Ржавчина, наросты, язвы... Как выглядит «больной» радиатор изнутри (таблица симптомов)

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский. Видео: Игорь Деменков
17 октября 2019 в 8:00

Как мы уже упоминали в первой публикации, посвященной расследованию по антифризам, в четырех из десяти случаев поломка двигателя связана с некорректной работой системы охлаждения. Слова словами, а каковы доказательства? Вместе со специалистами мы изучили радиаторы и расширительные бачки с помощью эндоскопа. Это трубка с камерой (даже двумя) наподобие медицинского зонда, который приходится «глотать» пациентам гастроэнтеролога. Только в данном случае в роли больного — элементы системы охлаждения автомобилей.

«Герметик не устранит проблему, а только усугубит ее»

Нам демонстрируют внешний (основной) радиатор, который ранее был установлен на легковом автомобиле. Выглядит он вроде бы не так уж плохо, разве что сильно загрязнен: соты забиты пухом, семенами растений, дорожной пылью.

— Радиатор периодически рекомендуется чистить, правда не используя мойку высокого давления, — рекомендует Евгений Рязанов, начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс» (компания выступает партнером расследования). — Около трети энергии сгоревшего топлива рассеивается именно через радиатор. И сор, скопившийся на сотах, существенно затрудняет этот процесс.

Однако это малая из бед. У специалистов большие вопросы по поводу внутреннего состояния радиатора. То, что недоступно невооруженному глазу, видит эндоскоп. На кончике его трубки установлены две камеры: одна в торце, другая под углом в 90 градусов. Это позволяет досконально рассмотреть внутренности и поставить точный диагноз.

— Если заглянуть в основной коллектор, то видны наросты, которые могут препятствовать переносу тепла, — комментирует специалист. — Это отложения герметика. Скорее всего, в системе охлаждения была течь, поэтому в антифриз добавляли данный компонент. Он и оставил характерные следы.

Фото сделано с помощью эндоскопа

Пожалуй, уместно напомнить о предназначении герметика системы охлаждения (продается в виде жидкости или порошка). Некоторые автовладельцы ошибочно считают, что его добавление позволяет устранить проблему. В действительности это экстренная мера для аварийных ситуаций. Например, при обнаружении течи в системе охлаждения герметик добавляют для того, чтобы была возможность доехать своим ходом к месту ремонта.

— Это хороший инструмент. Однако нужно понимать, когда и в каких обстоятельствах его можно использовать, — подчеркивает Евгений Рязанов. — Герметик не «вылечит» возникшую проблему, а при длительном использовании добавит еще и других — в виде наростов, которые будут мешать процессу теплопередачи.

Чем опасны пузырьки?

Но это еще не все. В свете камеры эндоскопа что-то поблескивает. Не нужно быть экспертом, чтобы понять: это явно следы ржавчины. Та самая коррозия, которая разъедает металл, делая его хрупким, и образует язвы, раковины, отверстия.

— Различают химическую и электрохимическую коррозию, а также кавитационную эрозию, которые могут возникать в системе охлаждения автомобиля, — перечисляет эксперт.

Фото сделано с помощью эндоскопа

Из школьного курса физики известно, что для образования химической коррозии достаточно наличия двух контактирующих веществ, для электрохимической — разности потенциалов.

А вот объяснение, что такое кавитационная эрозия, требует комментария специалистов.

Кавитационная эрозия — разрушение деталей вследствие воздействия ударной волны от схлопывающихся пузырьков газа. Это происходит из-за возникновения зон высокого и низкого давления в жидкости. В зоне низкого давления пузырьки образуются, а при попадании в зону высокого давления схлопываются. Что-то подобное можно наблюдать, когда закипает вода в чайнике. Представьте, что пузырьки воздуха не поднимаются на поверхность, а «лопаются» в воде, выбивая накипь.

В результате происходит выбивание мелких кусочков металла, например, с поверхности крыльчатки помпы — вплоть до полного разрушения лопастей. Обычно в зоне риска оказываются элементы, которые подвержены повышенной вибрационной нагрузке («мокрые» гильзы в блоке цилиндров, как правило, дизельных моторов).

— Предотвращать образование коррозии и кавитации могут присадки, — напоминает Евгений Рязанов. — Они составляют интеллектуальную основу рецептуры антифриза. Присадки должны купировать образование ржавчины и препятствовать появлению новых очагов коррозии в системе охлаждения автомобиля.

Как определить, что присадки, об эффективности которых маркетологи слагают легенды, работают? К сожалению, напрямую это невозможно. Есть специальные тесты, которые позволяют в лабораторных условиях, на моторных стендах и во время «полевых испытаний» оценить антикоррозионные свойства антифризов. Обычному же покупателю приходится доверять информации изготовителей охлаждающих жидкостей и производителей машин.

Каждому автомобилю — свой тип антифриза

Переходим к исследованию отопителя салона, который ранее трудился на благо «Газели». Судя по всему, в поте лица: соты сильно загрязнены, заметны следы коррозии. Когда деталь переворачивают, она стыдливо оставляет рыжую лужицу на столе.

Эндоскоп обнажает внутренние проблемы: на стенках имеется огромное количество типичных отложений.

— Вероятно, это продукты коррозии чугуна, из которого состоит блок цилиндров автомобиля российского производства, — предполагает Евгений Рязанов. — Скорее всего, основной радиатор также будет заполнен следами ржавчины. Это чревато тем, что они, попадая в систему охлаждения, затрудняют теплообмен (а это первейшая задача антифриза!) и становятся абразивом, увеличивая износ других деталей.


Вот только не надо грешить на производителя радиатора. Специалисты считают, что проблема возникла из-за неправильного обращения с охлаждающей жидкостью: либо использовался не тот антифриз, либо его замена производилась несвоевременно.

— Что значит «использовался не тот антифриз»? — продолжает наш собеседник. — Для каждого типа двигателя в зависимости от группы металлов (алюминий, чугун, сталь и др.) рекомендуется применять определенный тип охлаждающей жидкости. Автовладельцы их, скорее всего, знают под классификацией, которая получила широкое распространение с легкой руки Volkswagen Group: G11, G12+, G12++.

Рекомендация эксперта прежняя: ориентироваться при выборе типа антифриза на указания производителя автомобиля, который лучше продавцов на рынке знает, какие материалы используются в системе охлаждения. Гоняться за более современным/модным продуктом в данном случае неуместно, к тому же это может быть вредно для двигателя.

Например, для мотора с чугунным блоком цилиндров рекомендован антифриз на силикатной основе. Если в двигателе больше алюминиевых деталей, то советуют заливать охлаждающую жидкость, сочетающую силикаты и карбоксилаты. Словом, каждому свое.

Евгений Рязанов

Как говорилось выше, второй причиной образования ржавчины может стать нарушение регламента замены охлаждающей жидкости. Обычно завод — изготовитель автомобиля устанавливает регламент.

Так, Volkswagen дает рекомендацию при использовании антифриза класса G11 производить замену не реже одного раза в три года или по истечении 70 тысяч километров пробега. Для класса G12+ этот показатель составляет пять лет (или 250 тысяч километров). Охлаждающую жидкость класса G12++ можно не менять на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля (т. е. до десяти лет).

Это не значит, что если машина эксплуатируется долгое время с одной и той же охлаждающей жидкостью, то однажды она заглохнет и не заведется. Тем не менее негативные процессы внутри системы охлаждения (коррозия, кавитация) значительно ускорятся и неминуемо приведут к повреждению деталей, поскольку концентрация специальных присадок снизится до минимального уровня.

— Может возникнуть и другая проблема, которая в конечном счете повлияет на эффективность работы системы охлаждения, — приводит пример начальник отдела технического развития «Шате-М Плюс». — Так, если использовались антифризы на силикатной основе, они должны образовывать на поверхности металла изолирующую пленку, так называемую защитную рубашку. Однако со временем при увеличении толщины данного слоя это приведет к ухудшению теплообмена.

Замерзание и закипание. Причины

Что касается использования некачественных антифризов, то дела с этим обстоят гораздо хуже. Автовладелец вообще может не подозревать до определенного момента, что охлаждающая жидкость, содержащая, скажем, запрещенный у нас метанол, не выполняет свои основные функции (не говоря уже про предотвращение коррозии и кавитации).

— Метанол вскипает при температуре +67 градусов и выводится из системы охлаждения через клапанную крышку, — поясняет специалист. — Температура кристаллизации антифриза повышается.

Однажды, придя в крепкий мороз к автомобилю, водитель замечает, что охлаждающая жидкость замерзла.

— Если в составе залитого антифриза имеется этиленгликоль, то пугаться не стоит, — считает Евгений Рязанов. — Откройте капот и пощупайте патрубки. Они наверняка будут мягкими, поскольку при низких температурах этиленгликоль превращается не в монолитный лед, а в снежную кашу, которая при запуске двигателя растает и начнет циркулировать.

Эксперт предупреждает, что эксплуатация автомобиля, в систему охлаждения которого залита вода или антифриз с недостаточным содержанием этиленгликоля, нежелательна ни зимой, ни летом. При замерзании вода увеличивается в объеме на 10%, образуя монолитный лед и вызывая повреждение деталей системы охлаждения — трещины головки блока цилиндров, разрыв радиатора, патрубков, хомутов.

Обратная проблема возникает в жару. Как вы уже догадались, речь о закипании. Летом в большой пробке на трассе обязательно найдется пару автомобилей, стоящих на обочине с открытым капотом, из-под которого валит пар.

— Бывает, что недобросовестный производитель охлаждающей жидкости вместо этиленгликоля использует метанол (запрещено техрегламентом Таможенного союза), — рассказывает специалист. — В результате получается антифриз, у которого температура кипения слишком низкая. При низком рассеивании тепла через радиатор происходит закипание охлаждающей жидкости и перегрев двигателя.

На YouTube можно найти множество роликов, в которых продемонстрирован простейший тест: емкость с антифризом постепенно подогревают на плитке, а затем подносят горящую лучину. В результате пары вспыхивают. Это может свидетельствовать о наличии метанола.

К закипанию содержимого системы охлаждения, впрочем, может приводить также ее негерметичность. Тут тоже ничего сверхъестественного: при работе двигателя не создается необходимое давление. Если температура кипения антифриза меньше рабочей температуры двигателя (может достигать в современных моторах +120 градусов), то жди беды.

Зачем нужно менять крышку радиатора и патрубки?

Евгений Рязанов берет в руки еще один обязательный элемент системы охлаждения — помпу (водяной насос). Крыльчатка, которой, как мы помним, грозит кавитация, в порядке. А вот на обратной стороне детали можно увидеть высохшие яркие пятна. Это к слову о том, зачем нужны вырвиглазные цвета антифриза — для идентификации утечек. В данном случае большой проблемы нет, неисправность удалось своевременно устранить.

— Обычный автолюбитель может обратить внимание на неисправности системы охлаждения только по косвенным признакам, — замечает эксперт. — Рекомендуется периодически проверять уровень антифриза по отметкам расширительного бачка и оценивать визуальное состояние охлаждающей жидкости (она должна быть прозрачной, без продуктов коррозии), обращать внимание на пятна под капотом, подтекания в районе патрубков, хомутов, а также следить за температурой охлаждающей жидкости.

Не лишним будет заглянуть в расширительный бачок и радиатор, чтобы проверить, нет ли там отложений, хлопьев, сгустков, которые могут затруднять работу системы охлаждения. В случае пробоя прокладок антифриз может попадать в моторное масло, образуя эмульсию.

Специалисты в качестве превентивной меры рекомендуют раз в несколько лет менять крышку внешнего радиатора, патрубки, проверять хомуты. Дело в том, что «пробка» со временем может потерять герметичность и перестать поддерживать необходимое давление, что тоже будет приводить к закипанию антифриза.

А патрубки со временем разбухают, теряют упругость, дубеют и трескаются. Охлаждающая жидкость не должна вести себя по отношению к ним агрессивно. Если она качественная, то относится к эластомерам нейтрально. Иначе...

Большая разница: следы многолетней эксплуатации / идеальное состояние расширительного бачка

Евгений Рязанов просит нас пройти к «живому» автомобилю — Audi A6, которую пригнали для техобслуживания. Эндоскоп заглядывает в расширительный бачок универсала.

— Как видите, ничего страшного, — комментирует полученную картинку эксперт. — Но есть следы каких-то отложений. Это не говорит о серьезных проблемах. Скорее — о многолетней эксплуатации машины. Возможно, не соблюдался регламент замены охлаждающей жидкости или она была недостаточно качественной. В любом случае будем рекомендовать промыть систему и залить хороший антифриз.

Для справки: промывать систему охлаждения советуют раствором антифриза и воды. Залив такую смесь, следует прогреть двигатель до рабочей температуры, чтобы открылся термостат, и дать поработать около получаса. После этого смесь нужно слить и заправить радиатор готовой жидкостью.

Нам для сравнения показывают, как должна выглядеть идеальная система охлаждения. Камера прибора видит белые стенки бачка, на котором заметны лишь следы высохшего антифриза.

Таблица симптомов неисправностей системы охлаждения и двигателя

 Причина (неисправность, поломка и пр.)  Симптомы (явные и скрытые)  Негативные последствия
Неправильное приготовление охлаждающей жидкости из концентрата / некачественный антифриз / использование жидкости, выработавшей ресурс (время, пробег или моточасы)  Перегрев или закипание охлаждающей жидкости; кавитация; образование воздушной пробки.  Утечка охлаждающей жидкости, стравливание паров из-за повышенного давления. Неизбежен перегрев блока цилиндров и его головки.
Утечка охлаждающей жидкости, пробой прокладок, попадание моторного масла (отработанных газов) в антифриз или наоборот.  Из-за большого процента содержания воды охлаждающая жидкость превращается в лед. В результате происходит разгерметизация системы — образуются трещины в блоке цилиндров и его головке, а также в радиаторе, происходит разрыв шлангов, патрубков, крепежных элементов.
 Образование продуктов коррозии и отложений.  Снижение теплопередачи / локальный перегрев блока цилиндров и его головки (БЦ/ГБЦ), сужение и закупорка каналов БЦ/ГБЦ, радиаторов, термостата, датчиков.
 Образование пены из-за несовместимости присадок при смешивании разных типов охлаждающих жидкостей.  Снижение теплопередачи / локальный перегрев блока цилиндров и его головки; утечка охлаждающей жидкости или стравливание пены.
 Агрессивное воздействие на эластичные материалы (патрубки, шланги, прокладки).  Разгерметизация системы охлаждения / утечка охлаждающей жидкости.
 Агрессивное воздействие на металлы и эластомеры (активная коррозия); образование отложений.  Окисление (старение) охлаждающей жидкости. Низкое содержание ингибиторов коррозии.
 Неисправность рубашки системы охлаждения блока цилиндров и его головки  Утечка охлаждающей жидкости, попадание масла или отработанных газов в антифриз или, наоборот, повышение температуры выпускных газов.  Образование микротрещин, деформация деталей блока цилиндров и его головки, прогорание клапанов, кавитация гильз.
 Снижение теплопередачи.  Образование продуктов коррозии и отложений.
 Результаты коррозии: образование язв, раковин, отверстий.  Металлические детали системы охлаждения становятся более хрупкими; утечка охлаждающей жидкости.
 Снижение мощности двигателя. Повышенный расход топлива и охлаждающей жидкости.  Угар моторного масла с образованием золы, которая становится абразивом.
 Неисправность внешнего радиатора  Загрязнение радиатора: пух, пыль, грязь, масло, битум, насекомые и т. д.  Снижение эффективности рассеивания тепла.
 Образование продуктов коррозии и отложений.  Снижение теплопередачи.
 Результаты коррозии: образование трещин, язв, раковин, отверстий.  Металлические детали системы охлаждения становятся более хрупкими; утечка охлаждающей жидкости.
 Утечка охлаждающей жидкости или стравливание ее паров.  Негерметичность пробки (крышки) радиатора.
 Неисправность термостата  Заклинило в закрытом положении.  Циркуляция охлаждающей жидкости происходит только по малому кругу. Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров.
 Заклинило в открытом положении.  Циркуляция охлаждающей жидкости происходит по большому кругу. Антифриз нагревается медленно. Повышается расход топлива.
 Заклинило в промежуточном положении.  Охлаждающая жидкость нагревается медленно. Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров. Повышается расход топлива.
 Негерметичность корпуса термостата.  Утечка охлаждающей жидкости.
 Неисправность помпы (жидкостного насоса)  Заклинило подшипник.  Помпа не работает. Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров.
 Разгерметизация подшипника помпы.  Утечка охлаждающей жидкости. Неизбежно наступит заклинивание подшипника.
 Кавитация разрушила крыльчатку помпы.  Помпа не работает. Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров.
 Негерметичность корпуса помпы.  Утечка охлаждающей жидкости.
 Неисправность радиатора (отопителя салона)  Невозможен полноценный обогрев лобового стекла и салона.  Закупорка отопителя продуктами коррозии и отложений.
 Образование продуктов коррозии и отложений.  Снижение теплопередачи.
 Результаты коррозии: образование язв, раковин, отверстий.  Металлические детали системы охлаждения становятся более хрупкими; утечка охлаждающей жидкости.
 На ковриках в салоне — следы влаги, пятна, капли антифриза.  Коррозия, грибок, плесень.
 Ощущается привкус (сладковатый) охлаждающей жидкости в салоне.  Отравление парами охлаждающей жидкости.
 Неисправность вентилятора (внешнего радиатора)  Заклинило подшипник/крыльчатку.  Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров.
 Сломался привод вентилятора (электродвигатель/гидромуфта/ремень).  Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров.
 Сломался датчик/реле/предохранитель вентилятора.  Неизбежно наступит перегрев головки блока цилиндров.
 Повреждение или отложения в расширительном бачке охлаждающей жидкости  Трещина в корпусе.  Утечка охлаждающей жидкости.
 Негерметичность крышки (клапанов).  Утечка охлаждающей жидкости.
 Неисправность датчика уровня охлаждающей жидкости.  Недостаточный объем охлаждающей жидкости.
 Закупорка продуктами коррозии и отложений.  Недостаточный объем или повышенное давление охлаждающей жидкости в системе.
 Повреждение шлангов/патрубков/прокладок  Потеря герметичности из-за агрессивности охлаждающей жидкости и старения из-за перепадов температур (трещины/усыхание/набухание).  Разгерметизация системы охлаждения. Утечка охлаждающей жидкости.
 Крепежные хомуты  Ослабление затяжки или поломка.  Разгерметизация системы охлаждения. Утечка охлаждающей жидкости.
 Моторное масло  Перегрев масла.  Снижение теплопередачи маслом, ухудшение смазывающих свойств, перегрев головки блока цилиндров, угорание масла и образование абразива.
 Густое масло при низких температурах.  Дефицит смазки, повышенный износ деталей, снижение теплопередачи.
 При низких температурах происходит разжижение масла топливом — детали испытывают дефицит смазки.  Дефицит смазки, износ и повышенный расход топлива, снижение теплопередачи маслом.

— Антифриз — не такой уж простой компонент, как может показаться неопытному автомобилисту, — подытоживает третью публикацию в рамках расследования по антифризам Евгений Рязанов. — К чему может привести использование некачественной охлаждающей жидкости или ее несвоевременная замена, увы, зачастую можно увидеть только с помощью специального оборудования на СТО. А чтобы не доводить дело до поломок системы охлаждения и двигателя, следует вдумчиво подходить к выбору этого компонента автомобиля.

Благодарим за помощь в подготовке публикации партнера расследования — компанию «Шате-М Плюс».

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. va@onliner.by