Все соседние с Беларусью страны закрыли границы, объявили жесткий карантин и штрафы за его нарушение. Как же тут оказались автомобили с иностранными номерами, которые постоянно замечаешь в потоке? Нахождение здесь — это вынужденная мера или добровольное бегство от чрезвычайно строгих мер? Во время опроса водителей машин, зарегистрированных за пределами РБ, корреспондентам Onliner удалось выяснить, что причины очень разные. Кто-то приехал к родственникам, кого-то связывают деловые обязательства. Лишь один собеседник подтвердил, что предпочел свободу перемещения в другой стране изоляции в своей.
Сейчас автомобили с номерами других стран особенно бросаются в глаза. Машины из России (в большей степени), Украины, Польши, Литвы, Армении, Казахстана постоянно встречаются в потоке, на дворовых стоянках и паркингах торговых центров. Иногда даже возникает ощущение, что это осознанный побег из карантина.
Хотя за рулем такого транспортного средства запросто может быть гражданин Беларуси, в чем мы убедились во время опроса водителей на улицах Минска.
На данный момент наша страна выглядит привлекательно для тех, кто не хотел бы терять свободу перемещения: у нас не объявлены строгие меры. Можно гулять по улицам и паркам, не опасаясь, что выпишут штраф за покидание 500-метровой зоны возле дома.
Магазины, рестораны и торговые центры продолжают работу. Если кто-то решил избежать вынужденной изоляции, то временный переезд, например, из РФ в РБ кажется наиболее приемлемым вариантом.
Напомним, в Европе лишь две страны не отправились на карантин: Беларусь и Швеция. Как бы ни оценивали неоднозначные решения, это факт...
Очень многие из тех, с кем нам удалось поговорить (а опрашивали мы исключительно водителей и пассажиров автомобилей с небелорусскими номерами), объяснили, что имеют прямое отношение к Беларуси: либо родились тут, либо в РБ живут родственники. А приезд был не спонтанным, а спланированным мероприятием.
Например, женщина из Nissan Qashqai (на машине установлены московские номера) нам рассказывает:
— Моя дочь белоруска, а зять россиянин. Когда еще только начиналась шумиха с коронавирусом, они всей семьей приехали сюда. В РФ у них квартира, а здесь имеется дача в лесу. Выезжают в Минск изредка, только за покупками. А так второй месяц живут за городом. Работают на удаленке.
По словам пассажирки кроссовера, ее близкие не успели застать введение строгих мер в России, поэтому сравнивать ситуацию в обеих странах объективно не могут. Однако, как и многие, переживают по поводу экономических последствий, которые, должно быть, больно ударят по всему миру.
Сейчас эти вопросы у многих на устах: как погасить кредит, оплатить налоги, «коммуналку»?
Оксана, водитель BMW (также зарегистрированного в РФ), описывает схожую ситуацию. В Москве она работает индивидуальным предпринимателем, но сейчас работа остановлена, все закрыто. Девушка приехала к родителям в Минск, чтобы помогать и поддерживать в сложившейся ситуации:
— Я приехала еще в середине марта. Это был осознанный шаг. Приняла решение, что нужно побыть с родителями, которые находятся в самоизоляции. Привожу продукты, помогаю по другим вопросам. Это, на мой взгляд, сейчас важнее.
По словам Оксаны, она намерена дождаться оздоровления ситуации и вернуться в Россию: «В Москве приняли быстрые и оперативные меры. Может, они кому-то и не нравятся, но мне кажется, это обоснованно. Однако Москва — это не вся Россия. В Санкт-Петербурге, насколько знаю, все помягче, и многое зависит от ответственности людей. Несмотря на то что в Минске карантин не введен, люди ведут себя очень дисциплинированно. Многие мои друзья и знакомые стараются сидеть дома, ограничили посещение мест массового пребывания».
Несколько опрошенных нами водителей сослались на деловые обязательства и вопросы бизнеса. Так, Алексея на Jaguar (машина зарегистрирована в РФ) мы встретили на улице Октябрьской, в последние годы превратившейся в место всеобщей тусовки молодежи. Бизнесмен занимается продвижением в Беларуси продукции китайского пивного бренда:
— Перебрался сюда давно, задолго до появления коронавируса... Я тот москвич, который переехал в Минск и не жалеет. Да, для работы, быть может, условия не идеальные, но для жизни хорошо. Тут спокойнее и тише.
Аналогичную причину пребывания в Минске называет Иван, управлявший Toyota Land Cruiser с московскими номерами. Сам он россиянин, но живет и работает в Беларуси около трех лет. Время от времени ездит в РФ, но сейчас, понятное дело, туда не собирается: не хочет попасть в карантин.
— Я считаю, сейчас здесь лучше. А принятие чрезвычайных мер только способствует нагнетанию ситуации, — говорит мужчина. — Родственники-друзья, которые живут в России, находятся в панике. Ведь чтобы дома сидеть, надо что-то кушать. А когда, грубо говоря, кушать нечего... Многие знакомые сейчас задаются вопросами, чем завтра платить за кредит, коммунальные услуги... Состояние удручающее.
Знаю, многие бизнесмены, которые не один кризис прошли, сейчас поломались.
Как говорит Иван, из-за сложившейся ситуации его доходы сильно упали: «Я работаю в сфере услуг. Все, что связано с туризмом, остановилось. Пока закрыты границы, мы вынуждены пережидать, живем за счет подушки безопасности, терпим».
Двоих парней из Украины — Николая и Михаила — встречаем возле заправки на проспекте Независимости. Ребята играют в мини-футбол, выступают за одну из белорусских команд. Они высказываются в том же духе, что и другие собеседники:
— Тут переживать коронавирус проще: можно дистанцироваться, не идти в скопление людей, но при этом спокойно выходить из дома, гулять в парке, тренироваться. А вот близким, которые сейчас находятся в Украине, приходится нелегко. В первую очередь тяжело морально. На улицу не выйдешь, больше двух не собираться...
В Минске люди сами сплотились, понимая тяжесть ситуации. Покупают маски, антисептики... И хотя карантин не вводят, многие меры на локальном уровне предпринимаются: закрываются тренажерные залы, вот наш чемпионат приостановили.
Объявив о введении мер, Россия закрыла свои границы буквально через несколько дней. Этим гандикапом воспользовалась семья из Санкт-Петербурга, с которой нам удалось поговорить возле ТЦ GreenCity.
— Уехали месяц назад, снимаем жилье возле Ратомки (Минский район), благо есть возможность работать удаленно, — говорит Андрей, глава семейства.
Как отмечает мужчина, сейчас в России принимаются жесткие меры в отношении тех, кто необоснованно находится на улице: «Пожилым еще могут просто сделать замечание, а остальные получают штрафы, минимум 1 тысяча российских рублей (около 33 белорусских)».
— В Беларуси же свобода перемещения, и сейчас это очень ценно, — считает наш собеседник. — А там максимум, что можешь себе позволить, — выйти в ближайший магазин, аптеку или выгулять собаку. Всё.
А самая необычная встреча состоялась на улице Кальварийской. Возле одной из кофеен замечаем Range Rover с британскими номерами. На знаке что-то про Google.
Найти владельца оказалось несложно. Дайрон вместе с семьей приехал в Беларусь в начале марта. Через десять дней планировал отправиться назад, но случился локдаун, и границы закрыли. Карантин-с.
— Какая тут изоляция? — смеется британец. — По-моему, сейчас только в Беларуси и Швеции можно делать все, что хочешь.
Дайрон иронично относится к мерам, принятым в Великобритании. Говорит, что поначалу многие нарушали карантин, не взирая на предупреждения властей: «Это в ЕС полиция носит оружие, а что у нас могут сделать одной дубинкой? Поможет только, если армию выведут на улицу».
Кажется, он даже рад, что все так сложилось: у его жены, которая родилась в Беларуси, в Минске есть квартира, насчет визы тоже можно не беспокоиться. Правда, являясь музыкантом, Дайрон сетует, что деньги за сорванные концерты ему никто не компенсирует.
В кофейне находим еще одного подданного Великобритании. Уильям, устроившись за барной стойкой, пишет диссертацию, посвященную Фридриху Ницше: «Я студент, учусь в университете в Чикаго. Но не могу поехать ни в США, ни в Британию. Не сказать, что я сильно расстроен. Вокруг локдаун, а здесь можно пойти в кафе или ресторан... Жизнь по сравнению со многими другими странами тут бурлит».
У Мирослава особенная ситуация. Последнее время молодой человек живет на две страны. Он гражданин Беларуси, но имеет вид на жительство в Польше, а приехал в Минск на Opel Astra, зарегистрированной в Литве. Во время разговора с нами парень задается вопросом: как быть со временным ввозом автомобиля (документ оформляется при пересечении границы)?
— Если выехать за пределы Беларуси, то попадешь в карантин на две недели. А можно ли продлить документ, не покидая территорию страны, я не знаю, — озадачен собеседник.
В Минск к девушке он приехал еще в середине марта. Планировал вернуться в Польшу через несколько недель. Увы, не сложилось. «Ковид» и последовавшие меры приостановили многие социально-экономические процессы по всему миру.
Пытаясь помочь парню, мы связались с Государственным таможенным комитетом. Там объяснили, что потребуется написать заявление на продление временного ввоза автомобиля, и сделать это можно не пересекая границу — достаточно обратиться в региональное подразделение ведомства.
— Я позвонил, как и рекомендовали, в Минскую региональную таможню, — сообщил чуть позже Мирослав. — Там ответили, что можно написать заявление и временный ввоз продлят на срок до одного года.
Курьезность нынешней ситуации для белорусов в том, что, имея автомобиль, они покинуть страну не могут, хотя формально наши границы открыты. Другой вопрос, согласились бы наши люди ехать в Польшу или Литву? Думаем, что да.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by