«Будут ли начислять баллы за непройденный техосмотр?», «А за превышение скорости по первой части статьи 18.13 (от 10 до 20 км/ч)?», «Когда обнуляются штрафные пункты?» — за последнее время обсуждение балльной системы активизировалось, и на редакционную почту поступило немало писем. Анализируя имеющуюся у нас информацию, мы попытались ответить на наиболее волнующие водителей вопросы. Если говорить вкратце, то новшество по задумке должно затронуть небольшую часть автомобилистов, регулярно и, вероятно, умышленно нарушающих ПДД. При этом дорожное законодательство предлагают смягчить, убрав, в частности, повторность и лишение прав за превышение скорости.
Как сообщила ведомственная газета МВД в конце прошлой недели, некоторые нарушения ПДД будут «оцениваться» в один, два и три штрафных пункта. При достижении суммы в десять баллов в отношении водителя будет выноситься постановление с лишением прав на полгода.
Отметим, что в данном случае «вилка» и дополнительное наказание в проекте изменений Кодекса об административных правонарушениях (которым вводятся новшества) не предусмотрены: шесть месяцев без права управления, и точка!
По задумке при составлении любого постановления в отношении водителя будут указываться не только санкции за конкретное нарушение, но также назначенный штрафной балл и накопившееся за год их количество.
При достижении лимита в десять баллов водителя планируют вызывать в ГАИ, где и будет объявляться о том, что по совокупности он лишается прав на полгода. Процедура будет напоминать нынешний разбор нарушений.
Нет, штрафы, если это предусмотрено санкциями статей КоАП, по которым привлекают к ответственности, тоже будут назначаться. Однако есть послабления. По нашей информации, авторы проекта намерены ввести трехступенчатую систему. О чем речь?
При получении первого штрафного балла предлагают ограничиться предупреждением, которое не фиксируется как административное взыскание и не заносится в базу. Это первая ступень. Вторая включает баллы со второго по пятый, когда назначают минимальные санкции из возможных. Третья ступень — с шестого по десятый балл — предполагает максимальный штраф, предусмотренный соответствующей статьей КоАП.
Ведомственная газета МВД утверждает, что штрафной балл будет учитываться на протяжении года, а потом обнулится.
Что это значит на практике? Представим, будто система уже внедрена. Водитель совершил нарушение, за которое полагается начисление одного штрафного пункта, 1 июня 2020 года. Данный балл будет висеть в базе, добавляться к остальным и учитываться по 31 мая 2021 года включительно, а потом «сгорит».
А вот все штрафные пункты будут обнуляться лишь при вынесении решения о лишении прав за превышение лимита в десять баллов, что, впрочем, логично.
Это, пожалуй, главный вопрос. Изучив проект, многие водители восприняли балльную систему как излишнюю меру: «Пару раз проедешь под камерами, и за непройденный техосмотр (похоже, за данное нарушение планируется привлекать к ответственности с помощью приборов фото- и видеофиксации) можно уже лишиться прав».
Судя по реакции ГАИ, автомобилистов услышали. Из проекта исключены некоторые нарушения, за которые первоначально планировалось начислять баллы.
По нашим данным, за непройденный техосмотр, нарушение правил остановки и стоянки, непристегнутый ремень безопасности, отсутствие обязательной страховки, выброс мусора на проезжую часть и так далее штрафные баллы начислять не планируется. Хотя первоначально планировалось оценивать штрафными пунктами и непристегнутый ремень, и мелкие неисправности транспортного средства, и непройденный техосмотр. Но после анализа мнений данные пункты из готовящегося документа решено было убрать.
А вот список нарушений, которые будут оцениваться штрафными пунктами: превышение скорости от 20 км/ч и выше, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение требований разметки, правил обгона, неподчинение требованиям об остановке и др. Подробности — в таблице.
Нарушение ПДД | Количество штрафных баллов | Другие санкции |
Превышение скорости от 20 до 30 км/ч | Один | Штраф (1—3 б. в.) |
Превышение скорости от 30 до 40 км/ч | Один | Штраф (5—10 б. в.) |
Невыполнение требований сигналов светофора (регулировщика) | Один | Штраф (1—5 б. в.) |
Нарушение правил пользования радио- и телефонной связью | Один | Штраф (0,1—2 б. в.) |
Нарушение правил движения в жилой зоне | Один | Штраф (0,1—3 б. в.) |
Невыполнение требований знаков, разметки | Один | Штраф (1—5 б. в.) |
Нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части | Один | Штраф (1—5 б. в.) |
Непредоставление преимущества пешеходам, маршрутному транспортному средству и иным участникам дорожного движения | Один | Штраф (1—5 б. в.) |
Нарушение правил маневрирования или проезда перекрестков | Один | Штраф (1—5 б. в.) |
Нарушение правил проезда железнодорожного переезда | Один | Штраф (2—4 б. в.) |
Невыполнение требования об остановке транспортного средства | Один | Штраф (2—8 б. в.) |
Превышение скорости на 40 км/ч и более | Два | Штраф (10—15 б. в.) |
Управление транспортным средством без права управления, а также передача права управления такому лицу | Два | Штраф (5—20 б. в.) |
Невыполнение неоднократных требований об остановке | Три | Штраф (3—10 б. в.) или лишение прав до 6 месяцев |
Невыполнение неоднократных требований об остановке, вынудившее проводить преследование | Три | Штраф (5—20 б. в.) с лишением прав до 1 года или без него |
Нарушение правил обгона или выезд на встречную полосу, когда это запрещено | Три | Штраф (2—10 б. в.) с лишением прав до 6 месяцев или без него |
Невыполнение требований по обеспечению беспрепятственного проезда транспортного средства оперативного назначения | Три | Штраф (2—10 б. в.) с лишением прав до 6 месяцев или без него |
Управление мотоциклом или мопедом на одном колесе, а также если водитель таких транспортных средств не держится за руль или не держит ноги на педалях (подножке) | Три | Штраф (5—10 б. в.) с лишением прав до 6 месяцев или без него |
Нарушение ПДД, повлекшее создание аварийной обстановки | Три | Штраф (5—20 б. в.) с лишением прав до 1 года или без него |
Нарушение ПДД, повлекшее причинение пострадавшему легких травм | Три | Штраф (2—30 б. в.) или лишение прав до 1 года |
Оставление места ДТП, когда это запрещено законодательными актами | Три | Штраф (5—25 б. в.) или лишение прав до 1 года |
Управление транспортным средством без права управления, а также передача права управления такому лицу, совершенные повторно в течение года | Три | Штраф (20—50 б. в.), или общественные работы, или административный арест |
Проект изменений, по нашей информации, наряду с введением балльной системы предполагает смягчение «популярной» статьи 18.13 КоАП (превышение скорости движения).
В частности, планируется исключить лишение права управления за повторное превышение скорости, а также повторность из других статей КоАП (кроме вождения без права управления).
Авторы поправок считают, что это станет возможным за счет введения балльной системы.
Штрафные баллы будут начисляться за превышение скорости на 20 км/ч и больше. Кроме того, кодекс планируется дополнить еще одной нормой, внеся дополнительную часть статьи 18.13 за превышение скорости на 30—40 км/ч.
Что касается камер скорости, то за нарушения, зарегистрированные датчиками фотофиксации, тоже планируют начислять баллы (помимо штрафов).
Вопрос злободневный, но авторы проекта считают, что в отношении таких водителей следует применять иные меры. Именно поэтому повторность оставляют лишь в одной статье — за вождение без прав. Напомним, на данный момент за повторное такое нарушение, совершенное в течение года, законодательством предусмотрен арест до 15 суток.
По имеющейся в нашем распоряжении статистике, число водителей, лишенных прав по т. н. грубым статьям (за превышение скорости, пьяное вождение и т. д.), снижается три последних года.
В каждом постановлении будет отражаться количество начисленных баллов за данное нарушение и общая сумма за год.
Эту информацию можно будет также проверить в личном кабинете на сайте МВД.
Технически это возможно. Даже вступившее в законную силу административное правонарушение можно оспорить через суд. В этом случае штрафной балл будет аннулирован, а следовательно, уменьшится и общее их число.
Нет! Лишить права управления по-прежнему могут всего за одно нарушение. Например, в случае создания аварийной обстановки или опасного обгона, не говоря уже про пьяное вождение. В этом смысле проект поправок в КоАП не предусматривает больших изменений.
В обществе возникло опасение, что после введения штрафных пунктов водителей станут массово лишать прав. Однако это маловероятный сценарий, если предложенный проект будет одобрен. Да, кто-то получит два, три, четыре штрафных пункта, но систематически пренебрегающих нормами ПДД водителей немного.
Нам известны такие цифры: в прошлом году десять нарушений и более совершили 26—27 тысяч автомобилистов из 3,5 миллиона. Это 0,74—0,77%. Но нужно учесть, что в статистику входят также пункты ПДД, за которые баллы начислять не планируют.
Напрашивается вопрос: если таких водителей немного, то из-за чего, собственно, вообще весь сыр-бор? Дело в том, что за счет отстранения от управления закоренелых нарушителей рассчитывают снизить тяжелую аварийность.
Например, если бы система была принята несколько лет назад, то водитель маршрутки, совершивший смертельное ДТП на гродненской трассе в 2018 году, с большой долей вероятности был бы лишен прав по совокупности нарушений, и таким образом происшествие удалось бы предотвратить. Напомним, в той аварии погибли два человека, а 13 получили травмы. В ГАИ обратили внимание, что всего мужчина привлекался к ответственности 130 раз, а за последних два года — более 30 (27 из них связаны с превышением скорости).
Таким образом, новшество нацелено на тех, кто часто или постоянно игнорирует ПДД. Считается, что за счет этого влияния аварийность удастся снизить до 15%.
Ежегодный пробег дальнобойщика или водителя автобуса существенно превышает расстояние, которое проезжает обычный автолюбитель. Получается, вероятность превысить лимит баллов у профессиональных шоферов существенно больше.
Инициаторы введения новой системы считают: «Если водитель такси, работающий на агрегатора, регулярно превышает скорость или нарушает правила обгона, то как он может перевозить пассажиров? А дальнобойщики, доставляющие груз, разве не представляют опасность в случае регулярного превышения скорости? На них тоже планируется оказывать воздействие данной мерой».
Балльная система в случае ее внедрения коснется не только граждан Беларуси, но и других водителей, передвигающихся по территории нашей страны.
Грубо говоря, польского дальнобойщика здесь тоже смогут лишить права управления. Хотя и сейчас он может потерять водительское удостоверение за опасный обгон или создание аварийной обстановки.
Опыт западных стран говорит, что балльная система позволяет снизить тяжелую аварийность до 16%, а нарушения ПДД — до 25%. Во многих государствах demerit point system, или penalty point, принята десятки лет назад.
Например, в Германии она действует с 1976 года. Штрафные баллы там может получить не только водитель, но и любой другой участник дорожного движения (пешеход, велосипедист), достигший 12-летнего возраста. После превышения лимита баллов автомобилистам предстоит снова сдавать экзамены и проходить т. н. идиотентест.
Предварительно в 2021-м. Но есть важная оговорка. В течение первого года новую систему планируется тестировать: штрафные пункты начислять будут, но санкции за превышение лимита в десять баллов применять не станут.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by