Это судьба быть монопарком? Ретроспектива минского такси за четверть века

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий
30 498
26 мая 2020 в 8:00

В советское время поездка на такси даже по счетчику стоила ощутимых денег, поэтому граждане в булочную на нем не ездили. По этой же причине с детства заказ таксомотора был сродни празднику. В 1980-е и 1990-е в нашей семье машину с шашечками вызывали крайне редко. Но когда вызывали... М-м-м! Этот нежный запах кожзама в салоне «Волги». С тех пор многое изменилось. За развитием сферы пассажирских перевозок в Минске журналист Дмитрий Гладкий следит с юности. Иногда фотографирует. Это рассказ о машинах и впечатлениях о минском такси за минувшую четверть века.

Эпоха «Волги». Закат

«Волга» — главный автомобиль службы такси всех городов Советского Союза. И ГАЗ-21, и ГАЗ-24 были, можно сказать, монополистами в сфере услуг таксоперевозок повсеместно. Первые годы после распада СССР много «Волг» оставались в эксплуатации. Выпуск седанов был налажен в Нижнем Новгороде (до 1990 года — Горьком), таксопарки продолжали их покупать и после развала Страны Советов.

На смену базовому седану ГАЗ-2410 в 1992-м пришла модель ГАЗ-31029. Характерная примета — «москвичевские» фары от АЗЛК-2141. В таком виде «Волга» выпускалась до 1997 года.

В салоне даже запах оставался таким же, как в детстве. В каком-то смысле эта модель продлила детские воспоминания, так как в Минске ГАЗ-31029 использовался в качестве такси часто. Сразу два крупных таксопарка держали большой «флот» таких машин.

«Совсем новая» «Волга» (ГАЗ-3110) появилась в 1997 году. Именно эта версия станет основным минским автомобилем служб такси конца 1990-х и первой половины нулевых.

К концу 2000-х число «Волг» в столичном такси стало стремительно сокращаться. Расход у них был сопоставим с потреблением топлива тяжелой бронетехникой, так что экономика брала верх. Казалось, они будут вечно, но после 2007—2008 годов эти машины начали исчезать.

Последний раз «Волгу» в минском такси (причем зарегистрированную в Бобруйске) лично я встретил в 2017-м. То был уже ГАЗ-31105. Автомобиль, выпускавшийся с 2004 по 2009 год, в очередной раз получил новую внешность.

Тогда я понял, что великая эпоха «Волги» закончилась, причем не только в такси. Бал к тому моменту правили совсем другие машины.

Редкие «россияне»

Сейчас встретить автомобиль российской марки в минском такси почти невозможно. Таких машин в современной истории встречалось мало. За все время я помню буквально несколько единиц, не больше.

Одна из них — ВАЗ-2115 службы 7788. Надо сказать, что водитель за автомобилем следил, о чем говорит хорошее техническое состояние транспортного средства.

Универсал ВАЗ-2111 из «десяточного» семейства я тоже очень хорошо помню. Вероятно, в минском такси он вообще был такой один, потому запомнился.

Как-то катался на нем. Не понравилось...

Нашествие иномарок

Первые иномарки в столичном такси стали появляться еще в 1990-е. Сначала «Волги» доминировали, но постепенно были полностью повержены.

Помните такие Peugeot 405 службы 0-57? Это по-своему эпохальные автомобили для минского такси — первые иномарки, закупленные перевозчиком в заметном количестве и новыми.

Справедливости ради надо заметить, что перевозчик был тесно ассоциирован с дилером Peugeot (по сути, это был вообще «один кошелек»). Но для пассажира взаимоотношения между юрлицами не важны. Прокатиться на такой было престижно. Мне нравились те ощущения в конце 1990-х.

Чуть позже, в начале нулевых, в таксоперевозки массово стали приходить частники, объединенные под знаменами (и короткими телефонными номерами вызова) нескольких крупных диспетчерских служб. Среднестатистический портрет минского такси стал таким — «автомобиль любой марки и модели, любого цвета».

«Через семь минут к вам приедет белый Kia», — помните такую фразу диспетчеров? Вместо Kia могли назвать любую марку. Всегда было интересно, как бабушки отличали Kia от Hyundai, а Daewoo от Alfa Romeo?

Большинство машин были все же понятных марок. Явно доминировал немецкий автопром. Volkswagen Passat B3 в кузове универсал вполне можно признать белорусским национальным автомобилем десятилетия — уж очень он был любим в народе. В такси их тоже ездило много.

А Audi 100 («сигара»)? Наверно, могла поспорить по популярности с «Пассатом». В такси они тоже были заметны.

Mercedes (в кузове W123), пожалуй, самый мой любимый легковой автомобиль всех времен и народов. В такси такие работали почти по всему миру — от Европы до Африки. К нам попадали бэушными, но я все равно радовался, когда по моему вызову приезжала классика немецкого автопрома.

Кто в 1990-е был причастен к крепким ребятам или, наоборот, не был причастен, но любил фильмы а-ля «Бумер» или «Жмурки» — имел возможность прокатиться на «бэхе-бандитке», легендарной BMW 5-Series (кузов E34). В минском такси таких работало несколько.

А эта BMW 5-Series однажды встретилась мне в Национальном аэропорту Минск накануне чемпионата мира по хоккею в 2014 году. В кузове E28 «пятерка» выпускалась до 1988 года. Это значит, что уже тогда автомобилю было под 30 лет! Но выглядела она как конфетка. Реально музейное состояние. Эта машина с бегомльской регистрацией очень и очень запомнилась.

Еще одно яркое воспоминание из биографии минского такси — «карапуз» Daewo Matiz. Одно время их появилось заметное количество, а за рулем часто были девушки. Более неподходящий автомобиль для работы в такси придумать сложно. Неудивительно, что они довольно быстро перевелись.

Конечно, было еще очень много других машин. Например, как-то раз ко мне по вызову приехал «заряженный» Subaru Impreza WRX, жаль не было с собой фотоаппарата. В общем, интересное время разнообразных автомобилей.
серебристый, седан, бензин 2.5 л, механическая, полный привод
синий, универсал, бензин 2 л, механическая, полный привод
белый, седан, бензин 2 л, автоматическая, полный привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Первый «премиум» в такси

Однажды какой-то из минских диспетчерских служб пришла в голову идея выделить модели бизнес-класса в отдельный сервис, который можно заказать по повышенному тарифу.

Помните «VIP-такси 107»? Одна из тех машин — довольно редкая в наших краях Alfa Romeo 164.

Впрочем, нужно сказать, что многие старенькие автомобили бизнес-класса катались по обычным тарифам и вполне могли приехать на обычный вызов. Volvo 740 — флагман шведской марки 1980-х — тому пример.

Были у нас в такси даже чистокровные «американцы». Mercury Sable из службы 158 — настоящая экзотика.

А это легенда во всех смыслах. На Mercedes S-класса (кузов W140) в детстве и ранней юности я смотрел как на чудо с другой планеты. Такие тогда были только у серьезных бандитов, крутых бизнесменов и высокопоставленных чиновников. Но уже в конце 2000-х любой житель Минска мог вызвать его в роли таксомотора. «Стосорокетов» в столичном такси точно было несколько штук.

Полный привод по вызову

Отдельное явление в новейшей истории минского такси — большие внедорожники. Еще недавно их можно было пересчитать по пальцам одной руки. Чем владельцы оправдывали затраты на их эксплуатацию — для меня загадка. Но явление существовало еще не так давно.

Например, этот Hyundai Terracan в 2019 году точно еще работал.

Забавное наблюдение. В Минске еще пару лет назад можно было почувствовать себя настоящим ньюйоркцем. Звонишь в «135 Престиж» и заказываешь вот такой Ford Explorer. Причем за рулем внедорожника частенько была девушка.

Попытки изменить имидж

Думаю, практически все помнят основные проблемы диспетчерских служб. Не самые учтивые водители, сомнительные цены, не всегда ухоженные машины и т. п.

Во втором десятилетии нового века в Минске стали появляться новые службы, всячески старавшиеся не ассоциироваться с таким имиджем. И у некоторых получилось!

Отдельные молодцы — «Такси Пятница». Дороже, чем в среднем по рынку, но в аэропорт я и сейчас предпочитаю ездить на автомобилях этой службы. И именно «Пятница» первой предприняла попытку сформировать мономарочный парк в едином цвете. Черные Volkswagen Passat покупались не новыми, но всегда были в отличном состоянии.

А вот в «Такси Бавария» — только свежие и новые BMW. Есть даже топовые «cемерки».

Как-то большую партию новых Geely SC7 приобрела крупнейшая минская служба 7788. Но попытка создать монопарк не удалась, а постоянное «ваша позиция в очереди тридцать два» лично у меня ничего кроме раздражения не вызывало, и даже новые машины в парке не cмогли избавить от него.

День сегодняшний

С приходом «Яндекса» (таксисты еще зовут его «Яшей») все поменялось в считанные месяцы. Разнообразие парка минских таксомоторов визуально уменьшилось во много раз.

Теперь среднестатистическое столичное такси — это свежие, но совершенно безликие Volkswagen Polo или Renault Logan. Индивидуальность потеряна. Такие же автомобили с однотипной желто-черной наклейкой «Яндекс.Такси» можно увидеть в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи. Да практически в любом городе!


Но по ушедшим временам я ностальгирую только с точки зрения фотоохоты. В остальном нет никакого сожаления. Сейчас стало гораздо лучше — не надо куда-то звонить, ждать «позицию в очереди», цена сразу понятна и т. д. На рынке такси произошла революция, таксистам это не нравится, но пассажиры оказались только в выигрыше.

Нежное веганское мороженое с мякотью кокоса на кокосовом молочке без сахара, вес 50 г
Снят с продажи

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by