Через полгода поедем по-новому. Все основные изменения ПДД — простыми словами

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: архив auto.onliner.by
27 апреля 2022 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Во вторник на Национальном правовом портале появился текст указа №145 «О совершенствовании организации дорожного движения». Этот документ вносит изменения в действующие ПДД Беларуси и вступает в силу через полгода, то есть в октябре 2022-го. Мы изучили все 22 страницы документа, сличили новые формулировки с существующими и приводим выдержку — только самые главные изменения. В этой статье говорим понятно, по-простому, избегая по-юридически закрученных формулировок.

Требования к водителям

Водителям можно не возить с собой документы о техосмотре. Можно не возить и страховку, если она заключена в электронном виде. Вместо прав можно предоставить биометрический документ (идентификационную карту гражданина).

Еще больше закрепится формула «пешеход всегда прав». В действующих ПДД пешеход обязан пересекать дорогу по наземному пешеходному переходу, «убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен». В будущей редакции условия «убедиться в безопасности» нет, если речь о «зебре». Оно осталось только для перехода по линии тротуаров (когда нет оформленного перехода).

Водитель будет обязан предоставить преимущество пешеходам, не закончившим переход, и уступить дорогу велосипедистам, завершающим пересечение. (Сейчас требование касается только пешеходов.)

Закреплено правило двух полос в спорном вопросе пропуска пешехода на переходе.

Решен еще один спор. Сейчас при повороте водитель обязан «уступить дорогу» пешеходу, а будет обязан «предоставить преимущество». Таким образом, исчез повод для возражений со стороны водителя, мол, если пешеход не изменил направление и (или) скорость, значит я его пропустил. Требование уступить дорогу оставили лишь по отношению к велосипедистам.

Появился намек на запрет использования при езде смартфонов и мессенджеров: «Водителю запрещается пользоваться во время движения устройствами, если для этого необходимо держать их в руке либо воздействовать на них рукой».

Требование «своевременно предоставлять ТС на гостехосмотр» заменили на «своевременно получать разрешение на допуск ТС к участию в движении». В пункте «запрещается участие в дорожном движении» — идентичная замена понятий.

Решена дилемма многих лет — при въезде на круговой перекресток «подача сигнала световыми указателями поворота не производится». То есть не надо указывать поворотником ни направо, ни налево.

Несколько дополнили формулировку про стрелку светофора. Будет так: «При движении в направлении стрелки, включенной одновременно с основным желтым или красным, водитель обязан уступить. При движении в направлении стрелки, включенной одновременно с основным зеленым, водитель имеет преимущество перед ТС, движущимися с других направлений».

На автомагистралях и дорогах для автомобилей теперь можно ехать 120 км/ч (ранее — 110), автобусам — не более 100 км/ч. На остальных загородных дорогах, как и раньше, — не более 90 км/ч (если правилами не предусмотрено иное).

Про парковку

Закрепят обязанность носить светоотражающий жилет при вынужденной остановке на проезжей части. Сейчас — только рекомендация.

Запретят стоянку на местах для зарядки электротранспорта. Там разрешат только заряжаться. За нарушение этого требования теперь смогут эвакуировать машину.

Также под запрет попадет остановка и стоянка на местах для инвалидов для авто без опознавательного знака. Сейчас запрет действует только для стоянки. В противном случае будут эвакуировать.

А вот останавливаться (до 5 минут) на проездах во дворах со стороны, прилегающей к жилой застройке, и ближе 10 метров от служебных дверей магазинов и ворот гаражей теперь будет можно. Там запретят лишь длительную стоянку.

Технические требования к авто

Наконец уберут спорный запрет на тонировку. Сейчас требование о степени светопропускания в 70% распространяется как на ветровое, так и другие стекла (кроме тех, что с маркировкой 43R, V и другими). С октября оно будет касаться только лобового и передних боковых.

Пленки на стеклах все равно не разрешили, зато можно легально повесить видеорегистратор. Пока что он считается «предметом на стекле, не предусмотренным конструкцией».

Нужно будет обязательно включать свет фар в конце и начале школьного учебного года (с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября).

Понадобится иметь в машине огнетушитель объемом не менее одного литра, в автобусе и грузовике — двухлитровый.

Наклейки «Шипы», символ «BY» станут необязательными, их предлагают клеить по желанию.

Шины будут считаться непригодными, если резина с шипами установлена не на все оси или если она установлена в летний период.

Выбор покупателей
для легковых автомобилей, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 88 (560 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг), евроэтикетка: C/E/72 дБ

Появятся новые знаки и разметка

«Контроль установленной скорости», «Начало и конец участка контроля средней скорости» установят совместно со знаком ограничение максимальной скорости. «Контроль выполнения требований ПДД» — это про фотофиксацию камерами всего возможного, кроме скорости. (КоАП уже позволяет наказывать по камерам за любое водительское нарушение.)

«Зона с ограничением максимальной скорости движения» и «Конец зоны с ограничением максимальной скорости движения» — там будет запрещено движение со скоростью, превышающей указанную на знаке. Еще один новый знак — «Движение на средствах персональной мобильности запрещено».

Официально закрепили знак «Велосипедная и пешеходная дорожки», применявшийся все эти годы в качестве экспериментального. Такие дорожки разграничены конструктивно или разметкой. Если на похожем знаке сверху велосипед — он здесь главный, пешеходы и самокаты тоже могут двигаться (при отсутствии тротуара), но не должны создавать препятствия. То же правило действует наоборот, если сверху на знаке изображен пешеход. Еще пару новых знаков: «Дорога с велосипедной дорожкой», выезд на нее и ее конец, «Велосипедный переезд».

Появятся таблички «Все ТС, кроме велосипедов», «Все ТС, кроме электромобилей», «Электромобили»,  знак «Станция для зарядки электромобилей».

А так будут выглядеть таблички «Светлое время суток», «Темное время суток», «Зимний период» (с 1 ноября по 31 марта включительно).

Также закрепят, что временная разметка должна быть желтой (пока оранжевая).

Про велосипеды, мотоциклы, самокаты

Электросамокаты, гироскутеры, сигвеи теперь будут называться средствами персональной мобильности (СПМ). Их приравняют к пешеходам, они не будут считаться ТС. Тем не менее у них должны быть исправные тормоза и руль. В темноте на человеке должен быть фликер, на СПМ — включен фонарь. Шлем — только рекомендация.

Средства персональной мобильности смогут ехать по велодорожке, а при отсутствии — по тротуару, «не создавая препятствий для пешеходов». Везде — со скоростью менее 25 км/ч. Обязательное требование — в трезвом виде. Возрастное ограничение — 14 лет (не действует во дворах).

Запретят возить пассажиров вне специально оборудованных мест. То есть вдвоем на самокате теперь не покататься.

Для пешеходов (и, соответственно, СПМ) добавляется требование пройти медосвидетельствование по требованию ГАИ. На СПМ запретят кататься пьяным, а также выпивать после остановки инспекторами до прохождения освидетельствования.

К велосипедам причислят и велики с электродвигателем мощностью до 0,25 кВт и скоростью до 25 км/ч.

Велосипедистам разрешат не спешиваться на переходах. Но при условии: они должны пересекать проезжую часть со скоростью пешехода, убедившись, что выезд на проезжую часть безопасен. Соответственно, нужно будет заранее снизить скорость при подъезде к переходу. Водители авто должны уступить им дорогу на переходе.

Велосипедисты смогут ехать по проезжей части в зонах «с ограничением максимальной скорости движения». Такие появятся, например, в зоне плотной жилой застройки, в историческом центре города. Кроме того, велоспортсменам разрешат тренироваться на дорогах — но только в случае сопровождения автомобилем прикрытия с оранжевым маячком.

В жилой и пешеходной зонах пешеходам и велосипедистам разрешат двигаться по проезжей части, они будут иметь преимущество, но не должны необоснованно препятствовать ТС.

Велосипедисты будут обязаны надевать световозвращающий жилет в темное время суток при поездках вне города (на велодорожке не нужно).

Нельзя будет ездить на велосипедах, мотоциклах и СПМ, не держась обеими руками за руль (исключение — подача сигнала о повороте) или не держа ноги на педалях (подножках).

Снимут запрет на движение велосипедов в снегопад и гололед. Он останется актуальным только при движении по проезжей части и обочине.

Возить на велосипеде пассажиров-детей до 7 лет можно будет только в том случае, если на них шлем, если специальное сиденье фиксирует (предохраняет) ноги ребенка.

Наконец исключат обязательную установку зеркала заднего вида на велосипед.

Запретят перевозку пьяных пассажиров на мопеде, мотоцикле (кроме бокового прицепа).

Квадроциклам, снегоболотоходам разрешат ездить по дорогам без усовершенствованного покрытия. Если остановят инспекторы — нужно показать документ, подтверждающий законность приобретения.

Про «электрички»

Электромобилям разрешат ехать по выделенной для общественного транспорта полосе.

Зарядка электромобилей будет считаться остановкой.

Стоянка на местах для зарядки электромобилей, как уже упоминалось, будет запрещена, там можно будет только заряжать. В противном случае обещают эвакуировать.


С полным текстом документа можно ознакомиться здесь. Напомним еще раз: он вступает в силу через 6 месяцев после опубликования.


Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by