Разве это сложно? Определить по кузову, проводился ли серьезный ремонт машины

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий
05 августа 2020 в 8:00

Бывает, внешний вид машины не дает покоя. Вроде бы из всех источников известно, что не бита и не крашена, а случайный лучик света выдает какой-то странный нюанс ЛКП. То шагрень какая-то крупная, то оттенок другой у элемента. Вместе с экспертами обучающего проекта TrueGarage мы вооружились профессиональным толщиномером и отправились на парковку. Выяснили, что даже прибор не всегда может дать однозначный ответ, проводились ли кузовные работы.

При покупке б/у автомобиля в первую очередь возникает подозрение, а не был ли он в аварии? Дать точный ответ сейчас стало сложнее: во-первых, бывают разные ДТП, а во-вторых, встречаются весьма качественные работы мастеров.


Теория. На глаз

Самое простое — приглядеться к различиям по цвету. Считается, что женщины лучше справляются с определением оттенков (особенно желтого, зеленого и синего), им легче заметить нестыковку. Также советуют надеть солнцезащитные очки или просто сфотографировать машину на смартфон. На снимке может проявиться невидимая вживую разница. Порой она заметна даже на фотографиях в объявлении. В таком случае слова продавца «проблема в камере, приезжайте и увидите своими глазами» стоит делить на два.


Попадание в цвет тоже не может однозначно говорить об идеальном состоянии кузова. Специалисты отмечают, что существуют методы нанесения базовой краски, которая находится под лаком, распылом или, как говорят, переходом на соседние элементы. Поверх наносится слой лака. В итоге отличия найти крайне сложно, особенно в случае с темными цветами. На серебристых цветах, перламутрах разница заметнее.


Теория. Толщиномер

Если различия все же заметны, очевидно, что элемент красили. Но самое главное — установить не сам факт перекраски, а причину: была ли это серьезная авария, есть ли на кузове слой шпатлевки, а может, элемент полностью заменили или же ремонт выполнили в косметических целях. И тут пригодится толщиномер.


Толщиномер показывает значение в микрометрах. Оптимально, если на экране прибора появится число от 90 до 120. Это средняя толщина ЛКП. Погрешность в 20 микрометров в разных местах одного элемента допустима. Нужно понимать, что на капоте и крышке капота значения могут быть разными. Например, в проеме, на который не воздействует внешняя среда, достаточно слоя в 80 микрометров. Да и различные производители по-разному относятся к вопросу: обычно у «японцев» слой тоньше, у «немцев» — толще. Менее 90 микрометров не разрешают технологические стандарты (проявится коррозия), больше 130 — просто дорого.


Пирог ЛКП можно разложить на слои. Катафорезный грунт — 20 микрометров, грунт-подклад — 15—20, базовая краска — 10, лак — от 40 до 60. В сумме самых высоких значений выходит 110. Если толщиномер показывает результат в 1,5—2 раза выше, то очевидно, что элемент ремонтировался. Если же прибор зашкаливает и выдает невероятно большой результат — в ремонте была задействована шпатлевка, есть вмятины.

Тем не менее специалисты обращают внимание: одного прибора недостаточно. Не следует верить в его абсолютную правоту. Дальнейшие опыты показывают, что толщиномер далеко не панацея.

Практика. Что можно обнаружить, глядя на ЛКП

После теоретической части приступаем к практике. Будем считать, что перед нами — три выставленных на продажу автомобиля: Lexus RX 350, Ford Fiesta и Lexus GS 350. Каковы будут результаты измерения толщиномером и какие выводы можно сделать из этих цифр?


Рассматриваем Lexus RX 350. Внешне каких-либо изъянов в ЛКП не найти. На заднем крыле прибор показывает значение в 124 микрометра.


А вот на водительской двери — 353. Однозначно перекрашивалась. Однако была ли бита?


Специалисты осматривают переднее левое крыло и приходят к выводу, что поврежден был именно этот элемент. А на дверь во время покраски был сделан переход, после чего его покрыли лаком. Крыло имеет покрытие толщиной в 484 микрометра. Возможно, установлена б/у деталь, которую перекрасили.

Обращаем внимание на болт крепления крыла — на нем виднеются сколы. Это еще один признак того, что деталь снимали для каких-то работ.


Но показания в пределах 90—120 микрометров не всегда говорят о «чистой» истории машины. Для демонстрации нам показывают заготовку — лист металла, покрытый грунтом. Поверх первого слоя (подчеркнем) вручную нанесены другие, с соблюдением заводских требований: грунт-подкласс, краска, лак. Толщиномер показывает «идеальные» 108 микрометров. Но это просто лист металла, не имеющий ничего общего с автомобильными деталями. Специалисты говорят, что при перекраске с очисткой от предыдущего ЛКП вполне можно достичь значений, сопоставимых с конвейерными. Такие работы в последнее время стали практиковать все чаще.


А вот Ford Fiesta. В этом году экземпляр отпразднует десятилетие. Полагаем, авто с таким стажем наверняка имеет пару ударов в своей истории. Визуально кажется, будто оба бампера не попадают в цвет, выглядят немного темнее. Мастера подтверждают: пластиковые элементы (бамперы, лючок топливного бака, ручки) у Ford могут краситься на другом заводе.


В результате исследования всех металлических деталей приходим к выводу, что никаких работ с кузовом не производилось. Везде прибор показывает около 140 микрометров. Сказываются небольшой пробег и бережная эксплуатация.


Интересный вопрос: а могут ли производители специально экономить на ЛКП или же от совсем тонкого слоя их удерживают антикоррозионные технормы? Собеседники говорят, что стоимость кузова в технологии производства может составлять до 70 процентов стоимости готового автомобиля. Речь о машинах среднего ценового сегмента, не о высокотехнологичном премиуме. Были попытки выпустить авто с нержавеющим кузовом (достаточно вспомнить знаменитый DeLorean DMC-12 из «Назад в будущее», у него был кузов из стеклопластика, поверх которого клеили пластины нержавеющего металла), однако эксперименты прекратили. Сказался и не самый привлекательный внешний вид, и частота ухода, и сложность выштамповки (нержавейка выгибается).


Lexus GS 350 можно назвать странным. Показания толщиномера на всех элементах заметно выше, чем обычные 120 микрометров. Даже в проеме — 193, а на крыльях — все 230. Владелец уверяет, что машина несколько раз прошла через покрасочный цех на заводе. То есть, по его словам, первый слой ЛКП чем-то не устроил контролеров и кузов отправили на повторную обработку.


Специалисты говорят, что это возможно, но обращают внимание на заднее крыло. Когда проводишь рукой по кромке, сразу чувствуется шероховатость, как будто на этом месте проходит шов. По словам мастеров, здесь заканчивалась оклейка, а при перекраске попал опыл. Это говорит о косметическом ремонте, то есть повреждение если и было, то замена детали не потребовалась.


Ну а если толщиномер показывает высокие значения в проеме, то, скорее всего, ремонт был довольно серьезным. Специалисты советуют хорошенько подумать перед покупкой такой машины: могут быть внутренние повреждения, может быстрее обычного развиться коррозия.

А вот крышка багажника выглядит так, будто ремонт проводили не косметический. Обращаем внимание на острую (а не закругленную) грань покрытия на стыке элементов. Зазоры также не совсем совпадают. Владелец уверяет, что закрашивал царапину на заднем правом крыле.


Эксперты обучающего проекта TrueGarage еще раз подчеркивают: одного толщиномера для установления аварийного прошлого автомобиля недостаточно. Только специалисты, исходя из своего опыта, помогут определить не только крашеную деталь, но и обстоятельства ее ремонта.


Читайте также:

Auto. Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by