Все привыкли: купил проблемную машину на вторичном рынке — теперь это твои трудности. Однако житель столицы Марат посчитал это утверждение несправедливым и решил обратиться к юристам за помощью для обращения в суд. Он считает, что его обманули при продаже б/у-шного Ford Kuga, не озвучив дефект панорамной крыши, а потому он вправе требовать от продавшего машину человека компенсации. Мы попросили юристов прокомментировать, почему подобный иск заведомо проигрышный.
«21 февраля приобрел Ford Kuga. Владелец утверждал в объявлении и говорил лично, что состояние идеальное, — приводит историю своей покупки Марат. — Сказал, что был ремонт задней правой двери, в остальном по кузову вопросов нет. Спросил по технической части, ответил, что все обслужено, есть подтверждающие документы. В тот день шел снег, что усложняло осмотр машины. Продавец продемонстрировал открытие панорамной крыши, но открыл ее только частично. Уже после заключения договора купли-продажи я заметил, что панорамная крыша повреждена. Также выяснилось, что в объявлении был указан более поздний год выпуска. В итоге отдали $12 тысяч в эквиваленте, а нужно добавить еще 2,5 — столько попросили за ремонт крыши в официальном сервисе».
«Я обратился к юристу, — дополнил минчанин. — Тот сказал, что можно составлять иск в суд, дело не сильно серьезное, можно выиграть. По его словам, можно добиться возмещения дефекта либо, в крайнем случае, возврата авто в обмен на отданные деньги. К тому же, по уверению юриста, здесь усматриваются признаки мошенничества».
Onliner.by также обратился к юристам, дабы показать, что есть иное мнение: «Нельзя однозначно говорить о наличии в действиях человека, продавшего авто с дефектами, признаков мошенничества. Согласно УК РБ (статья 209), мошенничество — завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана. В данном же случае стороны конфликта заключали сделку, не нарушающую закон. Почему нет нарушений? Для этого стоит обратиться к Закону о защите прав потребителей, который защищает покупателя от недобросовестных продавцов и от приобретения товаров с существенными недостатками. В нем (статья 1) упоминается определение: „Продавец — организация, ее филиал, представительство, ИП, а также иное физлицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности (ремесленник) либо реализацию, в том числе разовую, на рынке товаров, реализующие товары потребителю по договору розничной купли-продажи“. В случае торговли на вторичном рынке, покупки по объявлению в сети речь не идет о продавце в понимании Закона, а просто о физлице. Опираться на ЗЗПП можно только в случае, если бывший владелец занимается предпринимательской деятельностью в сфере продаж авто. В данном случае указанный закон не регулирует отношения сторон. В этой ситуации, чтобы решать вопрос о возмещении убытков, надо учитывать то обстоятельство, что покупатель не был лишен возможности проверить техсостояние авто перед заключением договора купли-продажи. К слову, ответственность сторон за выявленные дефекты и поломки после сделки можно оговорить в условиях договора купли-продажи». Последнее, конечно, возможно, только если продавец пойдет на такую сделку.
От редакции добавим, что Марату иск может обойтись довольно недешево: придется оплатить услуги адвоката, экспертизу по установлению времени появления повреждения (до или после даты сделки), госпошлину в 5 процентов от цены иска (эквивалент 600 долларов в нашем случае). А вот возможность выигрыша в тяжбе весьма туманна.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!