Очередная охлаждающая пятерка. Результаты исследования антифризов Eurofreeze, Motul, EuroLine, Pilots и «Лукойл»

Источник: Роман Кремнев. Фото: Александр Ружечка, Максим Малиновский. Видео: Игорь Деменков, Тимофей Касперович
38 475
16 января 2020 в 8:00

В очередной партии антифризов, которая изучалась в рамках расследования Onliner, оказались премиальный французский продукт, два российских антифриза (один широко известен благодаря сети АЗС, другой не особо на слуху) и две охлаждающие жидкости от белорусских компаний (один антифриз произведен в Заславле, другой — в ЕС, то есть в Польше). Что выявили анализ упаковок, проверка по базам данных и две экспертизы?

Контрольная закупка и проверка по электронному банку данных

Контрольная закупка проводилась в разных объектах Минска. Это было сделано умышленно, чтобы показать: место приобретения охлаждающей жидкости не так важно, как то, что именно вы выбираете. Антифриз с метанолом можно запросто купить в гипермаркете большой торговой сети, а качественную охлаждающую жидкость — у обычного ипэшника на рынке. Напомним, нас интересует готовый продукт в канистрах объемом 1 литр, массой 1 кг или около того, который промаркирован как G12 или схожим образом.

В частности, антифриз Eurofreeze AFG12+ (в дальнейшем будем называть его просто Eurofreeze) мы купили за 5 рублей у индивидуального предпринимателя на авторынке в Малиновке. Проверка контрольного знака по электронному банку данных вывела на ООО «Евразия Лубрикантс».

Информации об этой организации на kartoteka.by более чем достаточно. Зарегистрирована в 2008 году. Юридический адрес — г. Заславль. Компания регулярно получает декларации и сертификаты соответствия на моторные масла, технические смазки, охлаждающие низкозамерзающие жидкости и т. д.


Банку Motul Inugel Optimal нам удалось найти в интернет-магазине. Этот продукт был одним из самых дорогих, приобретенных в рамках контрольной закупки. Литровая канистра обошлась в 18,9 рубля. Проверка контрольного знака вывела на компанию «Шате-М Плюс», которая выступает партнером нашего расследования.
Третьей канистрой в этой партии стала EuroLine, купленная на заправке «Белоруснефти». За банку, на этикетке которой указана масса 1 kg, отдали 6,42 рубля.

Ввели буквенно-цифровой код с контрольного знака в систему blank.bisc.by. Результат — ООО «Онза-Авто Люкс», которое, судя по базе kartoteka.by, было зарегистрировано более трех лет назад в Минске. Организацией получены декларации и сертификаты соответствия на моторные, трансмиссионные масла, тормозные и охлаждающие жидкости и др.

В графе «Тендеры» kartoteka.by за ООО «Онза-Авто Люкс» числится всего три договора. В частности, год назад компания поставляла антифриз на сумму 98,4 рубля государственному учреждению «Белспортобеспечение».


Российскую продукцию в этой партии исследуемых образцов представляли два антифриза. Один из них — Pilots. Куплен в строительном гипермаркете ОМА. Банка массой в 1 кг стоила 4,81 рубля.

Размещенный на крышке контрольный знак выдан ЧТУП «АвтоНИКАхим плюс». Предприятие зарегистрировано в Боровлянах (Минский район) в 2009 году.

Судя по данным kartoteka.by, компания активно участвует в тендерных поставках. В основном в этих договорах фигурируют моторные масла. Однако охлаждающие жидкости в госорганизации предприятием тоже поставлялись. Например, в 2017 году в УВД Гомельского облисполкома. Цена договора тогда составила 717,6 рубля.


Второй российский антифриз в данной партии исследуемых образцов — охлаждающая жидкость«Лукойл», которую мы приобрели на одноименной заправке. Стоила литровая канистра 5,34 рубля. Контрольный знак выдан ИООО «Лукойл Белоруссия», что вполне ожидаемо. Эта организация в особых представлениях не нуждается.

Изучаем этикетки, ищем информацию о производителях

Доставив канистры с охлаждающими жидкостями в офис, приступили к анализу информации на этикетках и поиску данных о производителях антифризов.

Первой взяли в руки банку Eurofreeze. На лицевой этикетке заявлен стандартный для антифризов состав (водно-гликолевая смесь, высокоэффективный пакет присадок, краситель). Упоминается, что данная жидкость предназначена для использования в системах охлаждения при температурах от –40 до +110 °C. Запомним эти цифры, чтобы потом сопоставить с результатами исследования в лаборатории.

Бросилась в глаза масса брутто в 1 кг. Чуть скромнее указан номинальный объем — 880 мл. Напомним прежний совет: при выборе антифриза ориентируйтесь на объем, а не на массу.

На лицевой этикетке изображен символ, до боли напоминающий флаг НАТО, и указана соответствующая аббревиатура. Вероятно, это намек на некий допуск, упоминающийся чуть ниже...

В качестве изготовителя называется ООО «Евразия Лубрикантс», которому был выдан контрольный знак, размещенный на крышке канистры. Поисковик выводит на сайт favoritcars.by (организации, судя по данным kartoteka.by, принадлежат права на торговую марку Favorit). В каталоге — несколько видов масел, смазки, тара и охлаждающая жидкость.


Французский бренд Motul в первую очередь известен моторными маслами. Однако антифризы под этой маркой тоже выпускаются. В емкости, приобретенной нами, плещется жидкость оранжевого цвета. Лицевая этикетка очень лаконичная: обозначение объема (1 литр), температуры начала кристаллизации (–37 °C) и напоминание, что это готовый к использованию продукт.

Контрэтикетка многослойная и содержит краткое описание продукта на разных языках. Про состав — буквально два слова: «содержит этиленгликоль» и «применяется органическая технология» (речь о присадках). Все! В остальном — уверения в том, что жидкость неагрессивна к материалам, из которых выполнены патрубки и прокладки; что позволяет двигателю работать с максимальной отдачей; что обеспечивает долговременную защиту системы охлаждения от коррозии и накипи и т. д.


На канистре EuroLine указан стандарт G12 и «срок эксплуатации до 5 лет» (сделаем на этом акцент). На лицевой этикетке нанесена температурная шкала с диапазоном от −37 до +120 °C. Это из разряда «маст ноу» для потребителя.

Также подчеркивается, что антифриз произведен в EU. Если же перевернуть канистру и взглянуть на контрэтикетку, то выяснится: охлаждающая жидкость изготовлена в Польше, в деревне Скорогощ (Опольское воеводство). Белорусский заказчик — ООО «Онза-Авто Люкс» (оно же получатель контрольного знака).

На сайте производителя (компании Chemia Bomar) сказано, что предприятие работает почти 30 лет и выпускает шампуни, моющие средства для колесных дисков, дистиллированную воду, а также антифризы.

На контрэтикетке канистры EuroLine указан характерный для охлаждающих жидкостей состав (моноэтиленгликоль, деминерализованная вода, пакет присадок). Уточняется, что «начальная температура кристаллизации» составляет −37 °C, допустимое отклонение — 5%. Упоминается номинальный объем — 910 мл.


Переходим к российскому антифризу Pilots. Охлаждающая жидкость, как напечатано мелким шрифтом на контрэтикетке, произведена по заказу компании SIA «Tilia-А», которая позиционирует себя как производитель автохимии из Латвии.

«Мы производим: различные моторные масла, антифриз, тосол, тормозные жидкости, электролит, дистиллированную воду и стеклоомывающие жидкости как зимние, так и летние. Особо хочется отметить продукцию для пикника „ECO-GRILL“ — жидкость для разжигания и древесный уголь», — говорится на сайте фирмы.

Однако в качестве изготовителя значится ООО «Стрэкстэн», которое расположено в г. Пушкино (Московская область). Информации о компании не так уж много. Kartoteka.by уверяет, что производитель зарегистрирован аж в 1999 году.

Что еще достойно внимания? Указаны типичный для охлаждающей жидкости состав (этиленгликоль, деминерализованная вода, пакет присадок, краситель) и температурный диапазон (мол, обеспечивает надежную работу системы охлаждения при температуре окружающей среды от –40 до +50 °C).


Наконец, обращаем внимание на канистру «Лукойл». Выглядит она внушительно. Крепкая крышка, добротный пластик со шкалой индикации уровня жидкости.

Основная информация, интересующая нас, содержится на контрэтикетке. Опять-таки характерный для охлаждающих жидкостей состав (этиленгликоль, вода, пакет присадок, краситель) и заверения о защите от коррозии, образования накипи, перегрева двигателя. Упоминание о карбоксилатной технологии и использовании жидкости при температуре окружающей среды не ниже чем минус 40°C.


Производителем «лукойловского» антифриза является предприятие «Обнинскоргсинтез». Это известная российская компания, которая выпускает широкий спектр технических жидкостей для автомобилей, а также топливные, масляные, воздушные фильтры и автоаксессуары. Белорусским автомобилистам может быть известна по бренду Sintec (этот антифриз также подвергался экспертизе в рамках расследования).

Результаты хроматографического исследования

Все канистры, приобретенные нами во время контрольной закупки, были доставлены в Государственный комитет судебных экспертиз. Они были переданы специалистам в закрытом виде, что отмечено в протоколе испытаний.

Эксперты исследовали образцы с помощью метода газожидкостной хроматографии — так же, как в свое время моторное масло. Специальный прибор (хроматограф) анализировал пробу, разделяя ее на компоненты. Затем детектор регистрировал их. Цифровая картинка получалась в виде хроматограммы.

Подчеркнем, что среди специалистов этот метод считается весьма достоверным при определении основного химического состава.

— Образец №11 (Eurofreeze. — Прим. Onliner) содержит воду и этиленгликоль, — объявляет результат Павел Шендик, заместитель начальника отдела химических исследований веществ неизвестной природы Центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз. — Посторонних веществ не обнаружено. Состав соответствует тому, что указано на этикетке.


Аналогичные выводы по антифризу, зарегистрированному под №12 (Motul. — Прим. Onliner): обнаружены вода и этиленгликоль. Ничего подозрительного.

— А вот в образце №13 (EuroLine. — Прим. Onliner) обнаружен не заявленный на этикетке глицерин, — замечает эксперт. — Причем не на уровне примеси, а в том количестве, которое может влиять на химические свойства. Также в составе присутствуют соединения бора (триэтаноламин борат). Они могут входить в состав многофункциональных присадок. Отмечу, что это единственный антифриз, который исследовался в данной партии и имеет в своем составе такое вещество.


По словам специалистов «Шате-М Плюс», антифризы типа G12 (Organic-Acid-Technology) в своем составе, как правило, не содержат амины, бораты, нитриты, силикаты и прочие неорганические присадки (могут обозначаться как SNF, NF, Silicate free).

— Судя по хроматограмме образца №16 (Pilots. — Прим. Onliner), в его составе в значительной концентрации присутствует незадекларированный глицерин, — говорит Павел Шендик. — Также обнаружен небольшой примесный компонент изопропанола, но в несущественном количестве.


Что касается образца №17 («Лукойл». — Прим. Onliner), то экспертиза ничего крамольного в нем не выявила. Идентифицирована 2-этилгексановая кислота, соли которой могут использоваться в качестве присадок, однако это характерно для антифризов.

Результаты исследования pH и температуры начала кристаллизации

После этого все образцы были опечатаны специальной защитной наклейкой (при попытке сорвать ее появляется надпись «Вскрыто») и переданы в научно-исследовательскую испытательную лабораторию гидропневмосистем и нефтепродуктов БНТУ. Это орган по сертификации, который уполномочен проводить исследования технических жидкостей, в том числе антифризов.

— Испытания проводились по двум показателям, — напоминает Дмитрий Жилянин, старший научный сотрудник лаборатории. — По водородному показателю (pH) все образцы соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза (ТС). А вот по температуре начала кристаллизации результаты оказались разными.


Так, у Eurofreeze температура начала кристаллизации, согласно заключению лаборатории БНТУ, оказалась минус 31,5 °C. Напомним, техрегламентом ТС установлена норма — не выше, чем минус 35 °C. А на лицевой этикетке данного антифриза и вовсе заявлено минус 40 °C.

Французский Motul не подвел. Показатель составляет минус 38 °C (на этикетке указано минус 37 °C).

У охлаждающей жидкости из ЕС (т. е. Польши) EuroLine температура начала кристаллизации равна минус 38,5 °C. Отметим, что на этикетке упоминается минус 37 °C.

Антифриз Pilots тоже вписывается в нормы техрегламента ТС по данному показателю: минус 36 °C. Хотя на лицевой этикетке указано «-40».

Охлаждающая жидкость, которая выпускается под маркой «Лукойл», показала результат минус 37 °C (на этикетке значится минус 40 °C).


Несмотря на давление, которое на нас пытаются оказывать некоторые производители охлаждающих жидкостей, наше расследование продолжается. Мы намерены продолжать изучать рынок, ориентироваться в котором потребителю подчас нелегко. При всем многообразии порой сложно выбрать подходящий продукт и не нарваться на товар, не отвечающий заявленным характеристикам.

Благодарим за помощь в подготовке публикации партнера расследования — компанию «Шате-М Плюс» — и сеть автосервисов «Евроавтосервис».

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by