Все началось довольно просто: Андрей, занимаясь съемками кино, попутно наладил производство прицепов с гримерными и костюмерными внутри. Проект получил название Filmwagen. Спустя некоторое время жена Андрея попросила сделать для нее прицеп-фуд-трак. Идею успешно реализовали, и с того момента количество заказов стало расти. Так собственное производство для собственных же целей превратилось в полноценный бизнес.
— Конечно, для начала необходимо было получить различные сертификаты, одобрение типа транспортного средства, понадобилось пройти испытания, — рассказывает Андрей. — Зато сейчас у нас уже есть патент на промышленный образец: радиус от 70 до 1250 сантиметров, длина — от четырех до восьми метров. Закругленная форма прицепа тоже запатентована, поэтому если кто-то захочет сделать нечто подобное с вышеуказанными габаритами, то придется договариваться с нами. У нас в линейке есть классические прямоугольные вагончики, однако мы их уже отодвинули на задний план, так как не хочется конкурировать с другими производителями такой продукции (с «МАЗ-Купава», например).
Изначально мысль выпускать прицепы с закругленным кузовом пришла Андрею в голову после того, как он увидел американские трейлеры Aerostream.
— Помимо американцев, похожие экземпляры производят россияне. Естественно, наши вагончики имеют визуальные отличия, но в целом такая идея не нова. Первый закругленный прицеп мы сделали полтора года назад. За прошлый год продали 12 штук, а за последние полгода — 17. Покупают не только белорусы, много заказов уходит в Россию. Люди приезжают, цепляют прицепы и едут обратно. Проблема не в отсутствии заказов, а в количестве экземпляров, которое мы можем изготовить. Если бы я сказал, что мы за месяц сделаем пять вагончиков, то эти пять мы бы и продали. Цех позволяет одновременно собирать четыре прицепа, в месяц мы изготавливаем от одного до трех, — говорит собеседник.
— Некоторые заказчики поначалу даже не знали, что у нас белорусское производство, — отметил Андрей. — Одна женщина стала спрашивать про прицепы. Я сказал: «Прямо сейчас в наличии нет». Она спросила, как быстро сможем привезти. Пришлось ей объяснить: «Мы не возим, мы делаем». Не так давно у нас заказали прицепы американцы. У них сейчас в период пандемии заведения закрыты, едой можно торговать только на улице, многие кафе и рестораны ставят фуд-траки возле своих точек. Там это стоит в районе $40 000. Цена одного нашего прицепа — около $10 000.
Оси и раму белорусский производитель прицепов собирает с нуля. Для осей закупают ступицы, рессоры, болты повышенной прочности, сцепные головы, опорные колеса, задние опоры. Каркас варят самостоятельно, дуги гнут тоже сами. Покраска, утепление — также своими силами. С закупкой материалов проблем не возникает.
На вопрос об оснащении прицепов Андрей отвечает следующим образом: «Реализуем если не все, то многое». Кому-то нужны внутренние стены из нержавеющей стали, кто-то хочет, чтобы двери поднимались вверх, как у суперкара. В случае с фуд-траками главную роль играет вид еды, которую человек собирается там готовить. Некоторые элементы вроде раковины или шкафа для одежды присутствуют везде. Когда же дело доходит до непосредственного приготовления пищи, то здесь к каждому клиенту свой подход.
— Кто-то привозит вертел для шаурмы, чтобы мы его смонтировали, — перечисляет Андрей. — Кому-то нужно сложить печку, кому-то установить холодильник. Бóльшую часть оборудования мы изготавливаем сами, иногда покупаем готовые агрегаты. Например, холодильники есть электрические и газовые. В первом случае мы прямо на месте собираем и ставим. Во втором случае используем уже существующие модели.
— Важно правильно разместить элементы внутри прицепа, — продолжает собеседник. — Нагрузка на фаркоп автомобиля не должна превышать 150 кг, иначе при транспортировке вагончик имеет все шансы оказаться в кювете (признаюсь, у нас с первыми моделями такое случалось). На европейских дорогах часто можно увидеть, как полицейские взвешивают всякие фуд-траки и автодома, выписывая штраф, если владелец неправильно нагрузил прицеп. Именно поэтому я еще на этапе планировки стараюсь правильно рассчитать этот момент. Для автодомов оснащение, понятное дело, более серьезное: там должен быть и туалет, и какой-никакой обогрев, солнечная батарея на крыше, аккумулятор. Без мебели тоже не обойтись.
— Цена хорошего фуд-трака (под словом «хороший» я подразумеваю комплектацию) составляет где-то $9500, — поясняет предприниматель. — Там не будет теплого пола или кондиционера, но можно сразу брать и начинать работу.
По его словам, для каждого клиента цена высчитывается индивидуально исходя из оснащения.
— Автодом стоит около $13 000. Мы говорим заказчику стоимость вагончика с мебелью, а дальнейшая конфигурация считается отдельно. В рассрочку продавать перестали — из четырех человек, которым мы таким образом продали модели, ни один не заплатил вовремя. Если длина модели находится в диапазоне от трех до четырех метров, то вполне хватит категории «B», если больше — стоит задуматься над получением категории «Е». Дело не только в массе, но и в навыках, которые требуются для успешного управления транспортным средством с прицепом. Мы даем трехлетнюю гарантию на шасси при условии, что владелец раз в год приезжает проверить состояние осей, сцепной головы и прочих элементов, — рассказал Андрей.
— Направление уличной еды начало активно развиваться у нас в последние годы, — продолжает он. — Правда, мало купить фуд-трак, надо знать некоторые хитрости. Как говорят клиенты, если место, где ты хочешь поставить вагончик, принадлежит государству, то нужно пройти семь кругов ада, прежде чем появится возможность взять участок земли в аренду. И даже после всех походов в землестроительную службу потребуется «взять» точку через аукцион, а там уже как повезет.
Другой сценарий, когда территория находится во владении какого-нибудь гипермаркета. В таком случае предприниматель вынужден договариваться с этим самым магазином, у которого наверняка есть собственная кулинария и нет резона давать место в аренду.
— Львиную долю экземпляров мы продаем в регионы, поскольку там подобная тягомотина проявляется в меньшей степени. Впрочем, здесь проблемы не закачиваются. После заключения договора аренды сроком более чем на год фуд-трак превращается в стационарный объект, выполнить нормы СанПиН для коего практически невозможно. Зачастую люди заключают договор аренды на срок менее 12 месяцев (тогда фуд-трак превращается в место выездной торговли, и к нему предъявляется меньше требований). Насколько нам известно, санстанция может прийти в двух случаях. Первый — при плановой проверке (сообщают за месяц). Некоторые благополучно не выходят на работу в этот день, и санстанция может больше не приехать. Второй случай — если клиент отравился и написал заявление. Тогда все произойдет неожиданно и неизвестно с какими последствиями, — пояснил собеседник.
В будущем Андрей планирует расширять свое производство. Сейчас в компании работает шесть человек: двое занимаются сварочными работами, двое — черновой сборкой, еще двое — чистовой.
— Слесарь механосборочных работ бы не помешал, — размышляет Андрей. — Ну а в принципе любой человек, умеющий работать руками и знакомый с инструментами, пригодится. Хотим начать производить настоящие «американские» автодома с высоким уровнем комфорта и автономности. Думаю, получится здорово.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by