Сел за руль болида «Формулы-1», чтобы осуществить давнюю мечту

Автор: Виталий Петрович. Фото: Алесь для Auto.Onliner
33 533
26 января 2020 в 8:00

«Формула-1». Ни на что не похожий визг моторов, поул-позиция, десятые и сотые доли секунды, определяющие победителя. Что-то знакомое с детства, но все такое же непостижимое. И Шумахер, о ком слышали даже те, кто никогда не смотрел гонки, чья фамилия стала именем нарицательным для всего, что имеет отношение к скорости. Папа купил первую машину — он теперь в семье «шумахер». А ты погоди: вот вырастешь, купишь свою — тоже будешь нехилый такой «шумахер». Сколько мальчишек взрослели с мечтой когда-нибудь хоть на мгновение стать настоящим гонщиком. Гаснут красные огни, первый поворот, шикана — болид набирает почти космическую скорость, опережая самые смелые фантазии. Эта история не про «Формулу-1», она — про мечту.

Одна мечта из детства

— Это было одним из сильных желаний с самого детства, — говорит Алесь. — Мне всегда казалось, что болидами «Формулы-1» управляют какие-то полубоги, люди со сверхспособностями. Я тоже хотел по крайней мере попробовать. Прикинул, что сейчас подходящее время — так почему нет? Не было никаких предпочтений, я поехал бы куда угодно, чтобы исполнить мечту. Это не было просто: вопрос решался через знакомых, на все ушел примерно год. Если и есть какой-то более легкий способ — мне о нем неизвестно. Самое главное — я попал на трек, я получил свою возможность управлять болидом «Формулы-1»!

Трасса Magny-Cours, Франция, 250 км от Парижа

Гостей ждала профессиональная команда: инструкторы, гонщики, специалисты техподдержки на трассе, механики, скорая помощь.

— Таких ребят, как я, было человек пять. Все значительно взрослее, я бы сказал, дядьки. Один приехал из Италии, другой — из Швейцарии.

В мире немало мест, где люди мечтают прокатиться на болидах «Формулы-1».

Алесь слева

День на трассе Magny-Cours начался рано, в 7:00. Начался с кофе и круассанов — с чего же еще во Франции?

— Механики готовили болиды к заездам, за каждой машиной было закреплено по три специалиста, они производили настройку всех узлов и программного обеспечения, причем все заняло, наверное, полдня. А нас отправили в класс на теоретическое занятие. Инструктаж проводили на французском языке, я французского не знаю совсем, к счастью, со мной был переводчик.

Казалось бы, инструктор объяснял банальные вещи: как тронуться с места, как тормозить, какую траекторию выбирать в поворотах. Вроде бы и послушать важно, но кому же охота заниматься теорией, когда за окном почти готовы к выезду гоночные болиды?


— Мы сели в микроавтобус и поехали по трассе, которую до этого детально разбирали. С нами был профессиональный гонщик, он говорил, на что нужно обращать внимание, указывал на знаки, на следы торможения — все то, по чему можно ориентироваться.

По ускоренной программе

Зачастую путь профессионального гонщика начинается на картинге. Определенные успехи на маленьком треке, а впереди ждут профессиональные серии: «Формула-4», «Формула-3», «Формула-2». Талантливым и, безусловно, самым везучим удается дотянуться до королевских гонок — «Формулы-1».

Алесь славы не искал, возможно, поэтому, пройдя сильно укороченный курс теории, запрыгнул сразу в болид «Формулы-2». Новичкам предлагали прокатиться сначала на таких машинах, чтобы иметь представление о том, что их ждет и ради чего каждый из них попал на этот трек.


— По сути, это все было для разминки, но, что бы там кому ни казалось, даже автомобиль «Формулы-2» — он очень мощный. Разгон, торможение и перед поворотом нужно просто отключать мозг, потому что здравый смысл твердит, что ничего не получится, что это против всех законов физики, — делится впечатлениями собеседник. — Но это напрасные страхи. Автомобиль великолепен по своим возможностям. Да, любая ошибка может привести к серьезным последствиям, но это не означает, что не нужно пробовать! Если постараться, на нем действительно удается очень многое.

Чтобы не переборщить в самом начале и не навлечь на себя гнев команды, Алесь старался проявлять предельную осторожность. Ему даже порекомендовали быть пораскованнее и попробовать входить в повороты не на второй, а на третьей передаче.


— Не буду врать, будто не совершал ошибок, — улыбается парень. — Совершал. Пару раз машину развернуло, а не так-то просто, я вам скажу, завести двигатель заглохшего болида. Агрессивная машинка, что и говорить.

Быстро — быстрее — «Формула-1»

Ему есть с чем сравнивать. Преследуя детскую мечту, Алесь покатался на всем, на чем следовало покататься человеку с его увлечением: Ferrari, Lamborghini, Maserati — чудесные ведь автомобили.


— Ощущения похожие? Это ведь тоже совсем не медленные авто.

А он смеется.

— Давай я тебе объясню кое-что. Взять болид «Формулы-1»: у него двигатель — 18 тысяч оборотов. Холостой ход — 6 тысяч оборотов, некоторые ребята по 15 минут не могли тронуться — это целая наука. Разгон от 0 до 100 км/ч — я специально уточнял — чуть больше 1 секунды. От 50 до 250 км/ч — порядка 4 секунд. За один вздох на трассе происходит дофига всего, представь! Поэтому да, есть кое-какие отличия между самым классным спорткаром и болидом «Формулы-1». Болид ниже, он легче (всего 560 кг веса при 700 л. с.), болид быстрее. И все ощущения в нем намного острее.

Алесь вместился в болид Jaguar Racing — многие вспомнят эту команду. Именно вместился, потому что в этой машине чрезвычайно тесно.


— Максимальный допустимый рост пилота — 1,90 м. Я вот как раз примерно этого роста и, нужно сказать, ощутил на себе все возможные неудобства. В болиде установлено формовочное сиденье из углепластика, его вес — 2,5 кг и оно сделано под индивидуальные особенности конкретного гонщика. А тут я. Причем чем человек выше, тем больше ему приходится сгибать колени, упираться ими в монокок. Но самая большая проблема — в это сиденье надо провалиться и принять положение лежа с согнутыми коленями. Чтобы это сделать, нужно пройти через боль — у меня в буквальном смысле были громадные синяки на боках.

После этих мучений счастливого пилота вдавливают в его гнездышко ремнями. Круто: ты и твоя машина — единое целое. Но в буквальном смысле сложно шевелиться: локти не приподнять, но тут уж кто о чем мечтал.

— Это было просто потрясающе! Набираешь скорость, тебя вдавливает в сиденье, а трасса уходит в одну точку. Рассмотреть знаки вдоль дороги? Какое там! На такой скорости просто цепляешься взглядом хоть за какие-то ориентиры, когда тебе пора тормозить.

Двигатель V10 звучит так, что никакие беруши не спасают. Пилот либо слышит команды техника через наушник, либо не слышит вообще ничего, кроме рева мотора, но делает при этом вид, что у него все под контролем.

— С чем можно сравнить твои ощущения?

— Знаешь, я незадолго до этого — так уж сложилось — смог полетать на настоящем истребителе. Перегрузки в 6G — теперь я знаю, что это такое. Вот ощущения на болиде «Формулы-1» — это не одно и то же, нет. Но если их с чем-то и можно сравнить, то только с полетом на сверхзвуковом боевом самолете.

Срезал шикану — отправили на пит-стоп

После тренировок на болиде «Формулы-2» появилась уверенность в своих силах. Правда, значения приборов контролировать не получалось — слишком большая скорость, за всем не уследишь.

— В поворотах болид действительно будто прилипает к трассе: на машину действует аэродинамическая сила в 2 тонны — прижимает как утюг.


Но не обошлось без курьеза.

— Был первый круг, наверное. Тормоза нужно было прогреть, конечно. Плюс педаль тормоза очень тугая. И вот я доехал до прямой, разгоняюсь там и понимаю, что трасса змеей уходит в поворот, а я уже не успеваю. Что делать — выворачивать руль и лететь в щебень? А по прямой конусы стоят. И доли секунды на принятие решения.

Спасая себя и машину, Алесь не стал делать резких движений и аккуратно поехал по прямой. Наехал на конус, но это мелочи.

— Смотрю, мне уже машут флагами — мы же учили, что они обозначают — отзывают на пит-стоп. Приезжаю. К машине подкатили два вентилятора, достали конус, меня укрыли зонтом от солнца. В общем, началось обслуживание, все стали перенастраивать. И снова на трассу. Ты знаешь, какого-то ступора со мной не случилось после этого. Да, небольшой разбор полетов провели, но никаких проблем — поехал дальше.


Они гонялись там до самого вечера. Чемпиона не выявляли, чемпион известен в конце каждого сезона. А это было мероприятие иного склада, это был день исполнения мечты.

Еще раз о детстве

— Тебе нравится скорость, нравятся автомобили, но ты не кажешься фанатом автоспорта.

— Да, тут ты прав. Я не слежу за соревнованиями постоянно, не выписываю в тетрадочку статистику гонщиков за последние 25 лет, — подтвердил Алесь. — Мне вспоминается, как лет в 15 я собирал какие-то каталоги по мототематике. И все мне так нравилось, у меня были горы этих журналов. А в какой-то момент в голове будто щелкнул тумблер: ну какой смысл во всем этом? Лучше насобирать денег и купить, например, скутер, кататься на нем вживую. Это же гораздо круче, чем рассматривать что-то в журналах. И эта мысль так и осталась со мной. Да, увлекаться чем-то, быть фанатом — тоже прикольно, может быть, оно и не помешает. Но для меня, чем тратить на это столько времени — уж лучше один раз попробовать самому.


Цифры из блокнота

Во время теоретической части на Magny-Cours Алесь конспектировал озвучиваемые параметры и цифры, связанные с автомобилем, на котором ему предстояло ездить. Давайте посмотрим, что у него в блокноте:

  • Расход топлива — 75 литров на 100 км.
  • Топливный бак емкостью 200 литров изготовлен из прорезиненной ткани, подкрепленной кевларом. Его стоимость — 20 тысяч долларов.
  • Болид снабжен двумя стальными системами выхлопа. Их общая стоимость — 26 тысяч долларов. За сезон уходит 27 комплектов. Замена выхлопной системы разной конфигурации является элементом перенастройки болида.


  • Руль имеет 23 кнопки (в упрощенной тренировочной версии — 15) и шесть лепестков, в совокупности они отвечают за 120 различных функций. Вес руля — 1,3 кг. На его сборку уходит 100 человеко-часов. Стоимость руля — 50 тысяч долларов. За сезон используется в среднем восемь рулей.
  • Длина всех электрокабелей в болиде — 1 км. Ими соединены порядка 100 различных сенсоров и датчиков. Вся электросистема с проводкой стоит около 4 млн долларов.


  • Антикрылья: переднее стоит 20 тысяч долларов (за сезон уходит где-то 10 штук), заднее — 30 тысяч долларов (на сезон лучше заготовить 15 штук).
  • Стоимость комплекта колес — 40 тысяч долларов. На сезон нужно около 40 комплектов.
  • Гайка, которая закручивает колесо, — 110 долларов. Расход за сезон — 550 штук.
  • Рабочая температура покрышек — 60 градусов Цельсия, их специально разогревают перед заездом.

  • Тормозной узел (суппорт, диск, колодки) стоит около 6 тысяч долларов. 180 комплектов на сезон.
  • Температура на поверхности тормозного диска во время торможения может достигать 1000 градусов Цельсия. Расчетное торможение от 100 до 0 км/ч — 1,4 секунды, 17 метров.

P. S. А дальше-то что?

— Алесь, ты ездил на самых быстрых автомобилях в мире — а дальше-то что?

— Я пока не могу ответить на этот вопрос, я не знаю, что дальше. Есть ли у меня задача проехать на болиде непременно этого сезона — нет, такой задачи нет. Я реализовал мечту, я управлял болидом «Формулы-1», я развеял свои мифы, общался с гонщиками, увидел, что они такие же люди — веселые и интересные. В общем, я ощутил, что это такое, попробовал. Теперь можно развиваться в других штуках, автомобили — не единственное, что мне интересно.

Кроме «Формулы-1» и полета на истребителе, Алесь после неудачной первой попытки все же покорил Эльбрус. А еще он активно борется с боязнью высоты: попробовал для этого банджи-джампинг и прыгнул в 207-метровое ущелье.

Ну действительно, мало ли мечтаний накопилось с детства у каждого человека?


Игровые рули в Каталоге Onliner

для Sony PlayStation 5/Sony PlayStation 4/Sony PlayStation 3/ПК, педали, обратная связь, проводной

Читайте также:

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by