Велосипедисты просят прекратить штрафовать за отсутствие зеркал. Претензии озвучивали и к шеринговым байкам

 
UPD
30 июля 2020 в 13:29
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by

«Этим летом появилась информация о том, что ГАИ активно привлекает к административной ответственности людей, участвующих в дорожном движении на велосипедах, не оборудованных зеркалом заднего вида, за нарушение п. 200 ПДД», — говорится в петиции, которую намерены направить в ГУГАИ МВД. Составители обращения хотят, чтобы эта практика, которая распространилась и на шеринговые велосипеды, остановилась.

Привлекают к ответственности по статье 18.23.1 КоАП — «Hарушение ПДД пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством». Санкция статьи — предупреждение или штраф от 1 до 3 базовых величин. Пункт 200 ПДД закрепляет: «Велосипед должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал, быть оборудован зеркалом заднего вида, спереди световозвращателем белого цвета, сзади — световозвращателем (световозвращателями) красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателями оранжевого цвета».

«Пункт Правил находится в главе 26 „Основные положения о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, их техническое состояние, оборудование“ и содержит требования к техническому состоянию и оборудованию велосипеда, — рассуждают составители петиции. — В то же время этот пункт не запрещает участие в дорожном движении и не определяет отсутствие зеркала как неисправность. Запрещают участие в дорожном движении другие пункты этой главы: пп. 194, 195. Но даже при наличии неисправностей, указанных в п. 194, водитель может следовать к месту стоянки или ремонта. Пункт 200 сам по себе участие в дорожном движении не запрещает. Велосипедисту, согласно п. 153.1, запрещено использовать технически неисправные велосипеды и мопеды, а также оборудованные с нарушением требований технических нормативных правовых актов. Отсутствие зеркала на велосипеде не является технической неисправностью и не является нарушением требований технических нормативных правовых актов. ГОСТ 31741-2012 „Велосипеды. Общие технические условия“ требований к зеркалам не содержит».

Главный тезис обращения: п. 200 не имеет четкого обращения к водителю велосипеда, только к самому транспортному средству. Велосипедист должен как водитель в соответствии с п. 9.3. «содержать участвующее в дорожном движении транспортное средство в технически исправном состоянии, проверять его техническое состояние перед началом движения, а также содержать в чистоте его стекла и внешние световые приборы». Однако отсутствие зеркал не является технической неисправностью. «Управление велосипедом, который не удовлетворяет требованиям п. 200, не является нарушением ПДД со стороны велосипедиста, — считают составители петиции. — Привлекать его за это к ответственности неправомерно».

Дополнено

«26 июля на меня был составлен протокол с формулировкой „управлял велосипедом LTD без зеркала заднего вида, предусмотренного заводом-изготовителем данного велосипеда, — рассказал наш читатель Антон. — Дело в том, что производитель велосипедов LTD не комплектует свои изделия зеркалом заднего вида. Эту информацию мне подтвердил официальный дилер велосипедов LTD в РБ. По этой причине зеркало на велосипед я установил самостоятельно. Но при этом протокол все равно был составлен. Предстоит дальнейшее разбирательство в ГАИ».

После публикации новости о петиции в редакцию прислали видео, исходя из которого можно сделать вывод, что претензии со стороны инспекторов есть и к шеринговым велосипедам. «ГАИ штрафует за езду на „колобайках“, так как на них нет зеркал и катафоты белые (должны быть желтые), — написал читатель. — Компания, владеющая „колобайками“, от ответственности за комплектацию велосипедов отказывается в ответах на звонки. На данной записи арендатор сам оборудовал „колобайк“ зеркалом, но был оштрафован за цвет катафотов». Обратим внимание, что, по мнению составителей обращения, требование п. 200 не направлено ни на водителя велосипеда, ни на владельца.

Вадим Осипчик, руководитель сервиса велошеринга «Колобайк», назвал требование п. 200 атавизмом: «Этот пункт, похоже, случайно перекочевал из ПДД СССР. В новой редакции Правил, которую собираются принять уже в сентябре, его не будет. Такова моя информация, полученная из общения с людьми, принимающими решения. Новая редакция ПДД коснется в первую очередь закрепления статуса новых средств индивидуальной мобильности (самокаты, моноколеса и так далее)».

Также собеседник подчеркнул, что оборудовать шеринговые велосипеды дополнительными зеркалами не будут: «Во всем мире такого требования нет. Его нет и при выпуске новых велосипедов на ММВЗ — с конвейера выходят модели без зеркал. Устанавливать зеркала на все 3 тысячи наших „колобайков“ — нет, это большие затраты. В принципе проблематично закупить такую большую партию зеркал для велосипедов. А с учетом того, что велосипедисты и стоящие велосипеды могут упасть, зеркала продержатся в целостности недолго. Если от нас, как владельцев велосипедов, будут требовать эту установку, мы уйдем из страны как компания».

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!