Белорус поехал на Tesla на Байкал. Его четырежды буксировала фура

Автор: Денис Логунович
37 254
08 июня 2022 в 8:00

Главный белорусский «тесловод» Артур Туманов уже неоднократно отправлялся в дальние путешествия на электрокарах. Основатель Tesla-cars ездил на самую северную точку Европы и намотал тысячи «электрокилометров» по региону. Минувшей зимой предприниматель решил уехать подальше от Минска, причем по направлению на восток. В морозный февраль Артур взял оператора, доработанную Tesla Model Y и отправился на Байкал. Не самое традиционное место (и время) для путешествия на электромобиле. Поездка в одну сторону заняла 10 дней, и не каждый день под рукой была быстрая зарядка или качественный асфальт под колесами. Автолюбитель согласился поделиться с нами подробностями. Небольшой спойлер: самым быстрым и надежным способом зарядки Tesla в Сибири является попутная фура! Передаем микрофон.

Старт поездки выпал на 24 февраля

Поездку я планировал задолго до февраля — тогда еще действовали ковидные ограничения и из Беларуси нельзя было поехать в Европу. Даже для того, чтобы выехать на своем автомобиле в Россию, требовался пропуск. Мой оператор поехал в Смоленск на поезде, а я последовал за ним на Tesla Model Y. Так совпало, что старт нашей поездки выпал на 24 февраля. Я проснулся, увидел новости и начал думать, что делать? Были мысли отказаться от поездки, но в итоге все-таки поехал. Во-первых, оператор уже был в дороге и подъезжал к Смоленску, во-вторых, слишком долго мы готовились к этому проекту, а в-третьих, я никак не мог повлиять на ситуацию.

Это же не поездка на Нарочь на выходные. Для путешествия на Байкал мы взяли отпуска, забронировали отели, подготовили «Теслу». Мы составили подробный маршрут, погрузили в багажник мобильную станцию быстрой зарядки постоянным током мощностью 20 кВт и отправились в путь. Данный экземпляр Model Y хорошо подготовлен для экстремальных поездок. Кроссовер имеет усиленную подвеску, гоночные амортизаторы с выносными камерами, усиленные пружины и клиренс 25 см. Забегая вперед, скажу, что в России это очень помогло, потому что некоторые ямы стоковая подвеска Model Y могла бы и не выдержать.

Почему Байкал?

В дальние поездки на электромобиле я выбираюсь три года подряд. Когда ездил на Нордкап (мыс на севере Норвегии), самую северную точку Европы, получил много комментариев о том, что по Норвегии любой дурак может проехать, мол, ты попробуй по России. На следующий год мы поехали по России — доехали до Мурманска, заехав в село Териберка на Кольском полуострове. Это самая северная точка страны, куда идет автомобильная дорога. Поездка была интересной, но не воспринималась такой уж масштабной, потому что пробег в одну сторону составил всего 2200 км.

А у меня основной целью было показать, что электромобиль подходит для более-менее комфортных путешествий в том числе зимой и даже по российской глубинке с плохой зарядной инфраструктурой. Нельзя сказать, что в России ее (инфраструктуры) нет, просто она не такая развитая, как в Западной Европе. Я решил поехать до Байкала только в одну сторону, а обратно вернуться на самолете, отправив Model Y автовозом. Но это не потому, что мы были не в состоянии вернуться. Просто имелись ограничения по времени. Десять дней заняла дорога, еще неделю мы пробыли на Байкале. Итого — 18 дней. В Минске было много работы, пришлось возвращаться на самолете. Да и смысл ехать по той же дороге обратно? Уже все видели. Если ехать своим ходом, то поездка на Байкал и обратно займет где-то месяц. Не у всех есть столько свободного времени.

Учитывая, что от Минска до Байкала примерно 6500 км, в день мы проезжали в среднем 650 км. Это не была поездка в стиле «галопом по Европам». Мы всегда ночевали в отелях и заряжали там Model Y. В крупных городах у нас были встречи с владельцами и поклонниками Tesla, с продавцами электромобилей и просто с любителями этих машин. Как правило, во время таких встреч автомобиль заряжался.

Как составлялся маршрут?

Поскольку Model Y не может проехать 650 км на одном заряде, в течение дня мы всегда где-то пополняли электроэнергию. Если получалось заехать на быструю зарядку — пользовались такой возможностью. В европейской части России быстрые станции имеются во многих крупных городах. Но не во всех. Например, во Владимире есть только медленные зарядки, а в Нижнем Новгороде есть и быстрая. Маршрут мы строили отталкиваясь от этих данных. Ночевать старались в тех городах, где есть только медленные станции, а днем заряжались от быстрых устройств в населенных пунктах по дороге. В таком режиме удалось доехать только до Омска. Дальше инфраструктура зарядных станций оставляет желать лучшего.

Между Омском и Новосибирском было особенно нелегко. В самом Омске уже не было быстрых станций, и мы использовали нашу мобильную зарядку, которая заряжает машину четыре с половиной часа. Это очень долго. Такая мобильная станция требует наличия трехфазной розетки. После Омска мы приехали в одну гостиницу, где нам по телефону обещали, что у них есть необходимая нам розетка, но по факту там была обычная на 220 В. В итоге мы просто тормознули фуру на трассе. На буксире электрокар заряжается очень быстро, за поездку мы использовали этот лайфхак четырежды. Отмечу, что в Сибири все очень хорошо с взаимовыручкой на трассе. Мало того что фуры очень быстро останавливались на просьбу, так еще ни один из водителей не взял денег.

Одну и ту же фуру тормознули дважды

Средняя температура во время нашей поездки была около минус 8 градусов. Возле Кемерово было минус 25 — это был самый холодный день за все путешествие. Из-за таких низких температур остановить машину на трассе не составляет труда. Водители понимают, что если бросить человека в беде, он может попросту замерзнуть. От Красноярска до Иркутска около тысячи километров, и весь этот участок мы заряжались только от рекуперации, подцепившись к фуре. Один километр на буксире заряжает аккумулятор на четыре километра пробега. Это очень эффективно! За 70 км буксировки заряжаешь машину полностью.

Был интересный момент на перегоне Красноярск — Иркутск. Нас дважды тянула одна и та же фура. Первый раз она провезла нас 70 км, мы отцепились и поехали вперед. Потом ближе к ночи мы снова остановились с разряженной батареей. Машин на трассе почти не было, а я как раз взял у водителя фуры номер телефона. Звоню, спрашиваю, далеко ли? Оказалось, он в 10 минутах езды. Помог нам зарядиться и второй раз.

Реальный запас хода

Длительный тест показал, что даже в минус 15 Model Y стабильно проезжает 300 км. Если чуть потеплее — 350 км. Это со скоростью 90—100 км/ч. Из-за доработок, включающих большие колеса и увеличенный просвет, модель стала на 10—15% менее экономичной по сравнению со стоковой. Отмечу, что мы никогда не высаживали батарею в ноль. В случае чего мы просто останавливались и голосовали, когда аккумулятор еще имел 10% заряда. Это для того, чтобы не замерзнуть на трассе в мороз, поскольку 10% заряда хватило бы, чтобы переночевать в теплом автомобиле в минусовую температуру. Хотя за поездку мы голосовали максимум 20 минут. Обычно останавливается практически первая машина, которая проезжает мимо.

Маршрут

Маршрут был такой: Минск — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань — Набережные Челны — Уфа — Челябинск — Курган — Ишим — Омск — Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск. Наиболее тяжелым участком была трасса от Челябинска до Новосибирска. Там не было быстрых зарядок вообще. Приходилось пополнять энергию только в отелях и с помощью нашей мобильной станции. Один раз в чистом поле заряжались буквально от столба — там кто-то повесил трехфазную розетку.

Приключения с зарядками

В одном отеле нам по телефону сказали, что у них есть трехфазная розетка. Мы приезжаем, а там напрямую к сети подключена на кухне мясорубка. Нам разрешили ее отключить и зарядиться. Еще в одном отеле ради нас отключили печь для пиццы, которая тоже работала от трехфазной розетки. Однажды руководство отеля даже вызвало электрика, который помог нам подключиться к сети. Но, безусловно, самой лучшей зарядкой в Сибири является фура. Мало того что она заряжает очень быстро, так еще и тянет в нужную сторону.

Качество дорог

Хоть Россию и ругают за дороги, но на нашем пути 75—80% трасс были просто идеальными. Оставшиеся 20% либо на ремонте, либо готовятся к ремонту. Если ничего не изменится, то через года 2—3 дорога от Минска до Байкала будет только по качественному покрытию. Но сейчас на этих 20% плохих дорог попадались ямы по колено. Причем худший участок на нашем пути был между Москвой и Владимиром. За всю поездку нас только один раз остановила полиция — это было ночью в Кемерово. Проверили документы.

Почти везде заряжались бесплатно

В Беларуси мы заряжались на «Маланке». Это, напомню, платно. В Москве была какая-то дорогая зарядка. И еще был инцидент в Уфе. Мы нашли гостиницу, где было написано, что зарядка бесплатная. Но оказалось, что она бесплатна только для постояльцев отеля. А у нас уже была забронирована другая гостиница. Пришлось платить за номер — другой возможности зарядиться просто не было. Вот, собственно, и все. Остальные зарядки были для нас абсолютно бесплатными.

К слову, я много раз ездил по Польше, и там нет ни одного отеля, где зарядка входит в стоимость номера. Понятно, что на Западе электроэнергия стоит других денег, но факт остается фактом — за всю поездку по Сибири почти во всех гостиницах мы заряжались совершенно бесплатно. Даже когда вызывали электрика помочь нам подключиться, за это не брали дополнительных денег.

красный, лифтбэк, электро, автоматическая, задний привод
серый, лифтбэк, электро, автоматическая, полный привод
черный, седан, электро, автоматическая, полный привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by