Не хотелось бы заниматься романтизацией криминальных 90-х, однако бессмысленно отрицать: фильмы о тех временах стали культовыми. «Жмурки», «Брат», «Бригада», «Бумер» — не каждый смотрел, но знают точно все. Как отмечали зрители, одной из лучших картин, передающих атмосферу самой смутной эпохи XX века на постсоветской территории, стал сериал «Бандитский Петербург». С художественной ценностью сего кинопроизведения можно поспорить, но только не с историчностью. Автолюбителям сериал запомнился также ностальгически родными моделями немецкого автопрома. Кто помнит, как бабушки на лавках, провожая взглядом «крутой „Мерс“», перешептывались, мол, новый русский едет? Сейчас нелегко найти эти машины в хорошем состоянии. Ныне они приобрели почетное звание янг-таймеров. Один из таких катается по Гродно. С владельцем Mercedes S-Class W126 Владимиром мы устроили фотосессию в стиле шестой части сериала «Бандитский Петербург», носившей гордое имя «Журналист».
Для непосвященных стоит напомнить, что в сериале «Бандитский Петербург» главный герой Андрей Обнорский (в исполнении актера Александра Домогарова) по профессии являлся журналистом. И каждый раз, на протяжении всех, как говорят, «правильных» шести сезонов, он оказывался в круговороте криминальных разборок. Например, в последней части он вышел из тюрьмы на волю и снова попал в бандитскую переделку.
«В Питере по-прежнему верховодит Антибиотик, — говорится в рекламном синопсисе. — Но на виду уже кое-кто и покруче — куратор преступного мира Наумов. Спецслужбы, используя факты из прошлой жизни Обнорского, вынуждают его участвовать в их деликатных операциях по поиску и возврату денег партии». Высокий стиль впечатляет, не правда ли? Где-то в пятой серии сезона появляется бывшая судья Анастасия Тихорецкая, а вместе с ней и ее автомобиль — бежевый Mercedes S-Class W126. Завидев такую машину, сейчас бы сказали: «Я бы не связывался с этой женщиной». По сюжету она действительно подставляет, «заказывает», сдает и нагло врет уважаемым авторитетам, что, разумеется, непозволительно. В конце сезона Анастасия гибнет в перевернувшемся и взорвавшемся Mercedes. У справедливости вроде как получается восторжествовать.
А вот гродненский владелец Mercedes S-Class Владимир, можно сказать, восстановил свой автомобиль из пепла забытья. По словам молодого человека, родившегося в 1989 году, сериал «Бандитский Петербург» он не смотрел, а когда видел на экране телевизора лицо Домогарова, старался переключить канал. Не самое бездумное решение. «Во времена лихих годов я пошел в школу, — вспоминает гродненец. — Конечно, мне было не до изучения криминальных дел приграничного города. Я хорошо запомнил, что тогда в облцентре расцвел авторынок — к западной границе бывшего СССР „гонялы“ привозили огромное количество машин из Европы. Помню, мне казалось, что все было спокойно. Хотя родители и тогда, и позже обсуждали истории, как кто-то не доехал из Европы на свежекупленном автомобиле. Приходилось слышать и о подозрительных личностях, которые главенствовали над авторынком и пригоном машин. Тогда представлялось, что все это — страшилки, а подобная преступность была и есть всегда и везде. Сейчас я понимаю: времена были действительно опасными».
Детство и подростковый возраст — время субкультурных увлечений. Вову в конце 90-х — начале 2000-х захватило пристрастие к «нестандартному, но вечному»: «В музыке мне нравились не актуальные на тот момент хиты, а „нетленка“ от The Doors, то же самое касалось и литературы. К слову, я до сих пор пользуюсь Nokia 3510 или старым Siemens, смартфонов не признаю. К совершеннолетию я сформировал и свое желание по поводу будущего автомобиля: только классика, а не коробки на колесах, созданные ради высоких показателей продаж. Поначалу искал „американца“, но потом случайно заметил этот самый Mercedes S-Class W126 — тогда им владел друг отца. Пару секунд за рулем дали мне понять: ничего другого мне не нужно. Уговорить предыдущего хозяина продать автомобиль оказалось нелегкой задачей. На все уговоры я слышал отказ. Подключился отец. Позже он говорил, что процесс убеждения занял не одно застолье. В итоге сделка все же состоялась. Отдал за машину 1983 г. в. сумму, за которую можно было бы приобрести Volkswagen Golf 3 или Peugeot 406 в хорошем состоянии».
Итак, что же досталось Владимиру? Mercedes оснащен 2,8-литровым рядным 6-цилиндровым двигателем мощностью 125 л. с. и механической коробкой передач. Из нестандартных на те времена опций — передние электрические стеклоподъемники, подкачка спинки переднего кресла. Вроде бы и все. Намного позже парень узнал, что это была одна из самых бедных комплектаций, зато цвет — очень редкий. Машины в такой окраске поставлялись до 1985 года. Обивка салона также несильно распространена — речь о персиковом Palomino.
Новый владелец начал пристально приглядываться к автомобилям Mercedes, ездившим по городу, стал завсегдатаем профильных сайтов. Череда доработок началась с салона — тот находился в плачевном состоянии. Владимир сменил обивку с помощью гродненских мастеров, а позже принялся за колеса. Говорит, на диски было нанесено не менее шести слоев лака. Чтобы обновить все «полки», понадобилась вся зима и несколько метров наждачной бумаги. После реновации молодой человек не стал делать диски зеркальными — по его словам, это не сток.
В фанатском клипе на песню Riders on the Storm группы The Doors парень подсмотрел трехспицевый деревянный руль с тонким ободом. Деталь стала новым объектом поисков, которые, несмотря на трудности, увенчались успехом. Потом ходил с этим рулем полдня, не выпускал из рук.
Говоря о трудностях поиска, Владимир вспоминает историю с передним обвесом. В какой-то момент гродненец захотел преобразить экстерьер машины в стиле AMG. «Пару раз на профильных сайтах выскакивало объявление о продаже „юбки“, но цены были просто космическими — от двух тысяч долларов за пластиковую деталь, — говорит автолюбитель. — И тут выяснилось, что какой-то активист из Владикавказа решил продать бампер. У обвеса был долгий путь: его передавали автобусами, договаривались с водителями маршруток, упрашивали проводниц затащить его в вагон. В этой доставке мне помогали товарищи из Mercedes-клуба, ради одного куска пластика „заморочилось“ очень много людей. Следом из разных краев России в Гродно приехали пороги, мини-спойлер, задняя „юбка“ в стиле AMG. „Шильдик“ с аббревиатурой подразделения вначале распечатали на 3D-принтере, но вышло как-то кустарно. Потом один знакомый парень, работающий на заводе, из полированного алюминия вырезал заветные буквы. Как он это сделал, осталось загадкой. Вишенкой на торте стал небольшой флагшток. Эту детальку прикрепляли на S-Class, поставляемые в Японию, — там „немцы“ в особом почете. Ее крепили к краю бампера, чтобы водитель мог ориентироваться в массивных габаритах во время парковки. Флагшток нашел у коллекционера из Минска. На этом образ Mercedes был завершен. Точка в преобразованиях была поставлена только этим летом».
Конечно, автомобиль не новый — собственно, он даже старше своего владельца. Потому, по словам Владимира, постоянно что-то приходится менять и чинить. Как утверждает парень, мифы о вечных «Мерсах» из 80-х все же немного преувеличены: да, кузов остается целым, не гниет, но элементы подвески, «подкапотки» постоянно приходится менять.
Процесс преображения машины оказался долгим. Молодой человек не раз подавал заявки на участие в фестивалях, но до этого года всегда получал отказы. Говорили, якобы уровень подготовки не дотягивает. Каждый отказ только подзуживал, заставлял ускорить процесс — так считает гродненец. «Этим летом наконец удалось поучаствовать в фестах, — подходит к финалу истории Владимир. — Чаще других подходят мужчины лет сорока и старше, что-то спрашивают, уточняют. Некоторые и сами вспоминают о тех временах, когда катались на таких Mercedes, рассказывают истории из 90-х. Ну а что в них правда, что выдумка — уже никто и не скажет. Были смутные времена и прошли, остались только действительно ценные вещи».
Автомобильные диски в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by