В мире все постепенно становится электронным. Почта, книги, сигареты, подписи. Автомобилям тоже не удается избежать «электронной участи» — продажи EV во всем мире неуклонно растут год от года. Заполняются электрокарами и белорусские дороги: по стране уже колесит несколько тысяч машин без ДВС, инфраструктура зарядных станций пополняется новыми точками на карте, люди перестают удивляться автомобилям, безмолвно крадущимся сквозь дворовой проезд. В рубрике «Заряжено» мы будем рассказывать об опыте эксплуатации электрокаров в Беларуси, изучать мировые тенденции в данном направлении, а также делать обзоры электрических машин. В сегодняшнем выпуске минчанин Дмитрий поделится своей историей перехода от премиальной бензиновой машины к крохотному электромобилю.
Автомобиль был приобретен в феврале текущего года. У Дмитрия это первый электрокар. Для него Fiat 500e является своего рода «пробником» нового сегмента.
— Я покупал машину специально для того, чтобы понять, что это вообще такое — владеть электромобилем и ездить на нем. До этого я передвигался на Range Rover Evoque. Впрочем, Evoque я не продавал и использую его до сих пор для семейных поездок. Но ежедневно по своим делам передвигаюсь на Fiat. Мне было интересно, смогу ли я ездить на электрокаре в повседневной жизни, поэтому искал для этого эксперимента недорогой автомобиль. Если все устроит — возьму электрокар побольше и, вероятно, оставлю его как единственную машину, — рассказал Дмитрий.
Данный Fiat 500e 2017 года выпуска. В Беларусь он прибыл из США — там его приобретали на аукционе. Из повреждений был скол на лобовом стекле. Дмитрий покупал машину уже в Минске: пригоном занимался другой человек, но позже выставил ее на продажу. Пробег на момент покупки составлял 44 тысячи километров. Дмитрий уже проехал 5 тысяч километров. При этом эксплуатировать Fiat 500e мужчина начал лишь с приходом теплой погоды. Обошлась машина в 10 тысяч долларов по курсу.
Емкость батареи у Fiat 500e — 24 кВт·ч. Хетчбэк выпускается специально для рынка США. Производство налажено в Мексике. По неподтвержденным данным, компания Fiat продавала 500e «в минус», то есть конечному клиенту машина обходилась дешевле себестоимости. Но без наличия в линейке электрокара итальянскому бренду было затруднительно выйти на рынок США. Основным рынком сбыта Fiat 500e является штат Калифорния. На рынке уже есть второе поколение Fiat 500. Эта машина бывает только электрической, и теперь 500e официально продается и выпускается в Европе.
Но вернемся к машине нашего героя. До сотни его электрокар разгоняется за 9,3 секунды, максимальная скорость — 137 км/ч. Заявленный средний запас хода — 140 км. Автомобиль переднеприводный, мощность единственного мотора — 112 л. с. Крутящий момент — 200 Н·м. Немаловажный плюс 500e — это наличие водяного охлаждения по контуру.
Изначально Дмитрий планировал самостоятельно приобрести электрокар в США и даже участвовал в аукционе. Но ставку перебили, и тогда мужчина решил найти уже пригнанный автомобиль. С точки зрения соотношения года выпуска, пробега и комплектации наиболее доступным оказался Fiat 500e. Дмитрий называет эту машину «самым дешевым входным билетом в клуб владельцев EV».
— На приборной панели показывает от 140 до 170 км. Пробег на одном заряде сильно зависит от стиля вождения и от температуры окружающей среды. Объективно, летом в идеальных условиях 140 километров Fiat 500e проехать может. Но это если ездить по городу. Вообще, я считаю, что Fiat 500e — это исключительно городской автомобиль. Например, на дорогу с работы домой через город я трачу где-то 12% заряда батареи. Если же построить маршрут по МКАД, то заряда уходит на 5% больше, хотя длина маршрута возрастает незначительно, — рассказал владелец электрического Fiat.
Считается, что идеальной скоростью для таких небольших электрокаров, как Fiat 500e, является 60—70 км/ч. Тогда машина наиболее эффективно обменивает кВт·ч на километры. Плюс в городском режиме активно используется волшебная сила рекуперации, без которой любой электромобиль покажет не лучший результат запаса хода.
На данном Fiat 500e нет быстрого зарядного порта. С одной стороны, это минус: нет возможности за пару минут «залить» электроэнергии на пару десятков километров. С другой стороны — тяговый аккумулятор во время медленной зарядки почти не деградирует и прослужит долго.
— Когда я спонтанно решил попробовать электромобиль, я смотрел исключительно на Fiat 500e. И не только из-за цены. Машина привлекает своей харизмой. На этот хетчбэк всегда приятно смотреть, в городе люди обращают внимание, многие расспрашивают про начинку. Я как-то предоставлял автомобиль для выставки электромобилей, и всех удивляло, насколько просторной может быть такая компактная модель и как хорошо она сделана в салоне. Второй ряд здесь, конечно, скорее номинальный. Fiat 500 — это идеальная машина для двух людей. Зато если сложить задний диван, то получается большой багажник, — рассказал Дмитрий.
Трудно не заметить, что данный экземпляр Fiat 500e не совсем стоковый. Оранжевые вставки на кузове и колесах — это не тюнинг, а заводской пакет Sport, который включает в себя еще и затемненную головную оптику. Дмитрий самостоятельно поменял задние фонари — подошли от рестайлингового бензинового Fiat 500. По заводу на электрическую версию модели ставилась задняя оптика от бензинового 500 образца 2007 года. Пришлось немножко перепаять разъемы, зато теперь автомобиль выглядит намного более выразительно.
После покупки мужчина еще поменял салонный фильтр и масло в редукторе. Кроме того, у хетчбэка слегка стучала подвеска и пришлось заменить передние амортизаторы (это «болезнь» всех Fiat 500e). Любопытный факт: из-за увеличенной снаряженной массы на Fiat 500e рекомендуют ставить элементы подвески от «заряженного» Fiat 500 Abarth, а не от простого «Пятисотого».
Дмитрий работает в компании «ДрайвМоторс» (официальный дилер Nissan в Беларуси) руководителем отдела продаж подержанных авто. И именно благодаря опыту эксплуатации Fiat 500e он начал развивать направление продаж подержанных Nissan Leaf второго поколения через дилерскую площадку. Компания продает электрокары с пробегом. При этом новые EV официальный дилер Nissan по-прежнему не продает.
И как раз из-за места работы Дмитрия напрашивается вопрос — почему мужчина выбрал себе Fiat 500e, а не Leaf?
— Начнем с того, что я смотрел на свежие машины, а Leaf второго поколения стоит вдвое дороже «Фиата». Ну и я уже обдумываю следующий этап перехода на EV, и, возможно, моей следующей машиной будет как раз Nissan Leaf. Покупая 500e, я хотел за относительно небольшие деньги попробовать свежую «электричку». Мне нужно было понять, подходит ли вообще этот сегмент для меня. Сейчас я уже решил однозначно, что меня устраивает езда на электрокаре, и в будущем я планирую пересесть на что-то более крупное, чтобы можно было ездить всей семьей. Вероятно, придется продать Evoque. И тогда можно будет выбирать между такими моделями, как Nissan Leaf II, Chevrolet Bolt и Tesla Model 3. Если мы говорим о единственном автомобиле в семье, то нужен вместительный электрокар с большим запасом хода. 500e — это городская машинка для поездок на работу, не больше, — считает Дмитрий.
Дмитрий предпочитает не сравнивать Range Rover Evoque c Fiat 500e. Понятно, что это машины разного класса и с разным уровнем комфорта. При этом Fiat нельзя назвать «табуреткой» даже после Evoque. В городском хетчбэке весьма неплохая отделка, отличная акустическая система и не худшая в классе шумоизоляция. У Fiat 500e цифровая приборная панель, которая была недоступна для бензинового 500. Еще у электрокара интуитивно понятная мультимедийная система.
Из минусов — слишком простая головная оптика. Она не светодиодная, а на галогенных лампах. Светят они нормально, но выглядят не так современно, как LED-фары. Еще требует привыкания блок управления режимами езды. В Fiat 500e не рычаг. Вместо него — кнопки P, R, N и D. Во время парковки нужно быть внимательным — иногда можно «недонажать» клавишу и поехать не в ту сторону.
Дмитрий живет в многоквартирном доме на Грушевке. Рядом общественных зарядных станций нет, поэтому Fiat 500e он заряжает на работе от обычной бытовой розетки. У автомобиля, напомним, нет быстрой зарядки. Кроме того, на машине стандартный американский разъем Type 1. В Беларуси на общественных станциях стандарт Type 2. Нужен переходник. От обычной домашней розетки машина заряжается за 8 часов. От медленного разъема «Маланки» — 4 часа. Автомобильный модуль принимает максимум 6,6 кВт.
На данный момент Дмитрий не планирует продавать Fiat 500e. Похоже, от этого «стиляги» мужчина избавится, только когда пересядет на более крупный электрокар.
У вас электромобиль и вы хотите рассказать о нем? Отлично! Это поможет развиваться EV-сегменту в нашей стране. Пишите нам на dl@onliner.by.
Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро