А помните, как было раньше? Поначалу ребенку полагалось ездить на трехколесном велосипеде, потом был четырехколесный — с двумя приставными колесиками, которые постоянно загибались, из-за чего велик «штормило» из стороны в сторону. Когда папа снимал колесики, начиналась взрослая жизнь, потому что уметь держать равновесие — это уже солидно. И затем было еще много велосипедов, в том числе самый прокачанный — доставшийся от старшего брата — с наклейками на раме, а то и обшитый мехом. Или дедушкин «взрослик» (с оригинальной манерой педалирования на нем — под рамой). Сейчас рынок в состоянии предложить совершеннейший калейдоскоп цветов и размеров. Хотя, если присмотреться, некоторые штуки никогда не выходят из моды.
С этого все начнется для малыша — первый велик! Почти наверняка трехколесный, но не стоит его недооценивать. Сегодня понятие о трехколесном велосипеде несколько изменилось. Нет, не подумайте, в каталоге есть те самые, простые и честные, «Зубренки» из нашего детства. Упасть с них можно только если нарочно, разогнаться не получится. Невозможно представить, сколько народу начинало именно с таких трехколесников.
Главное преимущество «Зубренка» — его простота. Ломаться там нечему, в обслуживании он не нуждается. Стоит, соответственно, недорого. Рама стальная, но весить велосипед будет совсем немного. Да и какая разница — все равно вам его таскать, не ребенку. Педали, приводящие этот транспорт в движение, соединены с передним колесом. Это стандартное решение для большинства трехколесных детских велосипедов. Безопасная конструкция: нет ни зубастых звезд, ни металлической цепи.
Но появились и другие варианты: «Зубренок», можно сказать, претерпел ребрендинг. Некоторые производители, взяв за основу простой трехколесник, попытались привить ему функции детской коляски. Так у велосипеда появился чудный навес, ручка, чтобы мама или папа могли контролировать маршрут юного путешественника, а также поддон для всяких нужных вещей: памперсов, запаса питья и питания, дополнительной одежды — кстати, все, что нужно велосипедисту-профессионалу.
Тема клевая — нет вопросов. С таким велосипедом можно отправляться на долгую прогулку. Раньше как было: двадцать минут он крутит педали, потом ему скучно, он устал — мама одной рукой тащит гонщика, другой рукой тащит его велик, третьей рукой — «клунки» со всем необходимым… С модернизированным великом все проще. Устал — ставь ножки на подножки и спи себе в тени под навесом, пока мама продолжает твое путешествие своими силами. Проснулся, просигналил о необходимости перекусить или поменять памперс — у мамы все под рукой.
От детских колясок такие велосипеды получили также регулировку сиденья и ручек — все настраивается в зависимости от того, чем маленький велосипедист занят. Еще есть так называемый родительский тормоз — стопор задних колес. Мамы оценят: остановилась в парке поговорить с подругой по телефону, а малыш вот он — никуда не укатится.
Есть, правда, и несколько минусов. Цена на такие велосипеды-коляски значительно выше, чем на элементарные трехколесники. И с учетом всех дополнительных функций такая конструкция весит довольно много, как полноценный взрослый велосипед (от 8 до 12 кг). Убедитесь, что в вашем доме без сбоев работает лифт.
Ребенок растет, а количество колес в его велосипеде увеличивается. Многие родители предпочитают купить своим детям модель с четырьмя колесами: двумя основными и двумя приставными. Это хорошее решение. Ребенок привыкнет к велосипеду, не будет его бояться. А когда наступит время, останется снять приставные колеса и немного помочь малышу обрести равновесие.
Велосипеды для дошколят и школьников уже больше похожи на настоящие, взрослые велики. Рама привычной геометрии, появляется цепной привод, полноценные тормоза. На таких детских моделях они часто ободные. Это совершенно нормально, потенциал у них достаточный для того, чтобы остановить гонщика-профессионала, несущегося вниз по серпантину, не то что мальчишку или девчонку, рассекающих по велодорожке под присмотром родителей. Единственный нюанс: нужно научить малыша правильно пользоваться такими тормозами. Использовать в обязательном порядке нужно оба: и передний, и задний. Непосредственно за замедление отвечает как раз передний тормоз, а задний обеспечивает общую устойчивость. Громадная ошибка очень многих: отказаться от переднего тормоза вообще. Это попросту опасно. А страх перевернуться через переднее колесо сильно преувеличен. Пользуйтесь тормозами правильно сами и научите своих детей: ручки следует нажимать плавно, без резких движений и блокировок колес. Скорость можно снижать поэтапно, не доводя ситуацию до критической.
Вернемся к велосипедам. Это все еще транспорт для малышей, скорость там, как правило, одна — больше и не нужно. Зато есть всякие полезности, вроде корзиночек, чтобы туда складывать игрушки, звоночка, чтобы дать о себе знать прохожим, мягких подкладок на руле и раме, чтобы случайно не удариться.
Для такого возраста ребенка нет явного отличия между моделями велосипедов для мальчиков и для девочек с точки зрения конструкции рамы. Ориентируйтесь на цвет и внешний вид — велосипед должен нравиться.
Не самая очевидная подкатегория, которая, впрочем, имеет свои особенности. Например, подходящий вариант, если ранние этапы детства прошли без велосипеда и нужно как-то вливаться в общей тренд. Дети быстро растут, поэтому обращайте внимание на размер рамы, в том числе с точки зрения регулировки высоты сиденья и руля. С этим велосипедом ваш ребенок докатает свое нежное детство, затем будут подростковые велики для модных девчонок и крутых пацанов.
Как правило, к школьному возрасту дети уже умеют держать равновесие, поэтому на велосипеде может быть не предусмотрена установка дополнительных поддерживающих колес. Производители стараются делать рамы с заниженной трубой, чтобы снизить риск того, что ребенок ударится, неловко спрыгнув с седла.
Тормоза у таких велосипедов бывают как ручные, так и ножные, встречаются даже комбинированные варианты. Ручные тормоза — вариант большинства взрослых велосипедов, так что, возможно, имеет смысл привыкать к ним. Ножные тормоза понятнее интуитивно, многие не спешат с ними расставаться.
Полезная штука — защита цепи. Просто необходимая вещь, чтобы, во-первых, юный и любознательный не сунул в привод свои пальцы, а во-вторых, цепь не «зажевала» штанину — это чревато падением.
Не допустите самую главную ошибку при выборе велосипеда ребенку в раннем подростковом возрасте: не думайте, что вы знаете лучше, что ему нужно. Вы не знаете. Мы сейчас будем рассуждать о металлах, количестве скоростей и преимуществах дисковых тормозов. А дочь посмотрит на эти потуги и размажет их одним-единственным аргументом: «Я хочу розовый велосипед». Или голубой. Или желтый. И знаете что? Это реально важное пожелание, которое нельзя проигнорировать. В таком возрасте вещи выбирают максимально искренне: нравится — не нравится. Практичность, цена, ваш жизненный опыт не стоят ничего, если ребенку не зайдет тот велик, что вы ему насмотрели, — уговоры не помогут, будете потом сами кататься на том, что купили. Поэтому берите малого и выбирайте вместе — это тоже классно.
Но некоторые ориентиры мы подскажем, возможно, ваш «босс» даст добро, если попадете с цветом.
В нашем детстве на каждом втором балконе стояла та самая раскладушка: велосипед с небольшими колесами (всего 20 дюймов в диаметре), одной-единственной скоростью и ножным тормозом. Раскладушкой они звались потому, что рама складывалась пополам — достаточно было открутить один болт.
Такие велосипеды продают и сегодня, они не слишком изменились. И у этого варианта есть свои плюсы. За небольшие деньги вы получаете простой в обслуживании велосипед, который ребенок сможет самостоятельно спускать и поднимать на лифте. А это дорогого стоит — все же для подростка выбираем транспорт, вряд ли вы все так же будете сопровождать его по пятам в каждой его «покатушке» с друзьями по двору. Одна скорость, ножной тормоз, щитки, чтобы спастись от грязи с дороги — возможно, это тот самый необходимый минимум.
Впрочем, велопроизводители насытили рынок прокачанными велосипедами. За дополнительную плату предлагают, как правило, набор из 21 скорости (три звезды спереди, семь — сзади), дисковые тормоза (механические, правда, но все же), грязевые покрышки с «зубастым» протектором. Это все не только о маркетинге, есть в такой покупке и здравый смысл. Научиться с детства пользоваться велосипедными скоростями — это здорово. Поколение, выросшее на «Аистах», так этому и не научилось: ездят на одной, боясь хруста цепи. Это приводит к быстрому утомлению и не дает реализовать весь потенциал велопрогулок.
Дисковые тормоза, как ни крути, так и остаются самым эффективным способом остановить велосипед. А широкие покрышки с серьезным протектором добавят устойчивости, а еще и прокалываться почти не будут.
Появляется и передняя амортизационная вилка. Не нужно думать о ней плохо: даже простые модели смягчают удары, когда велосипед заскакивает на бордюр, — незачем ребенку испытывать дополнительную нагрузку на свои запястья, локти, плечевые суставы. Правда, из-за амортизатора велосипед станет заметно тяжелее: подумайте, какой критерий для вас имеет большее значение.
Не стоит ожидать, конечно, что на детские велосипеды будут устанавливать особо продвинутый обвес — оно и ни к чему, это существенно бы увеличило общую стоимость.
Катайтесь много и помните, что мы — это и наши велосипеды тоже.
Еще больше детских велосипедов в каталоге Onliner
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by