Вряд ли Прокопий Батолин, купец Российской империи, при личной встрече с Генри Фордом мог предположить, что спустя столетие около его родного города — Елабуги — построят завод Ford. Тогда, в 1919 году, он договорился о поставке 400 легковых автомобилей модели T, однако не вышло — случилась Гражданская война. Век спустя Ford разместил на этих землях (ныне Республики Татарстан) свое производство. В 2011 году Ford Motor Company и российский автопроизводитель «Соллерс» создали совместное предприятие и начали выпуск автомобилей Ford. В 2019-м компания объявила, что больше не будет производить в Елабуге легковушки. Казалось, это финал истории. Однако сегодня завод успешно продолжает работать, оставив за собой выпуск лишь одной модели — Transit. В условиях пандемии легкие грузовики и бусы, оцененные службами доставки товаров на дом, пользуются особым спросом. Планировали, что за год с конвейера сойдет 14 тысяч экземпляров, а в итоге увеличили объем до 21 тысячи. Недавно Onlíner посетил елабужский завод.
Город Елабуга — небольшой, стоит на реке Кама между Нижнекамском и Набережными Челнами. Ныне его известность отошла в тень соседей. Хотя когда-то елабужские купцы первой гильдии были известны во всей Российской империи. При СССР, в конце 80-х, в пригороде решили построить Камский тракторный завод, но завершить проект не успели — Союз перестал существовать. Позже на месте предприятия возник завод по производству двигателей Sollers Ford, в округе разрослась особая экономическая зона. Сейчас там производят автостекла, теплоизоляцию, плиты МДФ, краны, аккумуляторы, клейкие ленты и многое другое. Но самое интересное для нас — там выпускают автомобили.
Новейшая история Ford в Таможенном союзе, безусловно, непростая. Два года назад компания решила уйти с рынка легковушек по экономическим причинам — из-за малой доли на рынке. Но выпуск легких грузовиков решили не останавливать. В России успели адаптировать производство машин под условия наших широт (подогревы, предпусковые нагреватели, все виды привода). В итоге Transit занимает вторую строчку среди лидеров продаж в своем сегменте (после ГАЗа). На языке цифр: 1 модель, 14 базовых модификаций, более 170 специальных версий.
В эти дни моторный завод оживает. C него и начинается наша экскурсия. Еще два года назад здесь производили 1,6-литровые двигатели Sigma для Focus, EcoSport и Fiesta. Потом оборудование законсервировали.
Сейчас оборудование расчехляется, производство восстанавливается и готовится к выпуску нового дизельного двигателя в 2023-м. Мотор спроектирован специально для Transit — объемом 2 литра и мощностью от 130 до 170 «лошадей». Обещают, что будет работать в том числе и в паре с АКПП, такая версия появится чуть позже.
Когда речь зашла о планах, озвучили и намерение выпускать 5-тонную удлиненную версию машины. Еще одно намерение — наладить производство электрической версии модели. Говорят, сейчас исследуют рынок, составляют портрет клиента EV-версии, изучают его потребности. В 2024 году с конвейера должен сойти 200-тысячный Transit.
Очевидно, все начинается с кузова. Вначале происходит сварка основания и элементов моторного отсека (лонжеронов, перегородки и так далее). Этот процесс выполняют рабочие.
На параллельной линии проходит сварка боковин. Над этой задачей трудится 16 роботов, оператор здесь нужен лишь для закладки деталей.
Далее за дело берутся исключительно роботы. Здесь их 35. Поочередно они присоединяют к каркасу различные крупные элементы. У каждого робота — от двух до четырех клещей, которые меняются в зависимости от зоны сварки. Также меняются и инструменты — в зависимости от задач. Участие человека на этой линии минимально. Сотрудники говорят, что сами роботы стоят не запредельных сумм. Самое дорогое — это программное обеспечение и обслуживание.
Финишная линия этапа сварки — контроль и регулировка. Работники зачищают металл, навешивают капот и двери. Правда, позже, после окраски, их снимут с каркаса — они получат пластиковые панели, стекла. Эта сборка ведется отдельно от основной части будущей машины.
Точки сварки проверяются на каждом кузове при помощи ультразвука. На заводе утверждают, что раз в месяц полностью разрезают один кузов — это один из инструментов контроля.
Металлическая часть кузова попадает в покрасочную камеру. На всех заводах доступ туда имеет весьма ограниченное количество людей. Специально для того, чтобы не попала пыль, чтобы поддерживалась безупречная чистота и в итоге краска легла идеально.
За процессом покраски можно понаблюдать лишь на видео. На заводе отмечают, что все точки сварки претерпевают катафорезную обработку. Говорят, кузов «купают» в десяти ваннах с разными растворами. Как видно на кадрах, краску наносят как вручную, так и с помощью роботов. От входа кузова в цех покраски до выхода проходит восемь часов.
Как уже было отмечено, после покраски двери снимают и отправляют на отдельную линию, где они примут привычный водителям вид — со стеклами и панелями. Параллельно работа ведется и с кузовом. Прокладывают основные жгуты проводов, занимаются облицовкой, устанавливают панели приборов.
Отдельного внимания заслуживает вклейка стекол. Клей на производстве наносит робот, рабочие лишь проверяют его равномерное нанесение. Лобовик, например, устанавливают два человека с помощью небольшого крана и конструкции с присосками.
Далее кузов попадает на участок шасси, где его подвешивают, чтобы был доступ к днищу. И в момент, когда детали готовы (подвеска на месте, а в моторном отсеке уже находятся двигатель, КПП и другие элементы), происходит так называемая свадьба. Рабочие соединяют переднюю и заднюю механические группы, устанавливают два аккумулятора, заливают систему ГУР, программируют систему управления, навешивают колеса.
На участке финальной сборки заливаются все основные технические жидкости. Также устанавливаются сиденья, прошивается электроника, навешивается оптика и бамперы. На место возвращаются и двери (уже в сборе). Когда все готово, производится первый запуск, проверяется работа систем.
Машина ненадолго покидает конвейер, уезжает на участок тестовых испытаний. Специалисты оценивают экстерьер, интерьер, развал-схождение, работу тормозов. Также предусмотрен небольшой трек для акустического теста — сотрудники, которых прозвали «скрипачами», во время проезда по неровностям прислушиваются к скрипам и посторонним шумам.
После этого готовый автомобиль отправляется на склад. Однако это далеко не финал. Нам напоминают, что у модели 170 модификаций. В нужный заказчику вид машины приводят тоже здесь, в Елабуге — в цехе-«бодибилдере», расположенном в километре от основного производства.
Здесь «Транзиты» приобретают свой окончательный вид. В маршрутках, к примеру, устанавливают пассажирские сиденья и багажные полки.
В цельнометаллических грузовых версиях внутренняя часть обшивается фанерой, пол — металлическими листами с просечками. Из труб и направляющих собирают каркас, на который тут же навешивают тент. Например, на подготовку машины скорой помощи уходит около трех дней.
По соседству делают сэндвич-панели из пластика и пенополистирола — для стен и крыш изотермических фургонов. За заполнение пеной отвечает огромная пресс-установка. Здесь же панели соединяют в единую конструкцию, навешивают двери, устанавливают холодильное оборудование.
Только после всех этих этапов автомобиль можно называть абсолютно готовым.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by