Главный белорусский «тесловод» Артур Туманов уже неоднократно отправлялся в дальние путешествия на электрокарах. Основатель Tesla-cars ездил на самую северную точку Европы и намотал тысячи «электрокилометров» по региону. Минувшей зимой предприниматель решил уехать подальше от Минска, причем по направлению на восток. В морозный февраль Артур взял оператора, доработанную Tesla Model Y и отправился на Байкал. Не самое традиционное место (и время) для путешествия на электромобиле. Поездка в одну сторону заняла 10 дней, и не каждый день под рукой была быстрая зарядка или качественный асфальт под колесами. Автолюбитель согласился поделиться с нами подробностями. Небольшой спойлер: самым быстрым и надежным способом зарядки Tesla в Сибири является попутная фура! Передаем микрофон.
Поездку я планировал задолго до февраля — тогда еще действовали ковидные ограничения и из Беларуси нельзя было поехать в Европу. Даже для того, чтобы выехать на своем автомобиле в Россию, требовался пропуск. Мой оператор поехал в Смоленск на поезде, а я последовал за ним на Tesla Model Y. Так совпало, что старт нашей поездки выпал на 24 февраля. Я проснулся, увидел новости и начал думать, что делать? Были мысли отказаться от поездки, но в итоге все-таки поехал. Во-первых, оператор уже был в дороге и подъезжал к Смоленску, во-вторых, слишком долго мы готовились к этому проекту, а в-третьих, я никак не мог повлиять на ситуацию.
Это же не поездка на Нарочь на выходные. Для путешествия на Байкал мы взяли отпуска, забронировали отели, подготовили «Теслу». Мы составили подробный маршрут, погрузили в багажник мобильную станцию быстрой зарядки постоянным током мощностью 20 кВт и отправились в путь. Данный экземпляр Model Y хорошо подготовлен для экстремальных поездок. Кроссовер имеет усиленную подвеску, гоночные амортизаторы с выносными камерами, усиленные пружины и клиренс 25 см. Забегая вперед, скажу, что в России это очень помогло, потому что некоторые ямы стоковая подвеска Model Y могла бы и не выдержать.
В дальние поездки на электромобиле я выбираюсь три года подряд. Когда ездил на Нордкап (мыс на севере Норвегии), самую северную точку Европы, получил много комментариев о том, что по Норвегии любой дурак может проехать, мол, ты попробуй по России. На следующий год мы поехали по России — доехали до Мурманска, заехав в село Териберка на Кольском полуострове. Это самая северная точка страны, куда идет автомобильная дорога. Поездка была интересной, но не воспринималась такой уж масштабной, потому что пробег в одну сторону составил всего 2200 км.
А у меня основной целью было показать, что электромобиль подходит для более-менее комфортных путешествий в том числе зимой и даже по российской глубинке с плохой зарядной инфраструктурой. Нельзя сказать, что в России ее (инфраструктуры) нет, просто она не такая развитая, как в Западной Европе. Я решил поехать до Байкала только в одну сторону, а обратно вернуться на самолете, отправив Model Y автовозом. Но это не потому, что мы были не в состоянии вернуться. Просто имелись ограничения по времени. Десять дней заняла дорога, еще неделю мы пробыли на Байкале. Итого — 18 дней. В Минске было много работы, пришлось возвращаться на самолете. Да и смысл ехать по той же дороге обратно? Уже все видели. Если ехать своим ходом, то поездка на Байкал и обратно займет где-то месяц. Не у всех есть столько свободного времени.
Учитывая, что от Минска до Байкала примерно 6500 км, в день мы проезжали в среднем 650 км. Это не была поездка в стиле «галопом по Европам». Мы всегда ночевали в отелях и заряжали там Model Y. В крупных городах у нас были встречи с владельцами и поклонниками Tesla, с продавцами электромобилей и просто с любителями этих машин. Как правило, во время таких встреч автомобиль заряжался.
Поскольку Model Y не может проехать 650 км на одном заряде, в течение дня мы всегда где-то пополняли электроэнергию. Если получалось заехать на быструю зарядку — пользовались такой возможностью. В европейской части России быстрые станции имеются во многих крупных городах. Но не во всех. Например, во Владимире есть только медленные зарядки, а в Нижнем Новгороде есть и быстрая. Маршрут мы строили отталкиваясь от этих данных. Ночевать старались в тех городах, где есть только медленные станции, а днем заряжались от быстрых устройств в населенных пунктах по дороге. В таком режиме удалось доехать только до Омска. Дальше инфраструктура зарядных станций оставляет желать лучшего.
Между Омском и Новосибирском было особенно нелегко. В самом Омске уже не было быстрых станций, и мы использовали нашу мобильную зарядку, которая заряжает машину четыре с половиной часа. Это очень долго. Такая мобильная станция требует наличия трехфазной розетки. После Омска мы приехали в одну гостиницу, где нам по телефону обещали, что у них есть необходимая нам розетка, но по факту там была обычная на 220 В. В итоге мы просто тормознули фуру на трассе. На буксире электрокар заряжается очень быстро, за поездку мы использовали этот лайфхак четырежды. Отмечу, что в Сибири все очень хорошо с взаимовыручкой на трассе. Мало того что фуры очень быстро останавливались на просьбу, так еще ни один из водителей не взял денег.
Средняя температура во время нашей поездки была около минус 8 градусов. Возле Кемерово было минус 25 — это был самый холодный день за все путешествие. Из-за таких низких температур остановить машину на трассе не составляет труда. Водители понимают, что если бросить человека в беде, он может попросту замерзнуть. От Красноярска до Иркутска около тысячи километров, и весь этот участок мы заряжались только от рекуперации, подцепившись к фуре. Один километр на буксире заряжает аккумулятор на четыре километра пробега. Это очень эффективно! За 70 км буксировки заряжаешь машину полностью.
Был интересный момент на перегоне Красноярск — Иркутск. Нас дважды тянула одна и та же фура. Первый раз она провезла нас 70 км, мы отцепились и поехали вперед. Потом ближе к ночи мы снова остановились с разряженной батареей. Машин на трассе почти не было, а я как раз взял у водителя фуры номер телефона. Звоню, спрашиваю, далеко ли? Оказалось, он в 10 минутах езды. Помог нам зарядиться и второй раз.
Длительный тест показал, что даже в минус 15 Model Y стабильно проезжает 300 км. Если чуть потеплее — 350 км. Это со скоростью 90—100 км/ч. Из-за доработок, включающих большие колеса и увеличенный просвет, модель стала на 10—15% менее экономичной по сравнению со стоковой. Отмечу, что мы никогда не высаживали батарею в ноль. В случае чего мы просто останавливались и голосовали, когда аккумулятор еще имел 10% заряда. Это для того, чтобы не замерзнуть на трассе в мороз, поскольку 10% заряда хватило бы, чтобы переночевать в теплом автомобиле в минусовую температуру. Хотя за поездку мы голосовали максимум 20 минут. Обычно останавливается практически первая машина, которая проезжает мимо.
Маршрут был такой: Минск — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань — Набережные Челны — Уфа — Челябинск — Курган — Ишим — Омск — Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск. Наиболее тяжелым участком была трасса от Челябинска до Новосибирска. Там не было быстрых зарядок вообще. Приходилось пополнять энергию только в отелях и с помощью нашей мобильной станции. Один раз в чистом поле заряжались буквально от столба — там кто-то повесил трехфазную розетку.
В одном отеле нам по телефону сказали, что у них есть трехфазная розетка. Мы приезжаем, а там напрямую к сети подключена на кухне мясорубка. Нам разрешили ее отключить и зарядиться. Еще в одном отеле ради нас отключили печь для пиццы, которая тоже работала от трехфазной розетки. Однажды руководство отеля даже вызвало электрика, который помог нам подключиться к сети. Но, безусловно, самой лучшей зарядкой в Сибири является фура. Мало того что она заряжает очень быстро, так еще и тянет в нужную сторону.
Хоть Россию и ругают за дороги, но на нашем пути 75—80% трасс были просто идеальными. Оставшиеся 20% либо на ремонте, либо готовятся к ремонту. Если ничего не изменится, то через года 2—3 дорога от Минска до Байкала будет только по качественному покрытию. Но сейчас на этих 20% плохих дорог попадались ямы по колено. Причем худший участок на нашем пути был между Москвой и Владимиром. За всю поездку нас только один раз остановила полиция — это было ночью в Кемерово. Проверили документы.
В Беларуси мы заряжались на «Маланке». Это, напомню, платно. В Москве была какая-то дорогая зарядка. И еще был инцидент в Уфе. Мы нашли гостиницу, где было написано, что зарядка бесплатная. Но оказалось, что она бесплатна только для постояльцев отеля. А у нас уже была забронирована другая гостиница. Пришлось платить за номер — другой возможности зарядиться просто не было. Вот, собственно, и все. Остальные зарядки были для нас абсолютно бесплатными.
К слову, я много раз ездил по Польше, и там нет ни одного отеля, где зарядка входит в стоимость номера. Понятно, что на Западе электроэнергия стоит других денег, но факт остается фактом — за всю поездку по Сибири почти во всех гостиницах мы заряжались совершенно бесплатно. Даже когда вызывали электрика помочь нам подключиться, за это не брали дополнительных денег.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by