На прошлой неделе стало известно, что Транспортная инспекция Минтранса направила представление о необходимости ограничить доступ к интернет-ресурсу диспетчера такси. Первый заместитель министра Алексей Ляхнович посчитал необходимым уточнить информацию. По его словам, «никто никого не блокировал и речь идет не о сервисе „Яндекс.Такси“».
Водители «Яндекс.Такси» и других диспетчеров, работающих с помощью приложения, заявляют, что они не такси. В Минтрансе Uber, «Яндекс.Такси», MAXIM, 7220 называют диспетчерами такси, машины, которые с ними работают, — автомобилями-такси. Соответственно, отказ в перевозке детей из-за отсутствия автокресла незаконен. Такие машины должны быть оформлены как такси (с наклейками-полосками, плафоном и прочими атрибутами), а водители должны соответствовать требованиям (например, по стажу). Все, кто не соответствует этим требованиям, — нарушители. Водители нашли выход, чтобы избежать оформлений: работать как «аренда авто с водителем». По мнению Минтранса, машины, работающие с платформами, не могут работать на основе договора аренды. Как итог — информацию на сайтах агрегаторов такси (в стиле «поставь галочку — и присоединись к договору об аренде авто с водителем») квалифицировали как распространение ненадлежащей рекламы. Транспортная инспекция Минтранса направила «в компетентный орган представление о необходимости ограничения доступа к данному интернет-ресурсу».
«Речь идет не о сервисе „Яндекс.Такси“, — сегодня заявил Алексей Ляхнович, первый заместитель министра транспорта. — В письме не было написано о блокировке „Яндекс.Такси“. Было написано „одной из служб“. Какой — не буду говорить, потому что блокировка — не наша функция. Мы обратились в МАРТ с представлением, потому что видим те нарушения, которые есть. Мы искренне поддерживали и Uber, когда он приходил, и „Яндекс“. Но есть определенные нюансы: все должны соблюдать законодательство той страны, в которую они приходят».
По слухам, распространяемым в сфере, представление касается интернет-ресурса, предлагающего услуги диспетчера MAXIM.
Журналисты предположили, почему таксисты, работающие с приложениями, отказывают в перевозке пассажирам с детьми, ссылаясь при этом на то, что они не такси. По нашему мнению, водителям проще отказаться от поездки, чтобы в случае остановки ГАИ или Транспортной инспекцией не пришлось бы оправдываться. Если повезут без кресла, перед ними встанет выбор. Либо говорить, что не работают в такси, — и платить штраф за нарушение правил перевозки малолетних пассажиров. Либо говорить, что везут ребенка без кресла легально, так как это такси. В таком случае инспектор обратит внимание, что автомобиль может быть неверно оформлен (те же наклейки и плафон), у водителя могут быть проблемы с документами, оборудованием. Сотрудник ГАИ будет вправе вызвать Транспортную инспекцию и налоговую, последствия чего намного серьезнее, чем первый вариант.
Алексей Ляхнович подтвердил эти предположения. «Отказать в перевозке не может только водитель такси, — дополнил он. — В последнее время в министерство поступает просто масса жалоб по поводу отказов. А теперь задумайтесь над другой проблемой: пассажир через приложение вызвал такси, приехала машина, работающая по принципу „аренда авто с водителем“, машина попадает в серьезное ДТП, в суде потерпевший (третье лицо) предъявляет иск на компенсацию морального вреда. По Гражданскому кодексу ответственность в таких случаях лежит на владельце транспортного средства. По договору аренды временным владельцем был пассажир. Как думаете, кто понесет ответственность? Лично я не сажусь в машины, работающие по принципу „аренда авто с водителем“».
«Договор аренды ТС с экипажем должен быть оформлен на бумаге и подписан сторонами с указаниями условий, — еще раз подчеркнул первый замминистра транспорта. — „Аренду авто с водителем“ нельзя применять к такси. Это притворная сделка, а следовательно, она ничтожна. В принципе, у нас нет вопросов к сервисам — диспетчерским службам, вопросы есть к компаниям-перевозчикам». Как можно понять, именно последние не выполняют нормы законодательства в вопросах оформления машин-такси, требований к водителям, обеспечения оборудованием.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by