Представьте, что вы разобрали автомобиль на запчасти, для их продажи. На тысячу больших и маленьких деталей. Каждую из них нужно где-то хранить, а к моменту продажи четко знать, где что находится и сколько стоит. А теперь представьте, что вы разобрали десять автомобилей — разного возраста, марок, моделей. Количество запчастей и проблем увеличивается многократно: как это все систематизировать? А если машин сотни, а счет деталям идет уже на десятки, сотни тысяч? Мы решили изучить работу авторазборки изнутри.
«В общей сложности процесс от закупки автомобиля до продажи определенной детали включает в себя более полутора десятков действий, — рассказывает Илья Иванов, эксперт компании „АвтоСтронг-М“. — При большом ассортименте малейший сбой на любом из этапов может привести к логистическому коллапсу».
Начинается все с закупки автомобилей. В Европе или США подбирают машины, подходящие по требованиям, осматривают их с фото- и видеофиксацией, делают дефектовку. Эксперты оценивают, как работают основные узлы и агрегаты. Все этом потом отражается в разборочной карте. Далее начинается разборка автомобиля: каждую деталь проверяют на наличие дефектов, маркируют, взвешивают и упаковывают, чтобы избежать повреждений во время транспортировки. Груз отправляют в Беларусь.
А что дальше? Мы приезжаем на склад в Минске как раз в тот день, когда прибыл очередной грузовик с запчастями. Он уже прошел таможенную очистку, и сейчас начинается разгрузка.
Каждая деталь проходит визуальный осмотр, взвешивается, фотографируется, заносится в базу и получает уникальный штрихкод. Крупные узлы и агрегаты снимают на фоне специальной линейки, позволяющей оценить их реальные размеры. Это важно при работе с транспортными компаниями и позволяет обеспечить оперативную доставку со склада на пункт выдачи.
Все крупные узлы и агрегаты — двигатели, коробки передач, редукторы, раздаточные коробки — маркируются специальным клеймом еще на стадии поступления на склад, чтобы их невозможно было подменить при покупке. Прочие дорогостоящие детали вроде электронных блоков управления маркируются уже на пункте выдачи. Проверочный срок на силовой составляет до 30 дней, на элементы трансмиссии и остальные детали — до 14 дней. Этого вполне достаточно, чтобы установить запчасть и убедиться в ее работоспособности, а в случае чего вернуть обратно.
Следующий этап — это «привязка» детали к складу и размещение в соответствующей ячейке. Когда в наличии более 250 тысяч позиций, важно, чтобы каждая из них находилась в определенном месте и могла быть оперативно доставлена к пункту выдачи или на погрузку. Склад имеет шесть уровней, на каждом из них размещена своя группа деталей. Кузовщина — на одном, двигатели и КПП — на другом и т. д. Работники склада целыми днями «путешествуют» между этажами по лестнице. Лишь крупные и тяжелые детали вниз доставляют на грузовом лифте.
При поступлении на склад в базу данных заносится детальное описание каждой — даже самой мелкой — детали. А если речь, к примеру, о двигателе, то описывается его комплектация (наличие навесного оборудования), указываются визуальные дефекты (если они есть).
После этого детали присваиваются баллы (в зависимости от ее состояния) и формируется цена. Кому-то нужно подешевле, и мелкие царапины не важны. А другому, наоборот, хочется «все в идеале», и он готов за это платить. На стоимость того же мотора сильно влияет его комплектация, ведь стартер, генератор, компрессор и особенно ТНВД стоят приличных денег. А зачем все это покупать, если в старом двигателе изношена цилиндро-поршневая группа и нужен лишь «столбик», на который можно установить все детали, взятые со своего неисправного агрегата?
Еще одна хорошая возможность сэкономить при ремонте машины после ДТП — это «ноускат», в буквальном смысле «отрезанный нос». Фронтальную часть отрезают от автомобиля целиком, с фрагментами лонжеронов. Цена такого комплекта выходит ниже, нежели общая стоимость всех комплектующих отдельно.
Для тех, кто не сталкивался с послеаварийным ремонтом, большим сюрпризом могут стать цены именно на мелочовку. «Нужно заменить бампер, капот, фары, радиатор целый», — часто пишут в объявлениях о продаже битых авто. И многие думают, что, купив и отремонтировав такую аварийную машину, можно неплохо сэкономить. Однако опытные мастера и перекупщики знают: если восстанавливать автомобиль не с помощью проволоки и скотча, а по-настоящему, то придется докупить едва ли не сотню запчастей. Направляющие, фиксаторы, усилители, датчики, крепления — даже если каждая позиция будет стоить 5—10 рублей, сумма набежит приличная. Так что «ноускат» — неплохой вариант для тех, кто попал в ДТП.
Вернемся к процессам на складе. После того как деталь была взвешена, сфотографирована, промаркирована, «привязана» к определенному месту и оценена, ее нужно разместить в электронном каталоге, сделав детальное описание. Так клиент сможет быстро найти нужный элемент на сайте и получить всю информацию о нем.
Закулисье покупки выглядит следующим образом. Клиент может заказать запчасти дистанционно, с доставкой, либо приехать в пункт выдачи. Специалисты отдела продаж подбирают детали по конкретному запросу для определенной модели. Пока оформляется заявка, работники находят их по адресу расположения на складе и доставляют в пункт выдачи. Если клиент не из Минска, ему предлагают доставку в крупные города Беларуси.
Одним словом, сегодня авторазборка — это скорее про IT и логистику, а уже потом про шестигранники и гайковерты. При больших объемах поставок и ассортименте работать как на рынке, в стиле «сейчас схожу посмотрю, вроде где-то было», не получится физически.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by