«Тогда я подумала: а сможешь ли ты, Катенька, все осилить?» Белоруска о кругосветном путешествии на мотоцикле. Отчет первый

Автор: Андрей Журов. Фото: Екатерина Дубаневич
19 582
27 сентября 2018 в 16:00

Чуть больше месяца назад Екатерина Дубаневич стартовала на мотоцикле из Минска, положив начало первому кругосветному путешествию белоруски на байке. А сейчас время подвести первые итоги: позади 15 500 километров в пути, пять стран. Девушка успела влюбиться в Кыргызстан, чудом не попала в аварию в Казахстане, пробовала плов в Узбекистане, восхищалась горами в Таджикистане и отмывала мотоцикл зубной щеткой во Владивостоке (Россия). Под катом много фото, эмоций и приключений.

Подготовка. «Генри». Старт

Катя за рулем мотоцикла уже восемь лет, сейчас передвигается на BMW F650GS, который ласково называет «Генри». До кругосветки было много стран и путешествий. А сейчас девушка решилась на авантюру. Бросила работу, завела блог и пустилась в мотопутешествие длиною в год. Только не нужно думать, что это было спонтанное решение. Месяцы подготовки, получение виз, прививки, поиск нужной информации (подробнее — в первой нашей статье).

Сейчас Катя находится в Японии. Во Владивостоке девушка и мотоцикл расстались. «Генри» отправится в Австралию, а Катя сейчас изучает велотуризм.

Екатерина Дубаневич

«Кругосветка? А стоит ли? Да! Путь на Москву»

Старт был намечен на 18 августа. Как признается девушка, накануне вечером она никак не могла заснуть: ворочалась с бока на бок и задавала крамольный вопрос: «А стоит ли?»

Когда все было почти готово, возникло сомнение: «А стоит ли?» Кот задается тем же вопросом

В конце концов, сомнения удалось побороть. В четыре часа утра мотоциклистка выехала на трассу М1. Ее верный спутник — BMW F650GS, на котором она проехала Исландию, Сахалин, Курильские, Аландские, Фарерские острова.

Катя взяла путь на Москву, где состоялась ее встреча с Олегом Харитоновым — мотоциклистом, который в течение четырех лет находился в кругосветном путешествии. Он передал девушке эстафетную палочку, к слову, найденную в леднике на Аляске.

— Необычайной силы воли и широты души человек! — делится эмоциями девушка. — На встрече собрались люди со всех уголков Земли.

«Энтузиазм бьет ключом, вокруг друзья, путешественники и просто неравнодушные люди. Когда тебя окружают единомышленники, кажется, что ничего сложного и невыполнимого нет, но я-то знаю, что трудности неизбежны».

Мотоциклистка оказалась полностью права — в том смысле, что сложности начались уже на следующий день. Утром выяснилось: посылку с мотоэкипировкой из Финляндии можно будет забрать только через три дня. Пришлось задержаться в Москве...

— Конечно, планируя поездку, я оставляла четыре резервных дня, но как же обидно, когда они «сгорают» в самом начале путешествия, — досадует Катя.

Купеческие палаты. Чувашские названия. Самарское гостеприимство

Через несколько дней, получив посылку и попрощавшись с друзьями, мотоциклистка продолжила путь по России: «Снова почувствовала себя кочевником!»

— Обожаю маленькие города! По пути вглядывалась в лица прохожих, приветствовала местных мальчуганов, ловила их искренние улыбки, — делится впечатлениями Катя.

Кажется, за такими эмоциями мотоциклистка отправлялась в столь длительное путешествие. Сейчас высшей ценностью и главным мерилом в туристической отрасли становятся абстрактные «чувства», которые могут быть выражены разве что в баллах и оценках на разного рода сервисах.

В Гороховце (город во Владимирской области, включен в список исторических поселений федерального значения) девушка делает остановку. Внимание привлек необычный дом с резными ставнями и фигурой Царя Гороха во внутреннем дворике. В городе сохранились несколько купеческих палат. Одна из них обустроена под музей, в котором показан быт того времени.

Конечно, во время долгого и изнурительного пути возникают не только позитивные эмоции. В какой-то момент девушка оказалась в многокилометровой пробке. Причина — ремонт дороги и фура, врезавшаяся в бетонные блоки. Благо мотоцикл позволяет аккуратно двигаться по обочине.

Отметим, что безопасность — один из важнейших приоритетов для Кати. Она всегда ездит в полной экипировке, которую выбирает тщательным образом.

«Перед кругосветкой прошла курсы по экстремальной медицине, тренинг по внедорожному вождению, училась ездить по песку и поднимать мотоцикл. Обновила знания по контраварийному вождению в мотошколе Keymotoschool (Минск). В общем, подготовка основательная».

— Чем дальше от Москвы, тем чаще на заправках подходили люди — полюбопытствовать и поцокать языком: «Одна? Из Беларуси?» — рассказывает Катя. — Некоторые сами вспоминали, как ездили на Jawa, «Ижах», «Минске».

В Чувашии дороги хуже, но трафик гораздо меньше и ямы не дают уснуть, хотя уже откровенно клонило в сон, признается мотоциклистка.

По ее словам, помогали сконцентрироваться непривычные для нашего уха названия населенных пунктов. Девушка произносила их вслух и комментировала. Это типичное поведение путешественника-одиночки. Как отметили в комментариях к Instagram мотоциклистки, чувашский язык — единственный «живой» булгарской группы.

Конечной точкой этого сложного дня стало село Малая Царевщина (Самарская область). Еще до поездки, когда Катя объявила о своих планах, ей стали писать в соцсетях, предлагать помощь, ночлег. Откликнулись более полусотни человек! Среди них — Сергей, который сам является мотоциклистом.

Многие, конечно, спросят: а как же супруг (Катя замужем)? У пары был изначально договор: друг другу ультиматумов не ставить. Да и муж повел себя достойно, узнав о желании любимой отправиться в кругосветку: «Я слишком уважаю себя и дорожу тобой, чтобы насильно удерживать».

— Сейчас мы постоянно на связи, переписываемся, общаемся, — говорит мотоциклистка. — Уже договорились вместе отправиться в Японию, уверена, ему понравится.

Казахстан. По дороге «лайкают». Корабли пустыни. Байконур

Из Самары Катя отправилась в сторону российско-казахстанской границы. Дорога была не очень, много ремонтов и характерных «волн».

— Пересечение границы заняло меньше часа, таможенники лишь окинули взглядом навьюченный мотоцикл и попросили открыть маленький задний кофр, — отмечает девушка. — При въезде сразу же сделала страховку за $15, так как «Зеленая карта» здесь не действует.

А потом разговорилась с местным пастухом, который оказался выходцем из Азербайджана и даже когда-то был в Минске.

«Люди с радостью ищут точки соприкосновения. Кто-то ездил/ездит на мотоцикле, кто-то служил в Беларуси или там живут родственники. В общем, с каждым есть что-то близкое, родное, и о чем поговорить», — делает такие наблюдения девушка.

— В Казахстане поразили необозримые просторы степи, — продолжает Катя. — Пытаешься рассмотреть край, а нет его, только сероватая дымка на горизонте.

Покрытие дороги было хорошим, но на границе мотоциклистку предупредили: в темноте лучше не передвигаться, так как ночью можно на кого-нибудь наехать: живность любит погреться на теплом асфальте. То же самое, кстати, указывали в Instagram.

— Добралась до Уральска (город с населением в 300 тысяч человек на западе Казахстана) очень быстро, — говорит мотоциклистка. — Итого за день проехала около 600 км. Решила выдвинуться в 4 утра. Это, на минуточку, +2 часа к минскому времени. Организм начал бунтовать, уговаривая поспать часов еще эдак восемь... Но надо было нагонять график.

По признанию девушки, на казахстанских дорогах она привлекала всеобщее внимание. Многие сигналили, моргали светом фар, показывали «класс» в окно автомобиля.

— А на заправках персонал даже выходил сфотографироваться со мной и мотоциклом, — улыбается Катя.

По плану было проехать 1300 км до Байконура, но темнеть стало около 20:30, и пришлось остановиться на ночлег в Аральске (город в Кызылординской области Казахстана, население — 30 тысяч человек), преодолев «только» 1100 км.

— Местность вокруг хоть и однообразная, но с восточным колоритом. Вдоль дорог расположены статуи с надписями и узорами на стелах, — делится очередной порцией эмоций мотоциклистка. — По дороге встречаются первые корабли пустыни – верблюды, ухоженные, с бантиками и нагло гуляющие по трассе.

На следующее утро путь лежал до Байконура (до него оставалось каких-то 220 км). Там была договоренность с местными ребятами, которые показали город (а вы знали, что пропуск для белорусов надо оформлять за 55 дней?).

«Впервые увидела настоящие ракеты, — рассказывает девушка. — А посмотреть старт вживую, оказалось, стоит около 100 тысяч российских рублей!»


Следующим городом для посещения стал Шыкмент (расположен на юге Казахстана, население — чуть более 1 млн человек). До него пришлось ехать в темноте. Выручало, что покрытие трассы было хорошим.

Мотоциклистка решила придерживаться фуры, с которой добралась до города, правда, не без приключений — водитель автопоезда дважды оттормаживался перед скоплением лошадей и верблюдов.

— Шымкент шокировал хаотичным движением даже в поздний час, — говорит девушка. — А утром местные мотоциклисты пригласили меня съездить в горы на праздник в честь Дня детского туризма, где я стала почетной гостьей!

На завтра ждал Узбекистан... А в Казахстан вскоре предстояло вернуться.

Узбекистан. Плов. Рынок. Институт Солнца

— Выехав в шесть утра, я очень быстро оказалась на шумной границе с непрерывным потоком фур и пешеходов, — вспоминает мотоциклистка. — Первым квестом стала просьба пограничников развернуть мотоцикл задней частью к камере для сканирования номера. Пришлось проделать это дважды — на обеих сторонах. Люди, машины, собаки, таможенники, пограничники — все вокруг завертелось в бешеном темпе. Менее чем за час граница была пройдена.

На узбекистанских дорогах огромное число белых Daewoo Matiz, Chevrolet Spark, забавных микровэнов.

— А затем был плов, телебашня и рынок, — Катя называет Узбекистан страной контрастов. — Ташкент оказался огромным муравейником, с красивыми современными зданиями и национальным колоритом. На 5 миллионов человек (в агломерации проживает именно столько) у них всего 500 мотоциклистов!

Вдохновившись рассказом друга о прошлогодней поездке по Средней Азии, девушка решила побывать в Научно-исследовательском институте Солнца. Самый интересный объект — солнечная печь, которая состоит из огромного числа зеркал, комплекса гелиостатов и технологической башни.

Переночевав в Ташкенте, девушка отправилась в Самарканд. Это третий по величине город в Узбекистане, население — более полумиллиона человек. Погуляла по Регистану (так называют главные площади в городах), самой старой мечети и мавзолею Тамерлана, а также попробовала настоящую самсу.

— Ритм жизни в Самарканде гораздо спокойней и размеренней, чем в Ташкенте, — считает Катя. — Город низенький, движение медленное, огромное количество людей работает в туристической сфере. Самарканд оставил приятное послевкусие и желание посетить его еще раз.

Таджикистан. Серпантин. Кирпичи в поворотах. Горы

Немного задержавшись в Самарканде, границу с Таджикистаном путешественница пересекла позже, чем рассчитывала, а в горах темнеет рано...

— Но я ж упрямая и решила двигаться дальше — всего-то 200 км по серпантинам, — усмехается мотоциклистка. — Думаю, эта дорога — своеобразное испытание духа для приезжих.

«Во-первых, есть большой риск улететь, засмотревшись на красоты, или не войти в поворот. Во-вторых, в темноте существует опасность столкнуться со встречной фурой».

— Кто прошел первые уровни, есть элементы неожиданности — лежащие в поворотах рассыпанные кирпичи, — возмущается девушка. — Вам мало и скучно? Тогда вот — ремонт дороги с вырезанными дырами в асфальте. Все еще жаждете приключений? «Бонусом» идут огромные псы Баскервилей с горящими глазами, бегущие из темноты. А потом длинный пыльный туннель, где приходится открывать визор, щуриться, но как-то ехать. Зато вы будете вознаграждены теми видами, которые откроются утром.

В каждой стране Катя посещает две «точки» — столицу и город поменьше, но поуютнее.

Поэтому после Душанбе был Худжанд (север Таджикистана, население — 400 тысяч человек), он оказался просторным, зеленым и «королевским» — здесь повсюду короны. Памятники отливают золотом, а комплекс Истиклол увенчан крутящейся короной.

Кыргызстан. Цвета. Перевалы

— Я влюбилась! До кончиков пальцев, до дрожи, до спертого дыхания от восторга, — признается Катя. — Кыргызстан бесподобен! Я не художник, но от открывающихся видов срочно захотелось взять в руки не кисть, а цветные мелки для передачи текстуры и рисовать все, что видишь вокруг.

«Мне кажется, что у каждой страны есть свои цвета, для Кыргызстана это терракотовый, кремово-песочный, розово-фиолетовый и бирюзовый».

Дорога от города Ош до Бишкека включает два высокогорных перевала на высоте более 3000 метров и по праву считается одной из самых живописных в мире. Она идет сначала вдоль реки Кара-Балта с подъемом на перевал Тоо-Ашуу и спускается в Сусамырскую долину.

Опять Казахстан. Первое ТО. Каньон. Близка к аварии. Полиция

И снова в Казахстан. На этот раз мотоциклистка приехала в Алматы. На улице шел дождь, похолодало. В горах туман, поэтому осмотр достопримечательностей пришлось отложить. А «Генри» отправляют на первое ТО. Он заслужил.

После этого мотоциклистка направилась в сторону первого в своей жизни настоящего каньона. Чарынский каньон — памятник природы, сложенный из осадочных пород, возраст которых составляет около 12 миллионов лет.

Пончики на краю одной из скал в Чарынском каньоне – бесценно!

— А потом случилась самая сложная дорога в моей жизни, — вздыхает мотоциклистка. — Дорога от Талдыкоргана до Усть-Каменогорска представляет собой сочетание ям, волн, колейных вмятин, заплаток и наплывов асфальта. И это на протяжении 850 км. Хороших участков нет... А если вам маловато, то за 100 км до города начнутся ремонты с объездами по мокрой глине, песку с камнями, щебню и пр.

По словам путешественницы, она дважды была близка к аварии — при выпрыгивании с одной волны и попадании сразу во вторую «Генри» словил вобблинг. Выручила контраварийная подготовка, мотоцикл чудом удалось стабилизировать.

— Впервые в этом путешествии пришла мысль: а сможешь ли ты, Катенька, все осилить, ведь это только цветочки, — не скрывает девушка. — Но я доехала, пусть и с ноющими от боли и усталости плечами и с замерзшими конечностями (было +6 градусов по Цельсию). Время покажет...

А еще мотоциклистку дважды останавливала казахстанская дорожно-патрульная полиция. Сначала подвел навигатор, который поздно сообщил о круговом перекрестке. Полицейский, заметив нарушение, не мог не отреагировать. Разговорились. Молодой человек рассказал, что сам планирует приобрести мотоцикл, поэтому был снисходителен и отпустил с миром.

В другой раз полицию заинтересовали три яркие фары мотоцикла. Девушка объяснила, что это базовая комплектация BMW, и отправилась дальше.

Россия. Черед городов. Мойка мотоцикла. Расставание с «Генри». Япония

За три недели с небольшим мотоциклистке удалось проехать 15 500 км. Стала сказываться усталость, а учтите также разницу в часовых поясах.

— Человек — удивительная система, которая может приспособиться ко всему, — не сдается мотоциклистка. — Если едешь в жару, то мечтаешь о холоде, но едешь же. А вот уже +6 градусов по Цельсию и с нежностью вспоминаешь Среднюю Азию.

«Еще заметила, что во время путешествий организм становится „собранней“ и устойчивей к любым болячкам. Дома выпьешь холодного молока — и уже простуда, а в дороге многие часы в холод и ночевки в палатке — и хоть бы хны».

В России маршрут путешественницы пролегал через череду городов: Барнаул, Ачинск, Иркутск, Читу, Могочу, Свободный, Хабаровск, Владивосток...


Девушке удалось нагнать график. Во Владивосток она приехала в середине сентября. Осмотрев достопримечательности и побывав на о. Русском, она занялась подготовкой мотоцикла к отправке в Австралию. Предстояло расставание с «Генри».


В Австралии чрезвычайно строгие нормы по ввозу транспортных средств в страну. Ввиду уникальной экосистемы, формировавшейся многие века, власти опасаются всего инвазивного, что может нарушить хрупкий экологический баланс.

Поэтому мотоцикл предстояло отмыть так, чтобы он выглядел как новый — ни одной капли масла, никакой грязи и пыли!

Сперва была обычная мойка, затем сутки вычищения самых укромных уголков мотоцикла зубными щетками и ватными палочками и еще одна мойка для закрепления результата.
— Вот и все, мотоцикл в контейнере, а я теперь пешком, — подводит промежуточный итог Катя. — Сейчас я в Японии, где в течение месяца буду осваивать велотуризм, а уже оттуда полечу встречать мотоцикл в Мельбурн.


...Приключения продолжаются, а Катя катит вперед.

Купить мотоцикл на «Мотобарахолке» Onliner.by

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by