«Спрашивали — отвечаем». На прошлой неделе мы призвали читателей присылать оставшиеся невыясненными вопросы относительно масел, чтобы сделать своеобразный FAQ. На почту поступило более полутора десятков писем. Все они были направлены специалисту — Павлу Черногорову, начальнику группы продаж масел и техжидкостей компании «Армтек». Мы решили разделить вопросы на две темы: утилитарную часть, касающуюся большинства белорусов, и разбор конкретных примеров, которыми поделились читатели.
— На сервисе можно услышать фразы типа «Я сам знаю, какое масло и какой вязкости лучше лить», «Я купил машину, и прежний владелец заливал именно это — так что лейте его». Насколько правы такие автовладельцы?
— Использование того или иного масла в моторе регламентирует сам производитель двигателя и никто иной. Даже если на горловине указан производитель (бренд) или конкретная вязкость, стоит узнать, что можно, а что нельзя заливать. Правильно подобрать масло можно после ознакомления с мануалом, который есть в каждом новом автомобиле. Если речь о «бэушке», то мануал можно скачать в сети. В разделе «Техническое обслуживание» или «Проверка и заправка» всегда указаны требования автопроизводителя к вязкости и допуску используемого масла. Могут быть рекомендации брендов в качестве рекламы, причем для разных рынков бренды могут быть разными.
Для примера возьмем довольно популярный в РБ автомобиль Skoda Rapid. Поиск мануала занимает не больше минуты. Читаем: для бензиновых двигателей предъявляются требования к маслу от устаревшего 502 00 до современного 508 00. Рекомендации по вязкости в данном случае отсутствуют, а значит, ограничений нет, и выбор потребителя падет на типовые продукты, которые есть в линейке всех производителей масел 5w-40 с допуском 502 00 и 5w-30 с допуском 504 00.
— Кто-то скажет «не хочу заморачиваться и читать всякие там мануалы». Есть ли вариант попроще?
— Во-первых, можно найти автосервис, которому вы будете доверять. Во-вторых, можно зайти на сайт производителя масла и по модели машины получить список рекомендованных продуктов (пример от бренда ZIC — по ссылке). Важно понимать, что рекомендации строятся только на основании требований автопроизводителя к конкретному двигателю.
— Верно ли деление масел по принципу: 15W-40 — «минералка», 10W-40 — полусинтетика, 5W-30 — синтетика?
— Это не так. Тип масла не зависит от его вязкости. Так, минеральным может быть и 10w-40, и 5w-30. К примеру, предназначенный для азиатского региона Shell Helix HX5 SN 5W-30 не является синтетикой, продукт относится к минеральным или полусинтетическим маслам.
— «Почти не езжу на машине, накатал только 10 000 км за 3 года, а потому масло меняю раз в 3 года». Можно ли определять необходимость замены масла только по пробегу?
— Не стоит. Оптимальным сроком замены масла по времени является 1 год, даже если автомобиль не наездил необходимый интервал для замены.
— Стоит ли добавлять в масло присадки? Даже если оно не самого лучшего качества, присадки могли бы исправить ситуацию.
— Лучше не стоит. Ни один производитель не рекомендует использование присадок, так как требования к маслу уже учтены в конкретном допуске. То есть производители масел уже добавили все что нужно и сделали состав сбалансированным по всем параметрам, согласно требованиям допуска того или иного автопроизводителя. Самостоятельное добавление присадок повышает вероятность «неправильной» работы двигателя. Но не стоит путать присадки для масла с присадками для топлива. Последние работают иначе. Но и они часто могут быть запрещены автопроизводителем. Пример — все тот же Skoda Rapid.
— Нашел в гараже старую забытую банку. Можно ли заливать? Имеет ли моторное масло срок годности?
— Чаще всего срок годности моторных масел — 5 лет в закрытой упаковке от даты изготовления, указанной на упаковке. К открытому продукту производитель не дает срока годности, но рекомендует использовать его после вскрытия в течение года. Также стоит знать, что акцизная марка (контрольный знак) и дата производства масла никак не соотносятся и не являются причиной для сомнения в качестве продукта. Контрольные знаки печатает РУП «Издательство „Белбланкавыд“» и хранит их на своих складах. Импортер закупает определенное количество акцизов для маркировки своей продукции. При этом «Белбланкавыд» выдает те знаки, которые уже хранятся на складе. Чаще всего дата печати контрольной марки оказывается более ранней за дату производства продукта. Может быть и наоборот: к примеру, если поступает товар, произведенный в 2018 году, а контрольные знаки напечатаны в 2019-м.
Александр: «Понятно, что в РБ много подделок. Все говорят, что в Европе нет подделок. В таком случае, может, есть смысл покупать в Польше или Литве?»
«Сам я купил через знакомого масло в Литве, обнаружил несколько несоответствий: объем — на литр больше; голограмма с логотипом у образца из РБ переливается, а у образца из Литвы нет (выглядит как фольга); образец из Литвы изготовлен на заводе в Италии, образец из РБ — на заводе в Бельгии; QR-коды на обоих образцах не дают никакой информации о производителе. После отправления на официальный сайт письма с просьбой уточнить подлинность получил ответ, что масло оригинальное, так как было проверено по Batch-номеру».
— Глобальные компании, такие как Castrol, Total, Shell, Mobil, производят свою продукцию на разных заводах разных стран. Производители масел сами не изготавливают упаковочную тару, а заказывают ее у сторонних поставщиков. Продукция одного бренда, произведенная в разных странах, может отличаться упаковкой и технологией нанесения печати на упаковку. Бутылки могут различаться по своей форме, комплектоваться разными крышками. Кроме того, бутылки могут иметь литографическую печать или наклейку. Многие производители имеют абсолютно разные виды упаковки для Америки, Азии, Европы. В связи с этим внешние особенности не могут являться точным признаком подделки. В данном конкретном случае покупатель отправил обращение производителю и получил на него официальный ответ. Производитель признал, что данная продукция является оригиналом, — повода для сомнений нет.
Сталкивались ли мы с тем, что клиенты закупали контрафакт в Европе? Да, в нашей практике были случаи, когда международные перевозчики закупали продукты известных брендов с сомнительным качеством в ближайших к РБ европейских странах.
Артур: «Можно ли встретить контрафакт на станциях официальных дилеров? Как этого избежать, убедиться в подлинности?»
«Проверил по бланку Elf, купленный на официальной станции. Результат — „Автопромсервис“, официальный дилер Renault в РБ. Насколько знаю, возят они его из РФ. Из прошлой статьи узнал, что завод в России открылся только в октябре 2018 года».
— Автодилеры часто имеют прямые контракты с производителем масел. В данном случае дилер предлагает потребителю специальные продукты, например масло ELF Evolution RN TECH 5W-40, которое невозможно приобрести в розницу или в сети. Такие продукты называют специальными, так как они используются только у автодилера и не доступны для реализации даже через официальных дистрибьюторов.
Специальные продукты всегда можно заменить аналогами с соответствующими характеристиками (допуск + вязкость). Нет повода сомневаться в качестве смазочных материалов данного дилера. Качество продукции может быть подтверждено необходимыми документами.
Вадим: «Занес дилеру масло, которое считал оригинальным. А там говорят, никогда не использовали. Кому верить?»
«Владею Kia Cerato 2014 г. в., заливаю масло с логотипом Hyundai. Всегда считал, что оно оригинальное. Но в официальном салоне Kia сказали, что данный продукт никогда не был оригинальным и никогда не использовался в новых автомобилях».
— На местном уровне дилеры могут самостоятельно принимать решение об использовании того или иного продукта, если иное не предусмотрено дилерским соглашением. Так, по нашим данным, дилер Kia действительно никогда не использовал продукт, который запечатлен на снимке, для гарантийного или послегарантийного обслуживания автомобилей. На данный момент дилер Kia использует Motul, а ранее использовал продукты бренда ZIC, насколько нам известно.
Для получения точной информации стоит обратиться к импортеру с официальным запросом. Предварительно можно говорить, что автокомпании самостоятельно не выпускают масла, а заказывают их у сторонних производителей. Так, например, для бренда Hyundai Mobis масла производят следующие южнокорейские компании: SK Lubricants, S-Oil Total Lubricants, GS Caltex Corporation.
Юрий: «Как „Армтек“, называющаяся официальным поставщиком ряда моторных масел, прокомментирует две разные банки, которые я заказал у них?»
«Заказал две вместе, не по одной, оформил одним заказом. Пришли тары с разными этикетками, разным качеством изготовления канистр. На крышке одной банки — оборванная этикетка поставщика. На этом фоне не верю, что поставил продукт официальный импортер „Ойл Мотор“».
— Внешний вид канистр не является признаком, по которому можно определить качество продукта. Строгий внутренний контроль качества предоставления услуг позволяет нам давать потребителю широкий выбор масел разных брендов. Реализация масел и смазочных материалов в нашей компании осуществляется строго в соответствии с техрегламентом Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям». Качество и безопасность продаваемой продукции подтверждается декларацией о соответствии, паспортом качества, паспортом безопасности. Данные документы имеются на все масла, реализуемые компанией «Армтек».
Евгений, Виктор и Дмитрий: «В статьях „масляного расследования“ не упомянуты масла некоторых брендов: Liqui Moly, „Лукойл Genesis“, Titan. Часто ли можно найти подделки редких и дорогих брендов?»
«Как можно предположить, производители контрафакта специализируются на подделках массовых брендов — для большей и скорейшей прибыли. Исходя из этого тезиса можно сделать вывод, что есть смысл покупать редкие и дорогие масла».
— Нельзя говорить о наличии или отсутствии контрафакта по любому бренду. Однако покупатель имеет возможность выбрать официального импортера, тем самым исключив возможность покупки продукта сомнительного качества.
Из практики можно говорить, что подделки появляются по продуктам массовым и популярным, когда подпольный производитель гарантированно сможет сбывать крупные партии благодаря высокому спросу. Также велик шанс встретить подделку дорогих масел, когда производитель подделки заработает больше, даже продав малую партию. Не стоить забывать, что основной поток контрафакта идет из РФ, и те бренды, которые на рынке РБ пока не имеют подделок, вполне могут иметь подделки на рынке России.
Все вышеперечисленное не позволяет вывести формулу выбора масла по цене или популярности.
Николай: «Необходимы рекомендации, где же все-таки покупать масло».
— Прежде чем ответственные органы более активно примутся за засилье контрафакта (надеемся, это случится), считаю, нужно подробно расписать, что нужно сделать, чтобы получить информацию о масле, как избежать подделки. Необходим список «недобросовестных» импортеров моторного масла.
Понятие недобросовестности импортеров лежит в области права. Напомним, организацию нельзя назвать таковой, пока это не будет доказано в суде. На сегодня можно говорить лишь об одном постановлении, касающемся партии продукта, продаваемого под видом Elf и Total со стороны ООО «Город масел» и ИП Грунтова. Действия этих юрлиц были расценены судом как «незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права».
А вот список официальных дистрибьюторов, которым можно доверять, у нас имеется:
Благодарим за помощь в подготовке материала компанию «Армтек», которая является официальным поставщиком ряда моторных масел.
Читайте также:
Наш канал в «Яндекс.Дзен»
Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by