брать авто на неделю, то вторые и последующие сутки будут дешевле. 7-дневный прокат бюджетной модели будет стоить дешевле 200 долларов (бензин за свои деньги).

Куда ехать?

Оказавшись впервые в Иркутске, можно растеряться и не знать, куда держать путь. Байкал большой. Вокруг озера расположено огромное количество деревушек. С дорогами все не так плохо, как можно подумать. В какую сторону ни отправься, будет красиво и живописно. Мы поехали в сторону острова Ольхон через колоритные поселки, расположенные вдоль природного заказника Красный Яр.


Вопреки общепринятому убеждению, что в России хорошие дороги есть только в Москве и Санкт-Петербурге, основные трассы в Иркутской области имеют качественное покрытие и отличную разметку. Конечно, в мелких деревушках дороги усеяны выбоинами и ямами размером с автомобильное колесо, но главные направления могут похвастаться отличным асфальтом. В области много новых дорог, еще больше находятся на реконструкции. В общем, если не собираетесь покорять серьезное бездорожье, то Duster брать напрокат необязательно, хватит и обычного седана.

Местный автопарк

Доход у жителей области небольшой — зарплаты редко превышают 300 долларов по курсу. Следовательно, львиная доля местного автопарка — старые автомобили. Около половины — бэушки из Японии с правым расположением руля. Привыкшему к «Сценикам» и «Зафирам» белорусу будет сложно распознать названия многих моделей. Настоящий сибирский JDM. Все это разбавлено китайским «ноу-неймом», который здесь тоже в почете.


Хотя, как и везде в России, в Иркутской области встречаются очень богатые люди. В толпе старых «японцев» и уже ржавых «китайцев» можно встретить свежие Ford Mustang, Mercedes W222 и даже Rolls-Royce. За всю поездку мы видели парочку Bentley Continental GT, Rolls-Royce Phantom и даже дорогое купе Rolls-Royce Wraith. Последний был с московскими номерами. Интересно, приехал своим ходом?


Из-за обилия строек и сотен километров ремонтирующихся дорог, на трассах полно грузовиков. Есть интересные праворульные экземпляры, хотя подавляющее большинство большой коммерческой техники российского производства.

СТО на каждом углу

Что действительно удивляет в Сибири, это количество СТО. Буквально в каждой деревне есть места для замены масла, ремонта автомобилей (грузовых и легковых) либо точки продажи старой техники. Мы предположили, что Иркутск является отправной точкой японских машин в другие регионы России. Местные жители подтвердили этот факт. Много перегонщиков везут сюда автомобили из Владивостока, чтобы потом направить их жителям более западных районов. Это хорошо для людей, путешествующих на своих машинах: без технической помощи посреди дороги не останешься.



На основных автомобильных артериях с заправками проблем нет, но стоит отъехать 50 километров от крупной трассы — не найдешь ни одной АЗС. Нужно учитывать это, если собираетесь ехать по второстепенным трассам.


Животные на дороге

Что объединяет как оживленные дороги, так и деревенские — это животные на дороге. Коровы или лошади могут выйти на проезжую часть не только в населенных пунктах, но и в степи, где машины ездят со скоростью 100+ км/ч. Местные водители уже привыкли к этой особенности и сбавляют скорость по мере приближения к стаду, даже если животные находятся вдали от проезжей части.

Байкал

Основная масса населенных пунктов расположена вблизи Байкала. Озеро здесь является самым важным объектом, поэтому в поселках практически все магазины и кафе имеют названия, связанные с водой: «Байкал», «Нерпа», «Ангара», «Приозерное» и т. д. Сложно переоценить значимость этого водоема тектонического происхождения. В Байкале содержится 20% всей пресной воды нашей планеты. Многие считают его самым крупным озером в мире, но по площади Байкал на 8-м месте. А вот по глубине он с легкостью лидирует уже много тысяч лет.


На Байкале есть места, где глубина 1 километр уже в ста метрах от берега. Самое глубокое место при этом достигает 1600 м. Вода в озере всегда холодная — покупаться с комфортом не получится даже в жаркий летний день. Лишь в некоторых заливах вода прогревается до температуры выше 10 градусов. Зато ее можно пить. Просто черпать и пить без всякой очистки (проверяли на себе). Вода в озере настолько чистая, что, когда она замерзает, люди не ездят по льду на автомобилях, пока не появятся трещины (иначе не видно толщины льда).



Байкал образовался на стыке двух тектонических плит, поэтому имеет вытянутую форму. Объехать его вокруг за один день не получится. А вот ширина не такая уж и большая — в самом «раздутом» месте около 80 км. В хорошую погоду противоположный берег просматривается с любой точки.


Остров Ольхон

Любому путешественнику, собирающемуся на Байкал, следует включить в маршрут посещение острова Ольхон. Это крупнейший остров на озере и единственный, на котором живут люди. Здесь несколько деревень, но из 1700 жителей примерно 1400 обитают в поселке Хужир. Попасть на остров можно несколькими способами. Если хотите прокатиться по 70-километровому отрезку суши, то на Ольхон можно заехать на машине — днем сюда ходят паромы (плыть минут 20). Правда, от порта (слишком громкое название) до поселка Хужир придется ехать около часа. А другого места для ночевки здесь нет. Разве что ставить палатку (холодно!). Имейте в виду, что на острове нет ни одного метра асфальта. Хотя дороги хорошо укатаны — можно проехать и на легковушке.


При желании можно доплыть до Хужира на корабле, который плывет вдоль острова часа три-четыре. Жители Ольхона существуют за счет туристов, поэтому при желании по самому острову можно передвигаться на местных «такси» — исключительно УАЗы «Буханки». Раньше здесь располагался самый большой на Байкале Маломорский рыбзавод. Сейчас от него остались лишь руины. Официально на Ольхоне есть одна АЗС, но она не работает. Жители привозят топливо с материка — канистры с бензином есть в каждом дворе.



Почти Исландия

По своему настроению и атмосфере Ольхон, как, впрочем, и весь Байкал, очень напоминает Исландию. Здесь царит бесконечное спокойствие и хорошо ощущается удаленность от цивилизации. После нескольких недель здесь получишь полную «перезагрузку» и вернешься в офис другим человеком. Правда, из-за длительного и дорогостоящего перелета отпуск на Байкале может стать в копейку.


Цены в Иркутске и области невысокие. Единственное, за что придется хорошенько заплатить, — это за гостиницу на острове Ольхон (их там две, обе дорогие). Остальное — как в среднем по России. Если вы уже устали от Европы и для полноценного отдыха вам не нужно море или жаркая погода, то обязательно рассмотрите Байкал как вариант для следующего отпуска. И обязательно возьмите машину напрокат. Без нее передвигаться по огромной прибрежной территории этого крупного хранилища пресной воды будет проблематично: общественный транспорт развит в Иркутской области примерно так же, как кибернетика.





Автомобильные багажники на крышу в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by