Екатерина Дубаневич — та самая отважная мотоциклистка, которая два года назад решилась на кругосветку на байке. Первой из белорусок, между прочим. Позади Россия, Средняя Азия, Япония, Австралия, США, Латинская Америка... А должна быть еще Африка и Европа. Из-за пандемии девушка временно прервала путешествие и вернулась в Беларусь. Мы воспользовались возможностью задать Кате вопросы об увиденных природных красотах, услышанных жизненных историях и о том, нашла ли она то, что искала. Каждый ее ответ — как новый поворот захватывающего сериала. Читайте о приключениях минской мотоциклистки в большом интервью Onliner.
— Сначала давайте немного статистики. Сколько стран на данный момент удалось проехать? Каков общий километраж? Продолжительность пути? Напомню, что изначально ставилась цель — 500 дней и 100 тыс. км.
— Если учитывать 77 дней карантина в Аргентине и двое суток на дорогу домой, то общая продолжительность путешествия составила 659 дней. Без учета карантина — 580 дней. Суммарный километраж — 105 тыс. км. Это пять континентов, 22 страны. Я три раза пересекла экватор. Максимально удаленные друг от друга точки на маршруте — город Эль-Калафате (Аргентина) и бурятское село Мухоршибирь (Россия). Расстояние между ними — 19 650 км.
— На Onliner выходили публикации о путешествии по России, Казахстану, странам Средней Азии, Японии и Австралии. А потом был довольно продолжительный маршрут по США. Впечатлила ли Америка? И с чем связано, что посты в соцсетях, посвященные этой стране, были почти все позитивными? Негатива не встречалось?
— Путешествовать по США на мотоцикле чрезвычайно просто и приятно. Можно приобрести годовой пропуск в национальные парки за $80 и проехать всю страну вдоль и поперек. Здесь есть буквально все: величественный океан, буйные реки, снежные горы, жаркие пустыни, кристально чистые озера, влажные пещеры и гейзеры, архитектура всех исторических периодов, еда всех народов мира, доброта и взаимопомощь, немного сумасшедших и опасности. А также огромная сила и красота природы.
Свой путь по США я начала в марте 2019-го, когда в парке самых высоких деревьев на планете — секвой — еще лежал снег, а дорога, ведущая к Гранд-Каньону, была покрыта льдом, сам же он имел снежное оперение. Температура ночью составляла –2—5 градусов по Цельсию.
Чем дальше я продвигалась на юг, тем становилось теплее. В Окаменелом лесу (национальный парк «Петрифайд-Форест», Аризона) и Радужной пустыне, как я ее назвала (Painted Desert в том же штате), было уже очень жарко.
Там мне посчастливилось познакомиться с коренным индейцем племени Навахо — Джейкобом. Он очень современный парень, ведет аккаунт в Instagram, выкладывая фотоснимки украшений, которые он делает вручную вместе со своими родными. Вся семья работает над национальными сувенирами и предметами быта, а раз в месяц Джейкобу разрешено приезжать в туристический центр и продавать всю эту красоту. Мы долго разговаривали, на прощание я подарила ему флаг Беларуси, а он мне — медное кольцо с символом орла.
Мне очень нравится заниматься образовательной работой. Дальше Европы и русскоязычной части нашего континента про Беларусь мало кто в курсе. В лучшем случае скажут: «Знаем-знаем, вы — часть России», а чаще и вовсе радостно воскликнут «Русья-Русья!», не вникая в детали.
На юге США особенно запомнилась Фарфоровая пустыня с мелким белоснежным песком (Нью-Мексико) и город Альбукерке (тот же штат), который попал в мой маршрут благодаря сериалу «Во все тяжкие». Проехав по местам съемок, я посмотрела почти весь город. Нашла дом Джесси Пинкмана, нарколабораторию и т. д.
В закусочной Гуса велись съемки сериала «Лучше звоните Солу» (приквел «Во все тяжкие»). Сначала фотографировать там не разрешили, но потом внимательно посмотрели на меня, «Генри» (мотоцикл Екатерины. — Прим. Onliner) и позволили сделать парочку снимков. Кстати, по координатам места, где якобы закопаны деньги (их указал Уолтер Уайт), находится киностудия Альбукерке.
В США есть интересная услуга по «адаптации/усыновлению» дорог. Вы берете шефство над отрезком дороги — убираете мусор, стрижете траву, а взамен вам дается право установить табличку с любой надписью. Рекламу размещать нельзя. Чаще всего пишут «В память о...», но встречались и надписи «Что теперь?», «Подумай о семье», «Зачем так быстро», «Свободен навсегда» и пр.
Единственная опасная ситуация произошла возле Майами. Я неспешно подъезжала к светофору, где остановились несколько рядов автомобилей. По привычке отслеживала ситуацию в зеркало заднего вида. Когда глянула в очередной раз, то увидела, что черная машина, стоя на ребре, скользит прямо на меня, как в голливудском блокбастере.
Спасла реакция: я выкрутила ручку газа и резко отъехала на пять метров вперед. Автомобиль остановился в метре от моего номерного знака, осыпав куртку осколками пластика и стекла. Оказалось, что молодой водитель не рассчитал скорость и подбил другую машину. С остальными очевидцами бросились на помощь. Парень чудом уцелел — на нем не было ни царапины.
В целом Майами-Бич (Флорида) оставил послевкусие недорогих понтов и взятых в аренду спорткаров.
Я проехала по кругу через южные штаты и вернулась в Лос-Анджелес через север (побывав в 23 штатах). Там я снова ухватила птицу счастья за хвост и смогла наблюдать довольно редкое явление. Соляной гоночный трек Бонневилль (Юта) был полностью покрыт водой после продолжительных ливней и сверкал на солнце зеркальной поверхностью, отражая солнце, синее небо и облака.
Очень часто встречала наших ребят, живущих в США или находящихся там в командировках. Всегда радостно пообщаться с земляками на другом континенте.
— На Кубе вы познакомились с сыном Че Гевары. Что рассказывал?
— Встреча с младшим сыном Че Гевары, которого так же, как и отца, зовут Эрнесто, была для меня абсолютной неожиданностью и приятным сюрпризом. Наш консул на Кубе Олег Шейдин и посол Александр Александров пригласили меня, когда произошла история с похищением документов в Мексике. В Гавану я прилетела за день до своего дня рождения. Сотрудники посольства в качестве подарка организовали мне встречу с Эрнесто, с которым мы сразу стали общаться как давние друзья: он тоже мотоциклист и организовывает мототуры на Harley-Davidson по острову.
До этого я несколько дней гуляла по Гаване и столкнулась с не очень приятным поведением местных — они свистят вслед женщинам, громко кричат комплименты и пытаются затащить в ближайшее кафе.
Когда я ездила вместе с Эрнесто по узким улочкам Гаваны, все было иначе. Сына команданте очень хорошо знают на Кубе, приветствуют и с уважением относятся к его спутникам и гостям. Сейчас он занимается строительством музейного центра, посвященного отцу.
Че Гевара погиб, когда Эрнесто был совсем маленьким, и он плохо его помнит. Сын знаменитого революционера показывал мне фотографии, подарил несколько книг и знаменитый берет со звездой.
Кстати, несколько лет назад по приглашению клуба Harley-Davidson Эрнесто был в Минске. Говорит, все понравилось: город чистый, люди приятные, еда вкусная.
— А в Эквадоре встретилась удивительная пара из Великобритании. Расскажите о ней...
— С Нилом и Патрицией мы познакомились на конференции мотопутешественников, где я рассказывала про кругосветное путешествие. Мы сразу почувствовали душевное родство, хотя принадлежим к совершенно разным нациям и культурам.
Эта чудесная пара родом из Британии. Всю совместную жизнь, а это уже более 40 лет, они ездили на мотоциклах. Выйдя на пенсию, решили отправиться в большое путешествие на собственном автодоме. Купили военный грузовик в отличном состоянии, полностью переработали шасси, построили жилой кузов и разработали маршрут по Южной Америке. Все разговоры и мечты были только об этом.
А потом... Случилось то, что невозможно предсказать, то, что уничтожает мечты без предупреждения. У Патриции обнаружили рак. Затем последовали долгие 2,5 года борьбы за жизнь. Но они победили! Продали дом и все имущество, оставив только свой грузовичок, живя надеждой и верой в лучшее.
Стартовали из Монтевидео (Уругвай), доехали до Ушуайя (Аргентина), отметили Новый год в отличной компании и отправились по Карретера Аустраль (знаменитая дорога в Чили) на север. По пути подобрали двух автостопщиков.
Дожди шли неделю не переставая, проезжая часть размякла, покрытие превратилось в жидкую вязкую массу... Пытаясь разминуться на узкой дороге с автобусом, грузовик опрокинулся и слетел в кювет.
Девушка-автостопщица разбила голову и потеряла память, остальные получили незначительные травмы. Грузовик был сильно поврежден. Пробило бак с запасами воды, которой залило контрольную панель управления. Кроме того, когда автомобиль доставали из кювета, повредили шасси.
Дальше — хуже. Нила забрали в полицию как предполагаемого виновника аварии с тяжелыми последствиями. Конец истории о мечте? Как бы вы себя чувствовали? О чем думали?
Но Патриция и Нил — удивительные оптимисты и притягивают к себе таких же. Пострадавшая девушка-автостопщица смогла восстановиться, обвинения были сняты, расчувствовавшиеся полицейские даже пригласили британца на ужин. А спустя пять месяцев грузовик удалось восстановить.
И вот мы вместе в Эквадоре. Новые приключения, встречи и любовь, которая побеждает все.
— В Аргентине вы отступили от принципа путешествовать в одиночку. Как так?
— Да, я действительно привыкла ездить соло, мне так спокойнее и комфортнее. Нет необходимости нести ответственность за попутчиков. Поэтому весь путь я проехала в одиночку, за исключением одного месяца.
В самом начале поездки по Аргентине я познакомилась с немецким путешественником. Патрик тоже оказался мотоциклистом. Он остановился в том же хостеле, что и я. Мы поболтали пять минут, и я поехала дальше.
Однако далеко уехать не удалось. Сначала штатив с фотоаппаратом сбило порывом ветра и объектив разбился вдребезги. Потом перестали работать фары мотоцикла и забарахлил разъем USB у телефона, аккумулятор которого стал стремительно разряжаться. Затем начался ливень, во время которого сломался кронштейн амортизатора. А в довершение потерялся регистрационный знак.
В хостел следующего по пути города (Барилоче) я добралась ужасно расстроенная и застряла там на неделю. А через несколько дней заметила знакомое лицо. Это был Патрик в компании с аргентинским знакомым. В течение пары дней мы исследовали окрестности. Затем они уехали, а я осталась ждать, пока отремонтируют объектив.
После вынужденной технической остановки пересекла границу и выехала на знаменитую чилийскую дорогу Карретера Аустраль. Она заслуживает всех тех лестных эпитетов, которыми ее одаривают.
А когда я вновь вернулась в Аргентину (аргентино-чилийскую границу пришлось пересекать не единожды), то вновь встретила Патрика. Он попал в ситуацию, схожую с той, в которой я оказалась ранее: его 125-кубовая Honda сломалась, и он ждал запчасти.
Встретившись в очередной раз, мы рассмеялись и решили, что все эти задержки в пути неспроста. В итоге вместе поехали в Ушуайя (Аргентина). Дорога была непростой: трассы, по которым мы следовали, известны шквалистыми ветрами, длительными участками без заправок и бескрайней пампой (степью по-нашему).
Доехали до Ушуайя, который называют краем земли (Fin del Mundo), а потом вернулись в Буэнос-Айрес. На этом наше совместное путешествие закончилось. Патрик улетел эвакуационным рейсом в Германию, а я осталась ждать вывозной рейс в Россию.
— Про неприятности. В Колумбии грозила депортации. В чем причина?
— Одна из главных сложностей кругосветного путешествия — необходимость взаимодействия с глобальной бюрократической системой. Каждая страна, даже самая маленькая, по-своему регулирует туризм, выдачу виз и процесс въезда и ввоза транспортного средства.
Например, для того чтобы попасть в Коста-Рику, необходимо иметь на руках свежий оригинал справки об отсутствии судимостей и ненахождении в уголовном розыске, с апостилем и переводом на испанский.
А в Колумбии срок пребывания равен сроку действия визы и начинает отсчитываться с момента выдачи. Именно из-за этого и возникла проблема с возможной депортацией. Визу в эту страну я получила в Мехико. Путь до нее занял больше времени, чем я рассчитывала. Корабль, на котором я переправлялась из Панамы, ходит раз в три недели. В результате штамп о въезде в страну датировался 20 сентября, а виза заканчивалась через шесть дней.
Пересечь страну за такой срок возможно, но бессмысленно. Поэтому я сразу же стала выяснять в отделе миграции, как продлить срок пребывания или визу. В Картахене (пятый по величине город в Колумбии) никто не знал, что со мной делать, и меня отправили в столицу — Боготу. С помощью моей испаноговорящей подруги из Венгрии мы в течение семи (!) часов пытались добиться хоть какой-то информации от миграционных сотрудников, а затем и от Министерства иностранных дел. Четко ответить на наши вопросы не мог никто. В результате длительного хождения по всем инстанциям стало ясно, что никакого продления не существует и необходимо подаваться на новую визу, что я и сделала.
Вообще-то срок рассмотрения заявки на визу составляет пять дней, мой срок пребывания в Колумбии заканчивался через четыре. Я очень верила в справедливость и снисходительное отношение к туристам. Как думаете, они рассмотрели заявление за четыре дня? Нет, конечно...
На пятый день мне сообщили, что я нелегально нахожусь на территории Колумбии и подлежу немедленной депортации. Мотоцикл по-прежнему находился на таможне в Картахене.
Не буду вдаваться в детали, сколько времени, нервов и денег стоило разобраться в этой ситуации, но я получила новую визу, проехала по кругу всю Колумбию и навсегда запомнила, что бюрократия — самый страшный механизм, вставляющий палки в колеса путешественников по всему миру.
— Поделитесь в целом опытом пересечения границ. Насколько сложно там? «Варшавский мост» даст жару многим или в Гондурасе все сложнее?
— До тех пор пока вся система по прохождению границ не будет автоматизирована и не начнут работать роботы, все будет зависеть от человеческого фактора.
Чилийско-аргентинскую границу я пересекала десять раз, не говоря уже о других странах и регионах. Время прохождения разнилось от десяти минут до шести часов.
Где-то со мной фотографировались, угощали кофе и печеньками, радовались наклейкам и рассказам, а где-то заставляли распаковать почти все содержимое кофров и сумок. Нарочно портили пустые страницы паспорта, лепя штампы посередине отведенных под визы страниц (так случилось в Гондурасе).
Но я пришла к выводу, что на любой границе лучшая стратегия — широкая улыбка, доброжелательность и легкая наивность. Все мы люди и получаем те эмоции, которые отдаем.
— Год назад кругосветку уже чуть было не пришлось прервать из-за кражи документов. Та история получила продолжение? И изменили ли вы стратегию после случая в Мексике?
— Взяв себя в руки, я поняла, что нюнями ничего не решить, и стала активно действовать. Была на связи с посольством, прорабатывая варианты получения справки на возвращение. Параллельно с местным мотоциклистом обратилась в полицию, оформила заявление о краже, разместила объявление в соцсетях и на радио, раздавала бумажки с обещанием вознаграждения за любую информацию.
Сидели в засаде до утра, общаясь с наркоманами, алкоголиками и завсегдатаями ближайших заведений и пляжа.
Через три дня владелец кафе, в котором я ужинала, вышел на связь, путано объясняя, что к нему пришел вор и хочет $600 за мои документы. Сторговались до $200, и на следующий день потрепанный белорусский паспорт снова был у меня.
После этого я стала намного реже останавливаться в диких местах, старалась выбирать организованные кемпинги или хостелы. А еще я начала верить в чудеса!
— Вас четыре раза обкрадывали, мотоцикл неоднократно повреждали, а однажды пришлось столкнуться с вооруженным ограблением. Вы в людях не успели разочароваться? Много негодяев встречалось по пути?
— Абсолютно не разочаровалась. По моим ощущениям, во всем мире негодяев меньше процента, а неприятности часто приводят к встречам с совершенно удивительными людьми и удаче в совсем другой сфере. Тем более что ограбления и кражи — это редкость в нашем регионе, мы ужасаемся и не понимаем, а в Латинской Америке это неприятная, но обыденность. Всегда будут те, кто для обеспечения себя и своей семьи работает, и те, кому проще отобрать у другого. Просто масштабы разные...
— Блиц. Какая страна показалась самой опасной, а какая — наиболее комфортной? Куда бы вернулись еще, а что хочется забыть как страшный сон?
— Путешествие научило меня избегать крайностей в суждениях. У любой ситуации, страны, человека всегда есть несколько сторон, и нельзя навешивать ярлыки и однозначно ругать или хвалить. В целом, в Японии, Австралии, Европе и США гораздо спокойнее и безопаснее, чем в Мексике, Центральной и Южной Америке.
Но никто не застрахован от неприятностей в самом статистически безопасном городе, и нет необходимости постоянно жить в страхе, отправляясь в страны с неоднозначной репутацией.
Вернуться хочется в Австралию (я еще не была в западной ее части), Мексику (на празднование Дня мертвых) и Аргентину (чтобы еще раз вдохновиться ледниками, горами и дикой природой, почти не тронутой человеком).
— Два года назад, когда вы объявили о намерении совершить кругосветное путешествие, настроение было сверхоптимистичным и боевым. Что-то изменилось с тех пор?
— Я стала более спокойной, терпимой к негативу и начала лучше понимать себя и окружающий мир. Когда изучаешь культуры разных народов, твой собственный кругозор становится богаче и обширнее. Намного проще справляться с любыми жизненными трудностями. Верю, что безвыходных ситуаций не существует. Просто нужно больше времени или ресурсов для поиска решений. Одной из особенностей постсоветской культуры является строгость в трактовании поведения или внешности других людей.
Мы привыкли осуждать то, чего не понимаем, не задумываясь о том, что можем сделать кому-то больно. От этой привычки я избавилась, и в душе стало чище и приятнее.
— А что произошло в конце марта? В Facebook было два очень грустных поста кряду, что непривычно для бодрых отчетов из-за океана.
— Карантин и замкнутое пространство стали испытанием для меня и сотен других любителей приключений и свободы. Когда ты постоянно двигаешься вперед, а тебя запирают под замок, сковывая все естество, к этому тяжело адаптироваться. Я понимаю всю серьезность пандемии в мире и необходимость принимаемых мер, но мне не удалось сохранить безоблачное, оптимистичное настроение. Сейчас в Минске мне гораздо легче дышать, можно немного расслабиться и прийти в себя.
— Часто в соцсетях вы пишете, что везучая и что кто-то за вами присматривает. О чем это?
— Я шучу, что у меня особый талант — попадать в неприятности, а потом легко и непринужденно из них выпутываться. Если рассмотреть каждый визуально опасный/сложный/неприятный инцидент, который со мной происходил, то после него всегда следует череда событий, в результате которых все разрешается наилучшим образом.
Вот, например, падение в горах в Мексике. Я ехала из одного небольшого города в другой через красивейший каньон. Дорога грунтово-песочная, с камнями, температура +43 градуса по Цельсию. Проехав половину пути, я устала и совершила ошибку на подъеме — зацепила днищем булыжник. Груженый мотоцикл шлепнулся мне на ногу, попутно подвернув вторую. На адреналине я выдернула ее из-под кофра, содрав кожу, а встать самостоятельно уже не смогла. Кружилась голова, и болевой шок мешал управлять телом. Я отползла под дерево и стала ждать случайный автомобиль. У меня с собой есть спутниковое устройство с включенной страховкой, при нажатии на кнопку SOS должен прилететь спасательный вертолет, но ситуация не была настолько критичной.
Через 40 минут появилась машина, направляющаяся в город. Люди из нее пообещали прислать помощь. Вскоре я услышала рев квадроцикла — двое мужчин направлялись ко мне. Один из них был в футболке с надписью «Полиция», а второй был здоровяком под два метра ростом, с золотой цепью на шее. Он легко поднял мой мотоцикл и доехал на нем обратно в город, а полицейский погрузил меня на квадроцикл и поехал вслед за ним. В городе нас ждали шестеро вооруженных человек, которые сопроводили меня в больницу, затем отвезли в гостиницу и показали, в каком кафе будет организовано ежедневное питание для меня.
Ко мне относились как к принцессе! А вскоре стало ясно почему. Владелец отеля небрежно поинтересовался: «Ты разве не знаешь, что это за люди?» — «Нет, а что?» — «Человек в оранжевом — босс местного наркокартеля, а остальные — его помощники. Они решили, что ты не гринго и тебе можно помочь».
Когда я смогла самостоятельно ходить и управлять мотоциклом, они помогли мне довезти багаж до нормальной дороги, накормили напоследок и пожелали удачи.
Таких случаев было много, поэтому да, я верю, что у меня есть ангел-хранитель, который оберегает и присматривает за мной, предоставляя возможность попробовать горький вкус неудач и выдавая восхитительный десерт после.
— У каждой женщины должно быть маленькое красное платье? Это фетиш? Почему так много фото с ним?
— Мое красное платье совсем не маленькое (тут должен быть смайлик). Куплено за $5 в секонд-хенде в Нью-Йорке. Да, оно стало самым популярным аксессуаром на снимках. У меня есть еще четыре платья, но всем особенно нравится именно красное.
В дороге легко потерять женственность. Ты едешь за рулем мотоцикла, покрываешься дорожной пылью, лазаешь по горам, таскаешь тяжелый багаж, спишь в палатке. При всем этом тяжело поддерживать хороший внешний вид и гигиену. Но я стараюсь.
Мне нравится быть девушкой — несмотря на обстоятельства, приводить волосы в порядок, не забывать про маникюр и педикюр. Из-за этого в гардеробе и появились платья — мотоэкипировка дает ощущение защищенности, но никак не помогает в сохранении красоты.
— Сразу извините за следующий вопрос, если он может быть неприятным, но спросить я обязан, т. к. тема ранее поднималась. Как складываются отношения с мужем?
— Длительная разлука кардинально меняет людей и их мировоззрение. Мы встретились в декабре в Буэнос-Айресе, поговорили и поняли, что наши жизненные планы и перспективы сильно изменились. Мы в замечательных дружеских отношениях, но в качестве семьи больше не видим друг друга.
— Как поживает «Генри» (так мотоциклистка называет свой BMW F650GS. — Прим. Onliner)? Как я понимаю, одометр уже отсчитал двухсоттысячную отметку?
— «Генри» держится молодцом. Купила я его с пробегом в 33 тыс. км. К текущему моменту одометр уже два раза «обнулился» и теперь показывает 7 тыс. км. Как говорится, бабушка за хлебушком в магазин ездила...
— Очень много сообщений в вашем Instagram посвящено поломкам. Это утомляло?
— Это кажется, что много. Если вспомнить все поломки за два года, то с учетом практически ежедневной эксплуатации мотоцикл отработал прекрасно. И что очень важно, он не напичкан электроникой, как большинство совсем новых байков, поэтому его легко починить. Нет проблем и с поиском запчастей.
В Патагонии (Аргентина) на сервисах я видела много мотоциклов 2017—2019 годов, с которыми ничего нельзя сделать, так как уровень квалификации механиков не позволяет их отремонтировать, а запчасти могут идти из Европы или Японии до трех-пяти месяцев.
— Как обслуживали мотоцикл и решали проблемы с техническими неисправностями?
— Мой бывший супруг — отличный мотомеханик, и он консультировал меня по всем возникавшим вопросам. Мелкие поломки я устраняла самостоятельно, а по поводу крупных обращалась в фирменные центры BMW или к механикам по рекомендациям местных мотоциклистов.
Иногда договаривалась о том, что буду делать все сама, но под контролем специалиста. Как это было, например, в Денвере. Там я познакомилась с Вуди Витте — самым лучшим мастером по спицованным колесам в Америке. Вуди — легенда: ему 78 лет, и он сделал тысячи колес для путешественников со всего мира, спортсменов и просто мотоциклистов. Еще одним направлением, которое возглавляет Вуди, является изготовление механизмов, позволяющих инвалидам кататься на лыжах, заниматься серфингом и любой другой активностью. А началось все с увлечения моторными лодками, хотя родители Вуди хотели видеть его юристом или врачом.
Об истории его жизни можно снимать кино. Родился в семье немецкого инженера в Мюнхене в 1942 году. Во время войны его отец был направлен в Польшу. В январе 1945-го мать Вуди забрала его и сестру и успела на последний поезд, идущий в Германию. Путь, который обычно занимал восемь часов, растянулся на восемь недель — железная дорога была частично разрушена. С собой женщина успела взять только документы и несколько серебряных ножей и вилок.
Добрались успешно и чуть было не разминулись с отцом, который отправился на вокзал. Он хотел успеть на тот самый поезд, на котором они приехали. Мать Вуди верующая и сильно расстроилась, что не нашла любимую Библию. Но чудеса происходят в нашем мире. Через несколько лет семья переехала в Америку, а в 1950-м пришла посылка от бабушки Вуди из Германии. В ней была старая семейная Библия и рассказ о том, как спустя пять лет после войны в дверь постучал советский офицер, привезший ту самую книгу с адресом семьи Вуди на одной из страниц.
Когда он рассказывал мне эту историю, его глаза блестели от слез. В конце Вуди сказал, что так один человек может изменить отношение к целой нации, и он с благодарностью вспоминает этого благородного военного.
Но я отвлеклась. Вернемся к ремонту мотоцикла. Изначально планировала проверить только переднее колесо. Однако Вуди посоветовал выровнять также заднее. Увидев мой сморщенный нос, он посмотрел на меня и сказал, мол, если вопрос в стоимости, то я могу половину работы сделать сама под его присмотром. Впервые в жизни снимала и ставила обратно оба колеса, бортировала резину и училась всем секретам у маэстро Вуди. После настройки спиц и всех волшебных манипуляций мой «Генри» поехал так хорошо, как никогда до этого.
— Оправдал байк ожидания?
— Целиком и полностью!
— Передвигаясь в таком темпе, удовольствие получать удается?
— У меня очень размеренный темп движения, так как я почти не привязана к датам. Напряженным был только первый участок по России, когда на таможне в Москве на пять дней задержали экипировку и дорогу пришлось нагонять, чтобы успеть на паром из Владивостока. Тогда я четыре дня подряд проводила за рулем более 17 часов в сутки и проезжала по 1000 километров в день.
В таком режиме, конечно, об удовольствии речь не идет, но в дальнейшем все было насыщенно и интересно. В любой момент я могу остановиться и никуда не ехать, планируя и изменяя маршрут, сворачивая на маленькие дорожки или ночуя на берегу не обозначенного на карте озера.
— Какой отрезок пути был наиболее напряженным?
— Были сложные дни и сложные маршруты. В Австралии это песочные «стиральные доски» и броды после ливней, в Коста-Рике и Никарагуа — горные дороги к вулканам, в Мексике — чрезвычайное обилие «спящих полицейских» всех форм и размеров, в Аргентине — узкие каменистые тропинки и сильнейший ветер.
— Вы теперь можете сравнивать: так ли уж плохи белорусские дороги?
— У нас замечательные дороги! Так же, как и культура вождения. Конечно, по сравнению с Японией или Австралией мы не настолько внимательны, вежливы и аккуратны по отношению друг к другу и правилам дорожного движения, но если брать Латинскую Америку или Среднюю Азию, то нам очень повезло и с качеством дорог, и с соседями по проезжей части.
— Расскажите про быт. Где приходится ночевать, принимать душ? Как ищете ночлег?
— Я не суюсь в совсем уж дикие места, поэтому хотя бы раз в пару дней ищу заправку для дальнобойщиков, хостел или оборудованный кемпинг. Всегда с собой палатка, газовая горелка и все необходимое для ночлега при любой погоде. В основном пользуюсь приложением iOverlander, которое работает по всему миру. Иногда спрашиваю совета у местных жителей или просто сама присматриваю лесную полянку подальше от людей.
— Чему пришлось научиться за время кругосветки? Писать стихи? Готовить паэлью? Взбираться на горы?
— Кроме строительных навыков и практических мелочей, связанных с обслуживанием мотоцикла, приобрела умение изобретать блюда из того, что есть в наличии, и ремонтировать что угодно с помощью подручных средств. Смекалка позволяет искать нестандартные решения почти в любой ситуации, а имея в наличии скотч, веревку, пару хомутов и WD-40, становишься практически неуязвимым.
Хайкинг полюбила всей душой. Одним из самых ярких впечатлений стало восхождение на вулкан Акатенанго в Гватемале. Рядом с ним находится огнедышащий Фуэго, который относится к непредсказуемым вулканам. В штатном режиме он пыхтит и выплевывает немного лавы и горячего пара каждые 5—7 минут, а в 2018-м стал активно извергаться. Тогда погибли 159 человек. Акатенанго же — его спящий и абсолютно безобидный собрат, с которого мне посчастливилось всю ночь наблюдать за уникальным явлением: мощная гроза разрезала вспышками небосвод, а несколько раз молния била прямо в жерло огненного вулкана.
— Катя, скажите честно: языковой барьер — проблема?
— Нет. Но лучше знать английский и испанский. Испанский я не знала совсем, и хоть он и не очень сложный в изучении, но на сегодняшний день я могу понимать, о чем идет речь, отвечать на простые вопросы. Однако полноценно поддерживать беседу еще надо учиться.
Помню, в Мексике, буквально через несколько дней после пересечения границы, меня пригласила переночевать семейная пара — Соня и Гойо. Они не знали ни слова по-английски, я — по-испански, но весь вечер мы смеялись, рисовали иллюстрации на бумаге, узнавая друг о друге что-то новое и не чувствуя скованности в общении. Отличная штука — офлайн-словари типа Google Translate.
— В соцсетях вас часто спрашивают: как удается собирать деньги для продолжения путешествия? Ведь вы сейчас не работаете. А действительно, как?
— Это всегда вопрос номер один, и здесь нет никаких секретов. У меня нет постоянных спонсоров, папы-олигарха или тайного наследства. Всю дорогу я еду в максимально экономном режиме: ночевки в палатке или бюджетном хостеле, душ — на заправках, в речках или озерах, еда — по скидкам в супермаркетах.
Очень часто меня приглашали в гости люди во всех странах мира, предлагали ночлег, угощали вкусной домашней едой. От такого гостеприимства захватывает дух и выступают слезы на глазах. Со многими расстаешься уже друзьями навек.
Бухгалтерию не веду, но расскажу про основные источники финансов и поиск средств для продолжения путешествия.
Во-первых, собственные накопления. До старта кругосветки я работала ведущим маркетологом в сфере сельскохозяйственной техники в компании «Белагро». Все заработанное инвестировала в подготовку или откладывала. Были оплачены визы в Австралию, США, Японию, сделаны семь прививок, оформлен Carnet de passage en doune, выкуплены авиабилеты Владивосток — Токио и Токио — Мельбурн, куплены и отправлены во Владивосток новые шины, приобретено много полезных мелочей. Накопить же удалось около 3000 у. е. в эквиваленте.
Во-вторых, работа. Я использовала все возможности. По понятным причинам не буду называть страны, но расскажу про профессии и уровень дохода.
В странах с высоким уровнем жизни заработок достигал $100—150 в день. Работала я суммарно шесть месяцев из всего путешествия.
Профессии:
Где искать работу? Везде. Сообщества русских иммигрантов в соцсетях, объявления на улицах, опросы всех вокруг. Если вы очень хотите и готовы вкалывать, а не попрошайничать, то у вас все получится. Если есть возможность работать удаленно — соглашайтесь. Можно также работать бесплатно в обмен на еду и жилье.
В-третьих, спонсорская поддержка. Я разослала более сотни писем. Увы, большинство не знает такую страну, как Беларусь, и не считает наш рынок интересным для продвижения через амбассадора. Но тринадцать компаний поверили в меня, предложив продуктовое партнерство (предоставление запчастей, оборудования, экипировки), а две компании — единовременную финансовую поддержку. Все эти пятнадцать организаций приняли участие в брендинге мотоцикла, экипировки.
В-четвертых, система донатов. Я сама до старта кругосветки поддерживала многих путешественников, и только поэтому решилась сделать такую страничку на сайте. В каждой стране провожу акцию «Живая открытка в обмен на донейшен абсолютно любого размера». Считаю, что это взаимоприятный обмен, безумно благодарна всем моим друзьям, семье и многим, с кем еще не знакома, за то, что вы помогали нам с «Генри» двигаться вперед.
— Особенно острый вопрос для белорусов — как с визами? Сложно получать в чужой стране разрешение для посещения очередного государства?
— Этот вопрос надо тщательно изучать и быть готовым к отказам. Многие государства разрешают въезд, если у вас есть «престижная» виза США, Канады или «шенген». Законодательство по визовым вопросам в каждой стране постоянно меняется, и в идеале надо заранее иметь список документов, которые будут необходимы. С собой лучше возить копии всех-всех документов на разных языках и фотографии, чтобы не бегать в поисках фотокиоска. Следует также подключить онлайн-банкинг с возможностью получать выписку с карточек, желательно на английском языке, и хранить там «несгораемую» сумму для демонстрации в посольствах и на случай ЧП. Всегда можно поменять маршрут на безвизовые страны или попросить помощи у наших посольств за границей, они помогут разобраться в особенностях получения виз.
— Что насчет признания белорусского водительского удостоверения? Были ли проблемы? Как часто приходилось сталкиваться с полицией?
— Никто дальше СНГ не знает, как должно выглядеть белорусское водительское удостоверение, поэтому обычно его долго крутят в руках, рассматривают и возвращают. С полицией я немного хитрю, но надо понимать, где это можно делать, а где такое поведение чревато проблемами.
В Латинской Америке, когда меня останавливала полиция, я отрицательно вертела головой на вопрос, знаю ли испанский или английский, и начинала быстро тараторить по-русски, расплываясь в широкой улыбке (никакой агрессии или хамства).
Чаще всего полицейскому надоедает это слушать — он не знает, что со мной делать, и в итоге машет рукой и отпускает.
— А к пластиковому номеру никто не придирался (в Аргентине оригинальный номер «Генри» потерялся. — Прим. Onliner)?
— Та же ситуация, что и с удостоверением. Мало кто даже страну нашу знает, не говоря уже о том, как наши номерные знаки должны выглядеть. Никаких проблем не было, только улыбки и пожелания хорошего пути.
— Перед путешествием вы прошли курсы по экстремальной медицине. Пригодились ли знания?
— Да. К счастью, не для меня самой, но знания пришлось применять на практике. Во время ограбления возле Боготы в Колумбии парню из компании по организации хайкинга грабители разрезали ногу. Порез был глубокий, и открылось сильное кровотечение. У меня единственной был ремень, сумка и белая хеллоуинская шапка (все случилось 31 октября). Вот этим всем мы и могли оперировать, чтобы остановить кровотечение. Ремень пошел в качестве жгута, шапка — в качестве впитывающей повязки, закрепили все нагрудной сумкой. Мы успели помочь пострадавшему спуститься, уложили на носилки и донесли до скорой. Потом нам сказали, что его жизни ничего не угрожает, даже сухожилия не были повреждены. Надеюсь, у него сейчас все хорошо.
— А еще вы писали, что, несмотря на подготовку ко встрече с малярией, лихорадкой Западного Нила (Катя делала все необходимые прививки. — Прим. Onliner), столкнулись с неожиданным — пауками, москитами и т. д. Сильно достали?
— Мне кажется, насекомые всего мира — страшные гурманы и любят пробовать новых иностранцев на вкус. Меня кусали москиты начиная с Японии — там они бесшумные, мелкие и быстрые как ниндзя. В Австралии познакомилась с пауком, а в Мексике — с клопами. Репелленты всегда с собой, но не всегда помогают. Учусь уживаться с маленькими гадами, ведь на одной планете живем.
— И вот с планетой случился коронавирус. Сильно расстроились, что пришлось прерваться? И почему не захотели дожидаться окончания карантина в Аргентине?
— Конечно расстроилась! Мне оставался маленький отрезок по Марокко и Европе, и в мае я хотела въехать на мотоцикле в Минск, а пришлось сидеть взаперти 77 дней, оставлять мотоцикл и лететь домой. На сегодняшний день Аргентина — одна из стран с самым длительным карантином в мире. В день перед вылетом их президент снова продлил режим изоляции. Официально было объявлено, что никакого транспортного сообщения не будет до сентября, а сидеть там не так уж и дешево: надо снимать жилье, оплачивать интернет, покупать еду и главное — это действительно строгий карантин. С штрафами до €1500, реальными тюремными сроками за нарушения и невозможностью ходить дальше ближайшего магазина или аптеки. Поэтому я решила, что дома мне будет комфортнее с учетом общей неизвестности в развитии ситуации. Оформила нотариальную доверенность на моего друга в Аргентине, чтобы он смог отправить «Генри» в любую страну без моего присутствия, и планирую воссоединение с мотоциклом осенью.
— По чему скучали больше всего? По воздуху, сосновому лесу, людям, минералке?
— По родителям, родным и друзьям, конечно. Хотя и природа порадовала. На первой же заправке (Катя возвращалась из Москвы в Минск на маршрутке. — Прим. Onliner), когда в нос ударил запах соснового леса, я побежала к краю асфальта, трогала мокрые листья одуванчика, ловила лягушку, гладила кору сосны.
Беларусь встретила меня голубым небом, ярким солнцем и теплом. Сейчас я привыкаю к смене часовых поясов и наслаждаюсь уютом родного дома.
— А все-таки ради чего вы все это затеяли и добились ли желаемого? Нет разочарования?
— У моего путешествия было очень много предпосылок, вопросов и целей. Исследование мира, изучение других культур, поиски себя, нотка феминизма, желание поделиться знаниями о нашей стране, испытание физических возможностей, достижение гармонии, обретение новых навыков, понимание окружающих, раскрытие потенциала и многое-многое другое. Я счастлива, что решилась и прошла путь до конца.
— Что теперь? Будете писать книгу? Снимать фильм? Рассказывать в школах про экзотические страны? В Беларуси вообще планируете оставаться?
— У меня есть время до осени, чтобы подумать о будущем и принять решение, ведь в мире еще столько неизведанного... А может, вернусь на мотоцикле в Минск и начну привыкать к оседлому образу жизни. Пока же я попробую собрать все свои заметки в книгу, ведь мне есть чем поделиться с читателями. Также планирую организовать встречу, на которой максимально подробно расскажу о приключениях и отвечу на все вопросы.
Следить за приключениями Екатерины Дубаневич можно по ее Instagram, в Facebook, а задать вопросы — по почте.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by