Люди всегда любили быстрые автомобили. Но не всегда быстрыми автомобилями являлись комфортные повозки, способные перевозить семерых взрослых людей на дальние расстояния и потреблять при этом умеренное количество топлива. Еще полвека назад человеку, который собирался купить машину, приходилось выбирать между комфортом, практичностью, скоростью и проходимостью. Совместить две характеристики в одной модели было практически невозможно в силу технических ограничений. Попробуй разгонись на Jeep 1950 года до 170 км/ч и слегка крутани рулем. Тогда трудно было представить, что однажды внедорожники будут иметь динамику на уровне спорткаров, а по комфорту не станут уступать президентским лимузинам. Но зачем нужны проходимые машины, набирающие 100 км/ч за четыре секунды? Сегодня мы попытаемся разобраться в этом вопросе и узнаем, при чем здесь «Нива».
До 1970-х годов в автомобильном мире все было очень просто. Нужна элегантная и комфортная машина? Берешь Mercedes W111 и ловишь завистливые взгляды соседей. Эта модель разрабатывалась для одной цели — доставить максимум люкса своему владельцу. Ищешь внедорожник, на котором медленно, но уверенно доедешь до любого озера? Лучший выбор — Jeep CJ. Как и большинство Jeep тогдашнего времени, CJ был потомком военного Willys, но с более гражданскими опциями и не таким чопорным дизайном.
Еще были спортивные автомобили типа линейки Opel Kadett Coupe, кабриолеты и минивэны. Причем купе пользовались намного бóльшим успехом, нежели внедорожники и универсалы. Производители и тогда пытались собрать вокруг одной модели разные целевые аудитории, но делали это путем слияния непротиворечивых классов. Например, было популярно выпускать роскошные купе для тех богачей, которые предпочитают ездить за рулем, а не с личным водителем. Никого в середине ХХ века не удивляли внедорожники-кабриолеты (благо жесткости кузова тогдашним моделям хватало, чтобы убрать крышу). А купе с открывающимся верхом (спайдеры, родстеры) существовали ровно столько, сколько существовали 2-дверные машины.
Когда за разработку идей новых моделей отвечали инженеры, они мыслили достаточно узко. Превратить внедорожник в пикап или кабриолет — не проблема. А вот представить, что кому-то понадобится роскошный седан длиной 5 метров и динамикой как у Lamborghini, никто не мог. Сложно было представить и внедорожник с высоким уровнем комфорта и взрывным разгоном. Ведь ездить на «Джипах» было не очень-то престижно — это были жесткие и непригодные для дальних поездок автомобили. Да и выглядели внедорожники как нечто среднее между грузовиком, универсалом и трактором.
На следующей неделе «Ниве» исполняется 45 лет — производство модели началось 5 апреля 1977 года. Можно как угодно относиться к советскому и российскому автопрому, но «Нива» — это действительно очень удачный проект, который завоевал успех практически во всем мире. В Европе встретить эту машину можно в любой стране. Сегодня «Ниву» покупают за то, что это очень дешевый и проходимый внедорожник с достойным (относительно сельскохозяйственной техники) уровнем комфорта. Но в конце 1970-х модель полюбили за другое качество — универсальность.
ВАЗ-2121, который стал первым серийным проектом, самостоятельно разработанным инженерами Волжского автозавода, изначально создавался как автомобиль для сельских жителей СССР. Никто и предположить не мог, что «Ниву» полюбят жители по ту сторону «занавеса». В машине была использована новаторская для внедорожников того времени комбинация технических решений. Это несущий кузов, дифференциальный постоянный полный привод, высокооборотистый мотор, независимая передняя подвеска и передние дисковые тормоза. Сочетание высокой проходимости и комфортабельного салона сделало «Ниву» одним из родоначальников современного класса кроссоверов. Другими словами, волжские инженеры, сами того не подозревая, предугадали мировую тенденцию — они совместили в одном автомобиле внедорожные качества, комфорт и доступную цену.
Как мы знаем, Niva выпускается до сих пор и это единственная модель «АвтоВАЗа», которую россияне смогут собирать без помощи концерна Renault. За годы производства российский паркетник покорил весь мир, три раза въезжал на подиум ралли «Париж — Дакар» и снялся в сотнях фильмов. Автомобиль неоднократно модернизировался: появлялись новые системы безопасности и комфорта, шасси было переработано для повышения управляемости в современных условиях движения. Можно без малейшего преувеличения сказать, что «Нива» стала основателем сегмента, в котором в 1994 году появилась Toyota RAV4.
Если американским «дирижером» сегмента внедорожников был Jeep, то в Европе основным производителем автомобилей с повышенной проходимостью являлся Land Rover. Неудивительно, что именно этот королевский бренд впервые задумался над тем, чтобы совместить в одной машине высочайший уровень комфорта и внедорожные характеристики (в начале 1960-х это предложение звучало бы как не самый худший анекдот). Так в 1967 году, за 10 лет до «Нивы», на свет появился Range Rover. Изначально немецкие премиум-производители отнеслись к модели несерьезно. Подумаешь, кто-то поставил в трехдверный рамный грузовик хорошую шумоизоляцию и мягкие кресла.
К середине 1990-х Range Rover впервые сменил поколение, и тогда стало ясно — спрос на комфортабельные внедорожники будет только расти. Инженеры научились делать проходимую подвеску комфортной, а интерьеры подобных машин ничем не уступали седанам F-класса. Из-за высокого кузова посадка в Range Rover была намного удобнее, чем в легковых «четырехдверках», а багажник не уступал самым вместительным универсалам. Роскошь, проходимость и практичность объединились в одном автомобиле. Немцы забили тревогу.
В 1997-м, спустя три года после выхода Range Rover II, компания Daimler представила свой первый внедорожник — Mercedes ML в 163-м кузове. До пультов управления компаниями добрались маркетологи, и в мире начался бум на роскошные SUV: Lexus RX, BMW X5, Cadillac Escalade, Audi Q7... Список можно продолжать очень долго. Сегодня в линейке одной лишь Audi с десяток всевозможных кроссоверов. В последние годы на арену люксовых SUV вышли такие «звери», как Bentley Bentayga, Rolls-Royce Cullinan, Maybach GLS 600.
Теперь никто не смотрит на внедорожники как на пассажирские «трактора». Впрочем, мало кто из владельцев таких машин покидает пределы асфальта или легкой грунтовки. Проходимость перестала быть самой важной характеристикой автомобилей даже сегмента off-road. Тот же Toyota Land Cruiser с большей вероятностью встретишь возле ночного клуба, нежели в болоте. А Rolls-Royce вообще не использует слово «внедорожник» в пресс-релизах Cullinan.
Комфортные и практичные внедорожники типа «Нивы» понять можно. Нет ничего удивительного и в том, что людям пришлись по вкусу роскошные SUV, чья история началась с Range Rover. В 1990-х не нужно было иметь семь пядей во лбу, чтобы догадаться, что уже скоро вседорожные модели получат мощные моторы и динамику, которой еще недавно могли похвастаться только Ferrari и Lamborghini. Кстати, раз уж вспомнили Lamborghini, то следует напомнить и о проекте LM002 — это первый «проходимый» спорткар, который опередил время примерно на полвека.
В 2006 году на Детройтском автосалоне компания Mercedes представила AMG-модель с повышенным клиренсом. Это был ML63 с 6,3-литровым двигателем M156 мощностью в 510 л. с. Крутящий момент атмосферного агрегата достигал 630 Н·м. У предшественника тоже была AMG-версия, хотя и поскромнее (55-я). Производство уникальной модели было налажено в Аффальтербахе (Германия). Автомобиль стоил очень дорого, но пользовался стабильно высоким спросом. С тех пор продажи «заряженных» кроссоверов в мире неуклонно растут.
Формально погоня за «секундами до сотни» в классе вседорожников началась после дебюта Cayenne в 2002 году. Если уж Porsche взялась за кроссоверы, то дело точно пахнет жареным (а точнее, «заряженным»). Борьба за звание самого быстрого кроссовера Нюрбургринга была даже более ожесточенной, нежели сражение настоящих 2-дверных спорткаров. Здесь тоже свою роль сыграли маркетологи, которые проанализировали рынок и поняли, что когда BMW X6 M становится «самым быстрым SUV на планете», тогда продажи обычных (не М) Х6 увеличиваются.
С легкой подачи Cayenne мир заполонили спортивные SUV, отдельные из которых разгоняются до 100 км/ч быстрее, чем за 4 секунды. Даже Lamborghini, Maserati и Ferrari решили выступить в востребованном сегменте спорткаров с большим дорожным просветом. Но, как и в случае с проходимостью, «заряженные» SUV ездят больше не по треку, а по дорогам общего пользования, и владельцы используют потенциал таких машин хорошо если на 40%.
В прошлом месяце на рынок вышел Aston Martin DBX707. Это не только самая мощная версия DBX, но и вообще самый мощный серийный кроссовер в мире. Под капотом машины расположился битурбомотор AMG V8 4,0. Его форсировали, оснастив новыми турбокомпрессорами с шариковыми подшипниками и доработав блок управления. Отдача двигателя составляет 707 л. с. и 900 Н·м (вместо стандартных 550 л. с. и 700 Н·м). Это больше, чем у Lamborghini Urus (650 л. с.) и даже гибрида Porsche Cayenne Turbo S E-Hybrid (680 л. с.).
На данный момент более мощными серийными вседорожниками были Jeep Grand Cherokee Trackhawk (717 л. с.) и Dodge Durango SRT Hellcat (720 л. с.), но они уже сняты с производства. Какую-то невероятную отдачу имеют электрические Tesla Cybertruck и GMC Hummer EV. Два десятка лет назад за звание самых мощных автомобилей боролись 2-местные суперкары, а сегодня все наблюдают за «гонкой вооружений» среди практичных 5-дверных машин, способных перевозить с комфортом целую семью.
За последние 20 лет в мире серьезно сократились продажи купе. Люди перестали покупать 2-дверные автомобили из-за того, что стали более практично относиться к выбору транспортного средства. Если раньше богачи (а кто еще готов был покупать спортивные купе?) могли держать в своем автопарке несколько машин на все случаи жизни, то сегодня они оставляют себе одну, максимум две модели. Условный BMW X5 M50d с комфортом довезет вас и вашего ребенка до тещи, спокойно отправится в кругосветку и с легкостью будет держать скорость 180 км/ч на автобане. При этом он не разорит вас на АЗС.
Выпуск таких универсальных моделей, как BMW X5, Audi Q7 или Range Rover, стал возможен благодаря новым технологиям. Без независимой подвески, модульных платформ, современных систем безопасности, эффективных двигателей, мощных тормозных механизмов и достижений в области аэродинамики подобные машины не появились бы на свет. А сейчас даже начинающий водитель может сесть в 700-сильный кроссовер и спокойно поехать по городу, не рискуя своей или чьей-либо безопасностью. Мощность агрегатов и проходимость в дорогих вседорожниках схожа с мегапикселями в камерах смартфонов. Иными словами, владельцы Lamborghini Urus являются такими же спортивными гонщиками, как владельцы iPhone 13 Pro — фотографами. Усилия маркетологов в совокупности с нашей тягой к практичным универсальным вещам стали причиной бума кроссоверов, который не утихает уже более двух десятков лет.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by