Вообще мы редко пишем о новинках мототехники, тем более в разгар пусть и теплой, но все же зимы. Широкую аудиторию белорусских читателей не заинтересуешь обычными мотоциклами, а необычные, но интересные модели мотомира к нам почти не поставляются в силу низкого покупательского спроса. Но вот под занавес 2019 года гомельская компания «Техноагро» привезла в страну эксклюзивный 3-колесный вездеход ЗиД «Бархан». Говорят, первый экземпляр в Беларуси. Один день это чудо провело в Минске, и мы не отказались от возможности познакомиться с ним поближе. Вряд ли после прочтения этой статьи у многих возникнет желание отдать 4400 долларов по курсу за нечто среднее между трактором и мотоциклом. Слишком дорогая игрушка. Но чисто из любопытства на «Бархан» посмотреть стоит. А еще лучше — прокатиться на нем!
Сразу отметим: это новинка разве что на нашем рынке. «Бархан» выпускается на российском заводе имени В. А. Дегтярева (ОАО «ЗиД») с середины нулевых и успел обрасти хоть и небольшой, но преданной армией поклонников. Производитель называет эту штуковину «транспортным средством повышенной проходимости», хотя в народе такие машины именуют снегоболотоходами. Так или иначе, подобная техника редко остается стоковой у владельцев — в интернете хватает историй о переделанных «Барханах».
Энтузиасты, словно соревнуясь между собой, меняют задний мост, устанавливают дополнительное освещение, выкидывают «трубчатые» диски и ставят другие, подходящие для бескамерных шин, приваривают огромные багажные боксы и так до бесконечности. Эдакий конструктор для взрослых мужиков. Кстати, производитель — серьезная компания с вековой историей. Помимо мотоциклов, ОАО «ЗиД» выпускает еще и военную технику (снайперские винтовки, пулеметы, гранатометы и др.). «Бархан» — единственный серийный снегоболотоход предприятия. Да и вообще конкурентов у модели немного — в интернете можно найти разве что самоделки с тремя огромными колесами. Иностранные аналоги стоят как свежий Volkswagen Touareg.
На завод в городе Коврове извне поступают только щитки (они, кстати, похожи на мазовские) и мотор (китайский Lifan). Все остальные компоненты производятся на предприятии. В Беларуси «Бархан» стоит 9399 рублей. Учитывая отсутствие конкурентов, сложно сказать, дорого это или дешево. Квадроциклы, например, стоят дороже. Но они и более понятны нашим соотечественникам.
Завод отгружает «Барханы» без ПТС, то есть модель не предназначена для дорог общего пользования. Говорят, в России были случаи, когда вездеход все-таки ставили на учет (клиенты заказывали ПТС отдельно), но непонятно, можно ли проделать этот трюк в Беларуси. Да и основной средой обитания снегоболотохода является не асфальт. В связи с этим сложно понять, зачем производителем предусмотрены поворотники, зеркала заднего вида (идут в комплекте) и место для номерного знака.
На первый взгляд «Бархан» отлично подойдет для досуга. Так и представляется группа довольных туристов-наездников, бороздящих болото на таких вездеходах. Но в отличие от квадроциклов на «Бархане» не так уж просто ездить. И дело даже не в огромных колесах, а в необходимости переключать передачи. Не у каждого любителя активного отдыха есть опыт езды на мотоцикле. Вариант «сел и поехал», узнав, где газ, а где тормоз, здесь не пройдет.
Лучше всего модель подойдет для владельцев агроусадьб, лесников, охотников, рыбаков и продвинутых энтузиастов. «Бархан» спокойно ездит по снегу, болоту и пересеченной местности. Он даже способен плавать. В бурную реку лучше не соваться (протектор шин слишком маленький и не позволит справиться с большим течением), а вот в озеро вполне можно — ноги, конечно, намочите, но кое-как плыть по заданной траектории «Бархан» способен. Воздушный фильтр расположен прямо под креслом, поэтому вода в мотор попасть не должна. В России вездеход пользуется спросом в отдаленных северных районах и болотистых регионах. В Беларуси же трудно представить потенциальную категорию покупателей.
В основе «Бархана» лежит трубчатая сварная рама. В спецификации не говорится, но, скорее всего, некоторые элементы унифицированы с мотоциклом «Сова». Радиатор расположен сзади, как и расширительный бачок. Заявленная максимальная скорость — 40 км/ч, хотя уже при 30 км/ч ехать на «Бархане» не совсем комфортно.
«Лифановский» мотор имеет маркировку 163 ML-2 и поступает на завод в сборе. Объем карбюраторного двигателя с водяным охлаждением — 200 куб. см. Мощность — 16 л. с., крутящий момент — 14,5 Н·м. Бак имеет объем 15 литров, и в него следует заливать только 92-й бензин. Моторное масло льется отдельно.
Коробка передач — 5-ступенчатая с ножным переключением, как у мотоцикла. Первая вниз, остальные вверх. Есть редуктор, добавляющий пять пониженных передач, которые понадобятся разве что в самом вязком болоте. Само собой имеется и задний ход — без него было бы туго. Задняя, как и понижающий ряд, активируется с помощью рычага в районе правой ноги. Наловчившись, можно прямо ногой и включать.
Привод у «Бархана» цепной — от раздатки на заднюю ось идет двойная цепь. При этом от двигателя на редуктор цепь идет одинарная. Сцепление многодисковое. По умолчанию оба задних колеса крутятся с одинаковой скоростью. По снегу или болоту в таком режиме ездить можно, а вот по твердой поверхности или тем более асфальту передвигаться на машине с заблокированной осью проблематично. Для таких целей у «Бархана» есть возможность отключения левого колеса — просто откручиваем шайбу на самом диске и переворачиваем ее другой стороной. Тогда вездеход будет приводиться в движение только задним правым колесом и не станет «козлить» во время поворотов на асфальте.
Задней подвески нет, но ее отсутствие отчасти компенсируют шины с низким давлением. Огромная передняя вилка, как и рама, сварена из труб. Подвеска спереди пружинная с гидравлическими амортизаторами.
На снегоболотоход устанавливаются покрышки «Белшина 79» размерностью 16,5×18. Данная модель шин предназначена для мототранспортных средств высокой проходимости, легких вездеходов, спецтехники по внесению удобрения, различных сельскохозяйственных машин. Три покрышки «Бархана» абсолютно одинаковые, каждая стоит около 500 рублей. Шины камерные, низкого давления. Диски — импровизация инженеров ОАО «ЗиД». Посмотрите, как ловко их сварили из труб. Впрочем, некоторые владельцы ставят на вездеход другие колеса, с дисками под бескамерные покрышки.
Заводится «Бархан» как обычный мотоцикл. Включаешь зажигание и жмешь кнопку стартера. На всякий случай есть и кикстартер, позволяющий запустить мотор ногой с помощью педали. На холодную движок неохотно держит обороты, благо есть подсос, решающий эту проблему. По управлению здесь все как у мотоциклов. Правая рукоятка — газ, рычажок под левую руку — сцепление, рычажок справа — передний тормоз, под правой ногой — задний тормоз.
Передачи переключаются четко, приноровиться можно буквально за пару минут, даже если до этого вы ездили на мотоциклах полтора раза за всю жизнь. На приборной панели есть индикатор нейтральной передачи, а сами ступени придется считать в уме. Трогается «Бархан» бодро, но тяга быстро спадает, и мотор просит «скормить» ему вторую передачу. На пятой комфортно ехать со скоростью 20—25 км/ч. Ближе к 30 км/ч обороты слишком высокие, вибрация ощутимо передается на руль. Ездить лучше в перчатках.
Весит «Бархан» 330 кг и ощущается очень неповоротливым. В характеристиках говорится о том, что радиус разворота этого вездехода — 5 метров. Многовато даже по сухим цифрам. На деле же маневрировать на снегоболотоходе еще сложнее, чем кажется. На низкой скорости руль требует огромных усилий, а если покрытие — снег или лед, переднее колесо скользит вперед даже в вывернутом положении. Зато газком можно выставлять «Бархан» боком. Наверняка, потренировавшись, получится выписывать эффектные дрифт-этюды.
Едет «Бархан» откровенно медленно, но это и хорошо. На высоких скоростях 3-колесный вездеход ощущался бы нестабильным и был бы не прочь перевернуться. Все же по устойчивости модель далека от квадроциклов. Зато «Бархан» выигрывает как у «квадриков», так и у снегоходов по проходимости и универсальности. Особенно если речь идет о болотистой местности. Вездеход способен перевозить на себе до 150 кг груза и тащить прицеп массой до 200 кг.
Среди недостатков можно отметить «трехколейность» — каждое колесо прокладывает свою «дорожку», что усложняет процесс езды в определенных условиях. Если на пути есть труднопреодолимая яма или другое препятствие, объехать его, пропустив, например, между колес, почти невозможно. После «Бархана» фактически остается один большой и сплошной след шириной 1800 см. Габаритная длина машины — 3 метра. Учитывая запрет на передвижение по дорогам общего пользования, нужно еще до покупки вездехода обдумать, как доставлять его до места эксплуатации, если оно будет отличаться от места хранения техники. Прицеп или даже обычный лафет для легковушки не подойдет. Так что перед покупкой этой игрушки не помешает купить другую — например, грузовой бус.
Читайте также:
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by