Расследование Onliner по антифризам, длившееся около полугода, близко к завершению. За это время мы приобрели 36 образцов охлаждающей жидкости, которые были переданы на исследование в две экспертные организации. Сегодня расскажем о результатах для заключительной шестерки. Один из антифризов вообще с натяжкой можно назвать таковым: кристаллизоваться содержимое банки начало при минус 29,5 °C. Напомним, по техрегламенту Таможенного союза этот параметр для автомобильных охлаждающих жидкостей не должен быть выше минус 35 °C.
Перед контрольной закупкой была поставлена задача приобрести готовый продукт в таре объемом 1 литр (или около того), который промаркирован как G12 или схожим образом.
Антифризы мы искали как в интернет-магазинах, так и в офлайновых торговых объектах. Как уже неоднократно подчеркивалось, важно, что за охлаждающую жидкость вы покупаете, а не где. Подделок громких брендов, говорят специалисты, не встречается, а вот суррогатов от малоизвестных производителей хватает.
Банка Focus была куплена в гипермаркете Bigzz за 4,99 рубля. Проверка контрольного знака выявляет, что он выдан СООО «М-Стандарт», которое фигурировало в ряде последних публикаций как изготовитель антифризов GreenCool, Onzoil Optimal и MegaZone.
Охлаждающую жидкость Wolf приобрели в интернет-магазине. Литровая банка стоила 8,34 рубля, еще 5 рублей пришлось отдать за доставку. Проверка по blank.bisc.by выявляет, что стикер с крышки выдан ООО «Л-авто». Организация хорошо известна как официальный импортер в Беларусь моторного масла Castrol.
Антифриз Sputnik нашли на рынке «Экспобел». Канистру с указанной массой в 1 кг нам продали за 5 рублей.
Причем чек не предоставили, аргументировав тем, что касса снята, и предложив приехать на следующий день.
Поставщиком, если ориентироваться на информацию с контрольного знака, является ООО «Авто Вижен». На своем сайте компания позиционирует себя как «оптовый центр автомобильных смазок, масел и фильтров на белорусском рынке».
По данным kartoteka.by, организация зарегистрирована более 20 лет назад, раньше носила название ТЧУП «Белавтоспец». За ней числятся два торговых объекта.
Тяжелую артиллерию в этом выпуске представляет продукция Kroon Oil. Банка емкостью 1 литр стоила в интернет-магазине 24 рубля. Это один из самых дорогих антифризов, купленных нами за все время расследования.
Проверяем контрольный знак. Система определяет в качестве поставщика ООО «Мотехсавтозапчасти», которое занимается оптовой продажей запасных частей и комплектующих. «Компания входит в пятерку крупнейших дистрибьюторов в этой сфере в Беларуси», — уточняют партнеры расследования (специалисты «Шате-М Плюс»).
Во время контрольной закупки неожиданно пришлось столкнуться с проблемой нехватки информации. Например, при заказе антифризов Repsol и Petronas мы были абсолютно уверены, что это готовый продукт, который не придется разводить водой. Однако после прибытия курьера оказалось, что это концентрат.
Отказываться от покупки было бы неправильно, и мы все же включили эти два продукта в расследование — так сказать, вне зачета.
Концентрат Repsol был куплен за 23 рубля в интернет-магазине (контрольный знак выдан ООО «Фострейд», которое специализируется на продаже смазочных материалов и на эксклюзивных условиях сотрудничает с компанией Repsol).
А охлаждающая жидкость Petronas обошлась в 16 рублей (контрольный знак принадлежит ООО «Монлибон», еще одному известному поставщику, входящему в пятерку крупнейших дистрибьюторов РБ в автосфере).
После приобретения шестерки антифризов каждая канистра была подвергнута щепетильному анализу. В особенности нас интересовала информация на этикетках и данные о производителях.
Дизайн банки Focus напомнил канистры MegaZone и GreenCool. Когда поставили их рядом друг с другом, все сомнения отпали. Ничего удивительного: производитель (СООО «М-Стандарт») один и тот же.
Также обратим внимание на политкорректную формулировку о составе: водно-гликолевая основа, пакет присадок, краситель. Она косвенно предполагает наличие глицерина.
— Этого производителя мы неоднократно упоминали ранее: белорусская компания, которая специализируется на выпуске охлаждающих жидкостей, — анализирует упаковку Евгений Рязанов, начальник отдела технического развития компании «Шате-М Плюс». — В данном случае товар изготовлен для частного предприятия. Это обычная практика.
Бельгийская охлаждающая жидкость Wolf запечатана в канистру черного цвета, и это несколько необычно для антифризов. Понравилось, что информация на лицевой этикетке — четкая и вызывающая доверие. Указана, вероятно, температура замерзания (−36 °C), есть фраза «ready to use» (готова к использованию) и уверение в защите от коррозии.
А вот русскоязычный вариант текста на контрэтикетке выглядит странным образом. Процитируем одну фразу: «может наносить вред органам rinichi в результате длительного или многократного воздействия in caz de inghitire».
Зато есть фраза «made in Belgium»! Вообще, компания Wolf в первую очередь известна как производитель моторных масел.
— Данные о составе также сформулированы несвойственным образом, — замечает Евгений Рязанов. — Сказано лишь, что содержится 1,2-этандиол. Для нашего уха более привычно было бы услышать «этиленгликоль», что одно и то же.
Упаковка Sputnik на первый взгляд выглядит прилично (приятный на ощупь пластик, неплохой дизайн канистры и пр.), но что-то нас сразу насторожило. Например, отсутствие контрэтикетки. А еще мелкий шрифт.
— На этикетке заявляется, что жидкость предназначена для эксплуатации при температуре окружающей среды от −40 до +50 °C, — берет в руки канистру начальник отдела технического развития компании «Шате-М Плюс». — Какова же реальная температура начала кристаллизации, установит экспертиза.
В качестве изготовителя антифриза Sputnik заявлено очередное предприятие из Дзержинска (Нижегородская область) — ООО «Промсинтез». Не путать с компаниями, имеющими такое же название, из Чапаевска, Москвы, Иркутска и т. д. Найти информацию о производителе нам не удалось.
Переходим к премиуму из Голландии. Банка Kroon Oil с ходу начинает оправдывать высокую цену: в дизайн канистры вложились, контрэтикетка двухслойная, шкала для определения уровня жидкости хорошо видна. Даже цвет красителя особенный — сиреневый!
— Ну что сказать, это еще один известный производитель моторных масел, который выпускает и антифризы, — анализирует этикетку Евгений Рязанов. — Информация о составе даже в русскоязычном переводе упоминается на английском: ethanediol, sodium-2-hexanoate.
В сторонке стоят два концентрата. Поскольку они идут вне зачета, им уделяем минимальное внимание. Оба производителя (испанский Repsol и малайзийский Petronas) хорошо известны, информации о составе продукта минимум, но доверие к этим охлаждающим жидкостям есть.
Самым важным стало исследование антифризов, которое состояло из двух этапов. Первый проводился в Государственном комитете судебных экспертиз. Там образцы изучали с помощью метода газожидкостной хроматографии. Специальный прибор (хроматограф) анализировал пробу, разделяя ее на компоненты. Затем детектор регистрировал их. Цифровая картинка получалась в виде хроматограммы (графика).
Подчеркнем, что в среде специалистов этот метод считается достоверным при определении основного химического состава. Присадки на все составляющие с его помощью, конечно, не разберешь, но базовые компоненты определить можно.
— В образце №33 (Focus. — Прим. Onliner) обнаружены вода, этиленгликоль и глицерин, — объявляет результат Павел Шендик, заместитель начальника отдела химических исследований веществ неизвестной природы Центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз. — Это соответствует изложенному на канистре (термин «водно-гликолевая основа» предполагает наличие глицерина).
На этикетке антифриза, выступающего под №34 (Wolf), заявлен 1,2-этандиол. Выше говорилось, что это и есть этиленгликоль. Как уточняет эксперт, выявлены вода, этиленгликоль и 2-этилгексановая кислота (может использоваться в качестве присадки). Все подтверждается.
Судя по хроматограмме охлаждающей жидкости №35 (Sputnik), в ней присутствуют вода, этиленгликоль, глицерин и 2-этилгексановая кислота. Обнаружен также изопропанол, но в незначительном количестве. По заключению Павла Шендика ничего криминального в данном случае не выявлено.
В образце №36 (Kroon Oil) экспертиза подтверждает типичный для антифриза состав: вода, этиленгликоль и 2-этилгексановая кислота. «Четко видны основные компоненты. Хороший образец», — считает наш собеседник.
Два концентрата, которые идут вне зачета, тоже анализировались на хроматографе. По словам эксперта, образцы №14 (Repsol) и №15 (Petronas) имеют схожий состав: воду и этиленгликоль.
— Наблюдается типичная картина для концентрата охлаждающей жидкости: небольшой пик воды и огромный пик этиленгликоля, — заключает Павел Шендик.
Второй этап исследования проводился в научно-исследовательской испытательной лаборатории гидропневмосистем и нефтепродуктов БНТУ. Это орган по сертификации, который уполномочен проводить исследования технических жидкостей, в том числе антифризов. Там охлаждающие жидкости исследовались по двум параметрам: водородному показателю (pH) и температуре начала кристаллизации.
— По водородному показателю (pH) все образцы соответствуют требованиям техрегламента Таможенного союза, — говорит Дмитрий Жилянин, старший научный сотрудник лаборатории. — А вот по температуре начала кристаллизации результаты оказались разными.
Для Focus температура начала кристаллизации составляет минус 35 °C (в точности соответствует тому, что указано на контрэтикетке).
Охлаждающая жидкость из Бельгии (Wolf) стала кристаллизоваться при минус 39 °C. Это даже чуть больше, чем значится на лицевой этикетке.
А вот у российского антифриза Sputnik, согласно результатам исследования, температура начала кристаллизации составляет минус 29,5 °C. В то же время на этикетке указано, что жидкость предназначена для использования при температуре окружающей среды от –40 до +50 °C. Напомним, техрегламент Таможенного союза обязывает изготовителя обеспечить данный показатель на уровне не выше минус 35 °C.
У голландской охлаждающей жидкости Kroon Oil с исследуемым показателем порядок. Он равен минус 37 °C.
— На испытания также поступили два концентрата, — напоминает Дмитрий Жилянин. — Согласно ГОСТу они испытываются в разбавленном состоянии (используется дистиллированная вода) в концентрации 1 к 1. Результаты следующие: у Repsol минус 41 °C, у Petronas — минус 40 °C.
Наши предположения подтвердились: самый подозрительный образец (российский Sputnik от малоизвестного предприятия из Дзержинска) не прошел температурное испытание, хотя в основном химическом составе антифриза ничего подозрительного обнаружено не было. Премиум-производители (Wolf, Kroon Oil, Repsol, Petronas) подтвердили репутацию. Что же касается белорусского изготовителя, то информация на этикетке Focus также соответствовала действительности.
На этом расследование не завершено. Ждите последующие публикации.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by