Двухколесная история. Какие байки привезли на фест ретромотоциклов «Кола часу»

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Анна Иванова
02 августа 2020 в 8:00

Столько мотоциклов, сколько было в эту субботу, Мир наверняка не видел никогда. Байкеры на дороге, на парковке, на площадке прямо перед замком. Сбылась давняя мечта организаторов «Кола часу» провести фестиваль у стен самого знаменитого замка страны. «Еще 8 лет назад, когда мы объявили о первом слете восстановленной мототехники, в Беларуси можно было сосчитать не более 20 достойных экземпляров, — говорят организаторы, братья Гапановичи. — Сейчас это целое сообщество». Onliner решил посмотреть, какие раритеты привезли на фест белорусы.

«Кола часу» всегда считалось мероприятием международного уровня — приезжали гости из России, Прибалтики. В этом году из-за эпидситуации на слет прибыли только белорусы. Организаторы не скрывают, что волновались из-за этого. Однако количество заявок на участие заставило успокоиться — за последние годы мотопарк восстановленных раритетов увеличился многократно. Некоторые экземпляры на самом деле уникальны.


Почему Мирский замок? Когда-то, в конце 1930-х, последний владелец замка Александр Святополк-Мирский стал одним из первых обладателей мотоцикла в регионе, чем весьма взбудоражил внимание всех местных. Конечно, это был байк иностранного производства. А самый старый экземпляр из представленных на фестивале — как раз таки отечественный.


Первый «минскач»

Именно эта модель под названием М1 М дожила до наших дней с 1956 года. «После войны в распоряжении СССР оказались технологии производства немецкой компании DKW (в счет репараций), — погружает в историю Сергей Пецевич, главный инженер „Мотовело“. — Копии мотоциклов стали производить в столице Союза. Поэтому на первых экземплярах М1 А на баке было выведено слово „Москва“. Спустя пару лет производство решили раздать — часть отправилась в Ижевск, часть — в Минск. Так скажем, бренд „Москва“ какое-то время сохранялся (с 1951 по 1956 год), собственный логотип в ММВЗ еще не разработали».


А мы рассматриваем полностью восстановленный М1 М уже с надписью «Минск» 1962 г. в. По сути это копия мотоцикла DKW RT 125. Он поставлялся с одноцилиндровым двухтактным двигателем с рабочим объемом 123 куб. см. Были у ММВЗ планы создать и двухцилиндровик (в 1961 году), но в серию прототип не пошел. «Сверху» сказали, мол, оставьте два цилиндра для ИЖа. Ну а двигатель М1 М был чугунным, с головкой из алюминиевого сплава, изначально работал на топливе из смеси масла и бензина А-66 в соотношении 1:25. Разгонял он машину до 75 км/ч, предназначался для грунтовых дорог.



Другой поистине редчайший «минскач» — спортивный. Мало кто знает, но завод с первых лет существования активно принимал участие в гонках — в первую очередь в кроссе и кольцевых гонках.

Пожарный «Днепр»

Еще один уникальный экземпляр мототехники привезли действующие сотрудники МЧС из Барановичей Сергей и Василий. «Однажды Василий прочитал, что в 70—80-х годах пожарная служба в Союзе использовала такие мотоциклы в работе, — говорит Сергей. — На нем устанавливалась помпа для забора воды из озер и других естественных источников. Проезжал на те пожары, куда большой технике было не добраться. Например, помогал при возгораниях на торфяниках, на предприятиях, где нужна была оперативность. И тут у родственников обнаружился старенький „Днепр“ 80-го года зеленого цвета. Его хотели на металлолом сдавать. А мы его восстановили. Работа, надо сказать, кропотливая — как говорят, „по винтику“. Потом кинули клич по коллегам-спасателям из разных пожарных частей страны. И ребята в гаражах нашли некоторые детали — для той же помпы. Восстановили этот „Днепр“ четыре года назад. Во главе места под коляску установили колонку 60-х годов — в работе помпы она не задействована, скорее для красоты стоит».


Примечательно, что техника полностью рабочая. То есть мотоцикл ездит, а помпа качает воду — 800 литров в минуту. Мужчины заверяют, что самостоятельно смогут справиться с пожаром на небольшом торфянике. Но у МЧС есть современная техника, потому «Днепр» используют лишь для демонстрации.



Гаишный «Урал»-одиночка

Продолжаем тему спецтехники вместе с Владимиром Чижовым из Вилейки, героем нашей статьи «Сегодня мотоцикл стоит двести рублей, а завтра — мешок картошки». Он на своем участке собрал коллекцию из почти 100 единиц. Сегодня привез восстановленный «Урал» 1987 г. в., который в свое время использовали в ГАИ. Владимир никогда не работал инспектором, однако нашел сотрудника в отставке, который и выкупил мотоцикл в конце 80-х. Заверяют, ранее машина служила в патруле в Минске, остались «мигалки» и «ревун». Кубов — 649, максимальная скорость — под 150 км/ч, резина — свежая, 1978 года.



От обычной версии этот байк отличает то, что он — одиночка. То есть не укомплектован коляской, что редкость. «Их красноречиво называли „догонялки“, — говорит Владимир. — Участвовали в погонях, с ним было тяжело побороться в скорости. Еще одно отличие от патрульных „Уралов“ с колясками — более ускоренный мост».



Очевидно, такая раскраска может породить не только уважение со стороны соседей по потоку, но и немало нежелательных вопросов со стороны действующих инспекторов Госавтоинспекции. Владелец заверяет: «Ни разу у меня не спрашивали про техосмотр. Каждая остановка и каждое общение с инспектором заканчивается дружеским фото на память».

Легендарный «убийственный» «Иж Планета Спорт»

Это, по сути, легенда советского мотостроения. Если кто-то в СССР не побоялся бы себя назвать настоящим рок-н-рольщиком, так это владелец «Иж Планета Спорт». Этот один из самых мощных отечественных байков, который разгонялся до 140 км/ч, выпускался с 1974 до 1984 года. Был в свое время безумно популярен среди молодежи, даже несмотря на спорный оранжево-кирпичный раскрас. По слухам, выпуск прекратился по инициативе ГАИ: якобы инспекторы проанализировали аварийность среди мотоциклистов, и оказалось, на владельцев «Иж Планета Спорт» приходилась половина всех смертельных случаев. Но это из разряда городских легенд.


Сейчас на рынке можно встретить много более мощных байков, потому Вадим не сильно переживает за безопасность своего сына Руслана — представленный экземпляр 1976 г. в. принадлежит парню. Оказывается, это его первый мотоцикл. Юноша не побоялся препятствий перед целью и за пару лет полностью восстановил технику (купили в полуразобранном виде), немного ее приукрасив — заменил тот самый «кирпичный» цвет на более сочный, оптику. Ездит на нем с 16 лет.


Вадим и Руслан вразрез городской легенде говорят, что истинной причиной снятия с производства скоростного мотоцикла стало качество производства: «Изначально он комплектовался зарубежными деталями, целили на экспорт. А после пошло удешевление производства, замена завозимых частей на собственные. Плюс народу в те времена больше нужны были машины не для эмоций, а для утилитарных целей».


Идеальная иномарка

Во время беседы с минчанином Александром, владельцем итальянского Gilera, подошел случайный зритель и всерьез спросил: «Новый мотоцикл?» Глядя на качество восстановления этого экземпляра, сложно поверить, что этому дорожно-спортивному байку 48 лет. 150-кубовый двухклапанный четырехтактный двигатель выдает до 12 тысяч оборотов. Даже на холостом ходу — 2000 оборотов. Приехал он в Беларусь из самой Италии. Запчастей было не найти, потому Александр ездил на Апеннинский полуостров самостоятельно. Говорит, нужна была личная инспекция: приезжали к продавцу-итальянцу, на месте разбирали мотор и искали в нем живые элементы.


«Самым сложным в восстановлении была работа над двигателем, — вспоминает мужчина. — Например, сложная шестеренка газораспределительного механизма, сделанная из пластика. От старости она трескается и рассыпается. На заводе ее решили сделать из пластика, чтобы при неполадке ее срезала металлическая „ответная“ шестерня. В таком случае клапаны и поршни оставались „чистыми“. Также пришлось искать кольца (а модель уже давно не выпускают)».


Безусловно, стиль и моду Италии понять сложно, она довольно специфична. Однако сравните лаконичный силуэт Gilera 1972 года с угловатыми формами его современников. Хватает и других неординарных отличий: ручка тормоза слева, а не справа; первая передача включается нажатием вверх, а не вниз.


Грузовая Vespa? Не совсем

«Энрике Пьяджио был авиаконструктором, а после войны итальянцам запретили заниматься военными и аэрокосмическими разработками, потому он стал искать способ переориентировать производство, — еще один экскурс в историю от владельца необычного грузового мотороллера с надписью „Мороженое“. — Он начал заниматься разработкой дешевого личного транспорта. Так и возникла Vespa. Потом он каким-то образом пробился в голливудское кино. Вспомните „Римские каникулы“ 1953-го с Одри Хепберн. Пара главных героев ездит именно на Vespa, модели марки постоянно мелькают в кадрах. Сейчас бы это назвали продакт-плейсмент».



Лицензии на производство Vespa купили многие заводы: английский Douglas, немецкий Hoffmann, американский Allstate, испанский MOTO VESPA и французский Volose-leke, говорится в энциклопедии. В СССР в 1957 году тоже был выпущен мотороллер, точь-в-точь похожий на «Веспу». Назвали его ВП-150 «Вятка». Правда, лицензия не приобреталась: у конструкторов не было времени. Срочно выполняя приказ Миноборонпрома, они снимали мерки с Vespa 150GS (1955 г. в.). Именно прекрасно восстановленная «Вятка» в грузовом исполнении и приехала на фестиваль в Мире. Выпускались такие модели с 1957 по 1966 год. Заявляли максимальную скорость в 70 км/ч для двухколесных вариантов. По словам владельца, больше 40 км/ч этот трехколесный экземпляр не поедет. Зато грузоподъемность достигает 250 кг.



Каждая представленная на «Коле часу» марка, каждая модель, каждый экземпляр имеют свои уникальные истории, переплетенные с создателями, владельцами и теми, кто взялся за их восстановление. Для любителей поностальгировать и фанатов ретротехники публикуем фоторепортаж с фестиваля.




Читайте также:

Auto. Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Перепечатка текста и фотографий Onliner запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by