21 227
07 мая 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Екатерина Дубаневич

«Я снова оказалась в фэнтезийном мире». Мотоотчет о поездке на Аландские острова

Автор: Андрей Журов. Фото: Екатерина Дубаневич

«Испытываю особые чувства к островам и считаю, что нет ничего лучше, чем малонаселенные кусочки суши в больших морях или океанах. Особый ландшафт, климат и потрясающие виды гарантированы», — утверждает минская мотоциклистка Екатерина Дубаневич. Прошлым летом она побывала в Исландии, на островах Эстонии (недавно пересчитали и пришли к выводу, что у этой страны их более двух тысяч) и Фарерских островах. А сейчас на своем байке марки BMW, который она любя называет Генри (за белоснежный цвет), отправилась в еще одно необычное место — на финский архипелаг, где в основном живут шведы, есть тропа троллей и вообще о-о-очень самобытно.

Екатерина для поездки выбрала четыре дня выходных, выпавших в конце апреля. Девушка осталась неизменной своему принципу — путешествовала в одиночку. Объясняет, что при движении в группе на дальние расстояния всегда переживает за сопровождающих и не может сконцентрироваться на управлении мотоциклом. Кроме того, иногда может свернуть к обочине, увидев интересный кадр, и не хочет заставлять кого-то подстраиваться под ее интересы. «Мне хорошо одной», — заключает мотоциклистка.

— Почему именно Аландские острова? — переспрашивает владелица BMW F650 GS. — До них сравнительно недалеко. А еще с ними связано столько всего необычного... Ну например, самих островов около 6700, а заселены менее 1%! Представляете, какое скопление необитаемых островов? Они считаются автономией Финляндии, при этом есть собственный флаг и даже почтовые марки. А живут там в основном шведы, которых не могут призвать в армию, поскольку острова считаются демилитаризированной территорией. В случае военных действий у них остается нейтральный статус.

Если равномерно разделить острова между населением (там живет всего около 30 тысяч человек), то на каждом будет жить в среднем по четыре человека. Единственный город, он же столица, — Мариехамн (в переводе — «гавань Марии»), имеет два порта. Туда Екатерина планировала добраться на пароме из Таллинна. Но ведь еще предстояла поездка через Прибалтику! А весна, как свидетельствуют показания уличных термометров, выдалась на редкость холодной.

— Отказываться от своих планов не в моем характере, и я решила ехать, несмотря ни на что, — утверждает отважная девушка.

В назначенный день начались сборы: дорожная сумка, шлем, дождевик, навигатор, штатив... Екатерина всегда передвигается в яркой мотоэкипировке, хотя, по ее признанию, это не всегда спасает от подрезаний со стороны автомобилистов. Поэтому перед дальней дорогой всегда есть определенный мандраж, который развеивается, стоит только выехать на трассу.

Маршрут проходил через Литву. Но до границы еще добраться надо! Первое приключение ждало на гродненской трассе: поднялся сильный ветер, порывы несколько раз пытались «снести» заднее колесо мотоцикла, приходилось быть сверхсконцентрированной.

Как говорит девушка, первые несколько десятков километров дались нелегко — во время опережения фур воздушные потоки «закручивали» опасный водоворот. Это напомнило прошлогоднее путешествие по Исландии — стране с живописными пейзажами и ледяными ветрами. Но оно стоило того!

— Перед въездом в пункт пропуска никого не было, — мотоциклистка поначалу решила, что ей повезло и удастся быстро пройти границу.

«Девушка-пограничник, как мне показалось, посмотрела сочувствующе и выдала пропуск, который стал быстро мокнуть под дождем»

Заметим, что ранее байкеры неоднократно просили упростить прохождение границы. Один из аргументов: мотоэкипировка — тяжелая и плотная, малопригодна для длительного стояния на месте, да и провести все необходимые процедуры с таким транспортным средством проще и быстрее, чем в случае с автомобилем.

Услышали ли доводы мотоциклистов? Судите сами по этому рассказу: Екатерина проехала мимо нескольких автомобилей, чтобы остановиться под навесом пункта пропуска. К ней сразу же направились люди в форме, она уже было приготовилась оправдываться, а ей говорят: «Ну что вы стоите? Идите на паспортный контроль...»

Через несколько минут BMW F650 GS выехал на нейтральную территорию. Прохождение въездного контроля с литовской стороны тоже прошло быстро.

Спустя десять минут, несмотря на сильный дождь, счастливая мотоциклистка держала путь на Каунас. По словам девушки, в такие минуты от зимней спячки пробуждается дух странствий, и она готова без устали ехать, кажется, бесконечно... Ой, только бы не промахнуться мимо хостела. Да вот же он!

Опытная мотопутешественница хорошо знает такую особенность: в первые дни нужно планировать большие пробеги, поскольку сил и энтузиазма много. А затем постепенно уменьшать километраж, чтобы успевать отдыхать, так как усталость имеет обыкновение накапливаться.

— Ни с чем не сравнимое удовольствие, когда после сложного пути и борьбы с ветром принимаешь горячий душ и касаешься мягкой постели. Утром снова уже бодр и готов ехать навстречу приключениям, — делится впечатлениями Екатерина.

Хостел в Каунасе

На следующий день предстояло преодолеть почти шесть сотен километров до Таллинна. Снова дождь, ветер... И как вознаграждение за тяжелый отрезок пути — шикарный десятиэтажный паром Baltic Queen, который был построен около десяти лет назад и используется в основном на маршруте Таллинн — Мариехамн — Стокгольм. На борту есть супермаркет, несколько ресторанов, баров, дискотека, игровые автоматы и даже сауна.

Девушке досталась крохотная, но уютная каюта. При бронировании можно выбрать разные по комфортности «номера», Екатерина остановилась на бюджетном 4-местном варианте. Впрочем, это не сказалось на удобстве: кроме нее, в каюте была лишь одна пассажирка.

— Боялась, что меня забудут высадить на промежуточной остановке — в порту Мариехамна. Ведь в основном люди направляются в Стокгольм, — вспоминает мотоциклистка. — Но нет. В четыре утра вежливо постучали в дверь и попросили приготовиться. И вот, наконец, порт и Аландские острова, о которых я столько читала!

Первые впечатления: да они безлюдные! За шесть часов пути (с 4 до 10 часов утра) мотоциклистка не встретила ни одного человека... В столице — звенящая тишина. Нет той привычной городской суеты, время словно остановилось.

А затем настал рассвет и время любоваться природой: каменные плато, красные дорожки и скалы, заколдованный лес. «В тот момент я осознавала: это то, за чем я так долго ехала. Я снова в фэнтезийном мире... А ведь это место не так уж далеко от родной Беларуси», — говорит Екатерина.

Пришло время рассмотреть основные достопримечательности. Кстати, перемещаться между островами довольно легко. Оказалось, они находятся рядом друг с другом и большинство соединены мостами, хотя также есть много паромных переправ.

Все указатели — на шведском, и поиск интересующих мест в итоге превратился в увлекательный квест. Иногда путешественница плутала, подъезжала к частной территории, закрытой шлагбаумом. Приходилось разворачиваться. Вознаграждение ждало за поворотом, узенькая тропинка выводила к живописному берегу, а там — импровизированный корабль древних викингов, установленный в честь первых поселенцев. Рядом тяжелый стол и скамья, чтобы уставший путник мог отдохнуть и насладиться прекрасным видом Балтийского моря.

Отдельно нужно сказать про мельницы, которые встречались то тут, то там и служили дополнением самобытности Аландских островов. Некоторые явно реновированные, а некоторые хоть и обветшали со временем, но при этом не потеряли своего очарования.

Через несколько часов дорога привела мотоциклистку к коммуне Ета. Всего на островах 16 общин, и названия для белорусского уха одно чуднее другого: Вордё, Сальтвик, Эккерё, Кумлинге, Соттунга... К слову, официальной валютой автономии считается евро, принимают карты (у нашей героини была Visa Gold) — с оплатой проблем не возникло.

В коммуне Ета Екатерина искала тропу троллей, но первой ее встретила деревянная фигура оленя с белокурой ниточной гривой. А потом девушка долго бродила по сказочному маршруту. Вдоль всей тропы возведены пирамиды из камней (с ними девушка познакомилась еще в Исландии) — именно их и называют троллями и верят в то, что если сложить такую горку, то тролль будет охранять и принесет удачу.

Еще из интересных наблюдений мотопутешественницы: аландцы очень любят украшать свои почтовые ящики и превратили это в настоящее искусство. Какие только сюжеты они не переносят на эти неприхотливые символы уходящей эпохи: от простых смайлов до художественных картин.

Вот только не надо думать, будто здесь живут словно в 19-м веке. Напротив! Имеются все признаки цивилизации. Не так давно Аландские острова входили в тройку стран, где самый быстрый интернет!

Напоследок девушка заехала в средневековый замок Кастельхом в коммуне Сунд. Впервые он упоминается в летописях в 1388 году. Но туристический сезон еще не начался, и внутрь попасть не удалось, зато снаружи его масштабы впечатлили.

...Паром высадил Екатерину в 4 часа утра, а забрал уже ночью. Почти сутки мотоциклистка колесила по Аландским островам, восхищаясь безмятежной красотой этого спокойного уголка Земли. Завтра ей предстояло вернуться в шумный мир, но перед этим можно было еще чуть-чуть побыть наедине с собой.

Читайте также:

Мотоциклы в «Мотобарахолке» Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by