Бус, узбеки, ФСБ. История белоруса, который нелегалов возил

Автор: Андрей Рудь
31 августа 2021 в 8:00

Езда через виртуальную белорусско-российскую границу порой доставляет невиртуальные хлопоты. Никогда такого не было и вот опять: наш перевозчик с бусом людей из Средней Азии попался русским чекистам. Пассажирам хорошо: у них штраф и высылка (в Беларусь). Белорусу похуже: уголовное дело с возможными пятью годами колонии за организацию незаконной миграции. На днях будет суд в Псковской области. Пока же Дмитрий рассказывает нам свою историю — со стрельбой и спецэффектами. Вообще-то, не он первый рассказывает.

Белый «Крафтер»

У Дмитрия есть белый микроавтобус, которым белорус зарабатывает на жизнь себе, жене, а также маленьким сыну и дочери. В «мирное» время возил по Беларуси и России — экскурсии, рабочих, да кого угодно. Потом началась эпидемия, границы закрылись, доходы упали.

Ну как упали... Открылась новая ниша.

Законная зарплата получалась никакая, жить надо. Теперь водитель рассказывает, что «знакомые научили», как выкрутиться. В Беларусь же регулярно прилетают люди с востока — почему бы не возить их в Россию?

В общем, 28 апреля Дмитрий загрузил в минском аэропорту восемь узбеков и одну таджичку, прилетевших очередным рейсом из Ташкента. И отправился по назначенному маршруту, которым ездил и раньше.

Вообще-то, пока звучит довольно стандартно. Многие так делают. Просто рассказывают редко — только когда их схватит ФСБ.

— А прошлую нашу историю читали? Чего не учли?

Рассказ белоруса, который попался на нелегальных перевозках в Россию

— Читал, конечно. Но жажда наживы... — шутит Дмитрий, у которого скоро приговор.

Однако нажива — дело серьезное, требует сосредоточенности.

На самом деле, думал, что это все не про меня, — объясняет белорус. — Ну и вообще, в момент задержания я был убежден, что мы находимся на белорусской стороне, а тут мне предъявить особо нечего.

Про белорусскую сторону — это любопытное обстоятельство, про него ниже вспомним. И до самого задержания еще доберемся, оно получилось в меру красивое.

Международная кооперация

Дмитрий рассказывает, как все было организовано. Никакого бардака и самодеятельности, имелась аккуратная международная система, в которой водители белорусских микроавтобусов — только маленькие (но важные) винтики.

В прошлом году и в начале этого в Минск прилетали не один и не два рейса в день из Узбекистана — борты вместимостью от 150 мест. И куда-то же эти пассажиры девались. Возможно, одним бусом Дмитрия тут не обошлось.

Начиналась же схема еще в порту отправления. Клиент в Ташкенте обращается к специальному секретному (но не слишком) человеку. Тот берет плату по установленному прейскуранту и организует поездку.

— А зачем вообще ехать в Россию через Минск? — перебиваем. — Вроде сейчас есть прямые рейсы из Ташкента в Москву и Питер. Только ПЦР надо...

Дмитрий объясняет, что основной поток таких пассажиров пошел с ноября 2020 года и продлился до весны 2021-го. Потом Россия приоткрыла южные границы.

— Там не так просто все было, впускали в РФ только официально, с документами на работу. И авиабилеты в российские порты стоили намного дороже. Поэтому люди приноровились ездить через Беларусь. А сейчас, наверное, рабочих рук стало не хватать. Россияне открыли прямые рейсы, цены скинули, проще стало с документами.

В общем, выходит, что теперь нет смысла использовать Беларусь как перевалочный пункт. Поломалась логистика. Или починилась.

Тогда же, как полагает Дмитрий, «билет» Ташкент — Минск — Питер обходился путешественнику долларов в 900. Это с учетом перелета и всех трансферов.

­— У меня микроавтобус на 15 человек, независимо от загрузки за рейс мне полагалось 500 белорусских рублей. То есть подводят ко мне пассажиров, передают мою долю — и дальше уже мои дела, сколько уйдет на топливо и прочее. Нет, платят не по факту, а сразу. Надо доставить людей на точку у Езерища, она обозначена на навигаторе. А оттуда их уже должны забрать на легковушках и вроде везти к месту назначения.

«От удивления побежали в лес»

Итак, 28 апреля в «Крафтер» загрузились восемь граждан Узбекистана и одна женщина из Таджикистана. В протоколе написано, что микроавтобус свернул с асфальта и примерно в 14:30 по лесной дороге въехал в Псковскую область. А еще через пять минут состоялась встреча.

­— Ну приехал, стал, — вспоминает этот момент белорус. ­— Жду, когда придут проводники за моими пассажирами, чтобы вести их дальше. Они выгружаются потихоньку, вещи выносят... А потом приезжает этот УАЗ, оттуда выскакивают трое с автоматами. Кричат что-то, даже в воздух, кажется, стреляли. Я довольно сильно удивился тогда, смутно помню события. Так и сел в кабине.

По словам водителя, пассажиры от удивления убежали в лес, их потом собирали пограничники. Большинство сразу нашлись, а нескольких заметили по пути, когда уже на заставу в Невель ехали. Тоже подобрали.

«Думал, мы в Беларуси»

Потом начались формальности: допросы ФСБ, протоколы... Свозили на место событий. В семейном архиве Дмитрия теперь есть редкие фото: папка с узбеками на следственном эксперименте. Это та самая дорога, где их задержали. Белорус и пятеро пассажиров показывают направление движения.

Гости рассказывали примерно одинаковые истории. Собирались в Санкт-Петербург, работать на стройке. В восемь утра прилетели в Минск. В аэропорту подошли к таксистам — те отправили к Дмитрию. Сели, поехали. Дорога заняла часов пять. Из-под занавесочек посмотрели Витебск. Потом приехали в лес, водитель велел подождать. Дождались пограничников.

— Насколько знаю, всем пассажирам в результате выписали административные штрафы по 3000 рублей и выдворили из России, — рассказывает Дмитрий. — Куда выдворили? Так в Беларусь. Ну то есть вывели за шлагбаум, отдали паспорта и отпустили... Я подозреваю, они на следующий день были уже в том Питере.

У самого Дмитрия получилось сложнее. На него завели уголовное дело по части 1 статьи 322.1 УК РФ — «Организация незаконной миграции». Поскольку действовал «в целях достижения преступных намерений» и «с целью личного обогащения», зная, что эти иностранцы не имеют права въезжать вне пунктов пропуска.

Есть важное обстоятельство. Дмитрий не отрицает, что знал о намерении пассажиров незаконно пересечь границу. Но, говорит, был убежден, что «точка сброса» находится на нашей территории. Знаков, по его словам, там не заметил. А если так, то, выходит, нарушения нет: никто не вправе запретить узбекам стоять в белорусском лесу! Теперь, правда, Дмитрий не уверен в точности своей геолокации. Верит: раз российские пограничники говорят, что Россия — значит, наверное, Россия...

Как бы то ни было, белорус вину признал, раскаялся. После нескольких суток в камере меру пресечения назначили по-божески — отпустили под залог в 250 тысяч рублей (примерно 8400 белорусских).


Дмитрий теперь настроен так же, как настроены все в похожей ситуации:

— Напишите, чтоб не повторяли за мной. Слишком опасно и плохо кончается. То есть еще непонятно, как в случае со мной все обойдется...

На днях должен состояться суд. Постараемся проследить, чем кончится дело.

Читайте также:


Покупайте кофе выгодно в Каталоге Onlíner

Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
зерновой, арабика 100%, средняя обжарка, интенсивность 5/10

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by