Сегодня на редакционную почту поступил ответ из Министерства юстиции на наш запрос о ситуации с BMW, который был продан на площадке конфиската во время торгов (публикация размещена неделю назад). Напомним, победительница аукциона не смогла зарегистрировать кроссовер в ГАИ. Экспертиза установила, что VIN изменен. Аннулировать сделку и признать ее последствия недействительными Виктории удалось только через суд спустя год. Минюст в своем ответе называет данный случай беспрецедентным.
Как отмечается в ответе министерства, за 2018—2019 годы на электронной торговой площадке https://e-auction.by/ проведено более 10 тыс. аукционов. За это время судом удовлетворено 9 исков о признании торгов недействительными (0,08% от общего количества проведенных аукционов).
Как правило, отмены не связаны с нарушением непосредственно процедуры проведения электронных торгов, а вызваны наличием иных оснований, препятствующих продаже имущества в целом (например, открытие процедуры банкротства должника, погашение долга).
Вопрос: как вышло, что автомобиль с измененным идентификационным номером был передан для реализации на площадку РУП «БелЮрОбеспечение»?
Ответ Минюста: В первую очередь следует учитывать, что в обращении описана ситуация, связанная с принудительным исполнением конкретного исполнительного производства, находившегося в отделе принудительного исполнения (далее — ОПИ) Московского района г. Минска, в связи с чем детальная информация по отдельным поднятым вопросам представлена быть не может в силу ограничений, установленных статьей 9 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), которая определяет порядок и объем предоставления таких сведений.
С учетом изложенного информируем, что на автомобиль BMW X5 (регистрационный знак 0010 ЕС-7, 2004 года выпуска) следовало обратить взыскание по приговору суда Московского района г. Минска от 30 июня 2016 года в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением. В целях исполнения указанного судебного постановления ОПИ Московского района г. Минска 10.04.2019 указанный автомобиль был передан реализующей организации (РУП «БелЮрОбеспечение») для организации и проведения электронных торгов. Торги по указанному имуществу (лот №7.2019.05.00011) на электронной площадке проведены 21.05.2019. Победителем определен участник электронных торгов №12 (героиня публикации. — Прим. Onliner). Протокол проведения электронных торгов направлен 22.05.2019 всем участникам аукциона и в орган принудительного исполнения. Транспортное средство было передано победителю согласно акту передачи имущества от 24.05.2019.
При этом необходимо иметь в виду, что порядок работы по исполнительному производству, а также компетенция судебного исполнителя строго регламентированы Законом об исполнительном производстве, Инструкцией по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 года №67 (далее — Инструкция).
Возложенные действующим законодательством на судебного исполнителя и реализующую организацию РУП «БелЮрОбеспечение» обязанности по реализации арестованного имущества посредством электронных торгов были выполнены ими в полном объеме.
Одновременно следует отметить, что Закон об исполнительном производстве содержит исчерпывающий перечень случаев, исключающих возможность обращения взыскания на определенное имущество, к числу которых изменение идентификационного номера (VIN) автомобиля не относится.
Вопрос: почему добросовестному приобретателю автомобиля пришлось подавать в суд, чтобы вернуть транспортное средство, которое он не мог использовать в полной мере? Есть ли более простой алгоритм возврата денежных средств в данных ситуациях?
Ответ Минюста: согласно статье 101 Закона об исполнительном производстве признание торгов (электронных торгов) недействительными относится к исключительной компетенции суда.
Принятие решения о защите нарушенных прав и законных интересов в суде применительно к описанной в обращении ситуации является исключительным правом покупателя имущества либо лица, чьи права нарушены в результате проведения торгов.
В этой связи гражданкой (героиня публикации. — Прим. Onliner) был оправданно избран судебный порядок защиты нарушенных прав, так как иного порядка признания торгов (электронных торгов) недействительными действующим законодательством не предусмотрено.
Вопрос: входит ли в компетенцию органов принудительного исполнения проверка идентификационных номеров транспортных средств, передаваемых для реализации? Если нет, то чья это компетенция, когда речь идет о реализации конфискованных транспортных средств?
Ответ Минюста: в компетенцию органов принудительного исполнения не входит проверка достоверности идентификационных номеров арестованных транспортных средств должников, в том числе при их передаче на реализацию специализированным организациям.
В соответствии с нормами Закона об исполнительном производстве перед наложением ареста на имущество судебный исполнитель обязан удостовериться в принадлежности данного имущества должнику. Применительно к изложенной в обращении ситуации об этом свидетельствовали сведения ГАИ и судебное постановление, в силу которого следовало обратить взыскание на конкретный автомобиль.
Статьей 88 Закона об исполнительном производстве предусмотрено обязательное проведение независимой оценки в случае реализации транспортных средств, что также было выполнено судебным исполнителем при обращении взыскания на указанный в обращении автомобиль.
При оказании услуг по независимой оценке транспортных средств оценщиками применяется Технический кодекс установившейся практики ТКП 52.6.01-2015 «Оценка стоимости объектов гражданских прав. Оценка стоимости дорожных транспортных средств» (далее — Технический кодекс).
В соответствии с Техническим кодексом процедура оценки дорожно-транспортного средства одним из этапов включает в себя процедуру осмотра, в процессе которого сведения об идентификационных признаках и неисправностях дорожно-транспортного средства, указанные в документе уполномоченного органа, должны быть сверены при осмотре с его фактическим состоянием.
К идентификационным признакам дорожно-транспортного средства наряду с другими относится и идентификационный номер (VIN), который является основной и обязательной маркировкой дорожно-транспортного средства.
Следует отметить, что в изложенной ситуации идентификационный номер (VIN) на автомобиле соответствовал указанному в свидетельстве о регистрации, выданном регистрационным подразделением ГАИ.
Минюст также отмечает в письме: «Осуществление сверки идентификационных данных номерных агрегатов транспортных средств со сведениями, указанными в регистрационных документах, в соответствии с подпунктом 11.9 пункта 11 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь от 31 декабря 2002 г. №1851, относится к компетенции Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел».
Вопрос: каким образом участники электронных торгов могут установить, что реализуемый автомобиль впоследствии можно будет зарегистрировать в органах ГАИ и использовать в полной мере?
Ответ Минюста: в целях установления фактического состояния транспортного средства потенциальные покупатели (участники торгов) имеют возможность и право производить личный осмотр реализуемого имущества непосредственно перед его приобретением с электронной торговой площадки https://e-auction.by/.
В указанном в обращении случае оценку автомобиля проводила сторонняя организация. РУП «БелЮрОбеспечение», в свою очередь, лишь оказывало услугу по организации и проведению электронных торгов. В случае если при определении стоимости арестованного имущества оценщиками РУП «БелЮрОбеспечение» устанавливается факт изменения идентификационного номера (VIN) автомобиля, то такая информация отражается в документах оценки с последующим указанием выявленных несоответствий или имеющихся ограничений в объявлении о предстоящих электронных торгах.
Одновременно считаем необходимым проинформировать о намерении выработки путей решения проблемы, изложенной в обращении редакции сайта Onliner, совместно с органами внутренних дел с целью исключения в дальнейшем случаев отказа в осуществлении регистрационных действий в отношении транспортных средств, реализованных в рамках исполнительного производства.
Напомним, героиня публикации решила приобрести BMW X5 на площадке конфискованного имущества (РУП «БелЮрОбеспечение»). Женщина выиграла аукцион, совершила оплату, но, когда попыталась зарегистрировать автомобиль в ГАИ, возникли проблемы. Инспектор заподозрил, что идентификационный номер (VIN) машины изменен. В результате сделка для покупательницы обернулась целой чередой неприятностей: экспертиза с неутешительным заключением, возбуждение уголовного дела, исковое заявление, общение с судебными исполнителями.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь