ВелоПетрович

Лучшие веломаршруты Минска. Вы не знали, какие красоты есть в Дражне и Степянке

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
27 678
11 августа 2022 в 8:00

У Дражни свой особый антураж. Здесь почти отовсюду открывается промышленный пейзаж: крыши цехов и комбинатов, градирни электростанции, троллейбусный парк, гудящий дважды в сутки, — муравейник на людской лад. Едва ли кто-то запланирует путешествие в Дражню, и местных это вполне устраивает. Потому как за специфичным фасадом скрываются красота и тишина, которых не встретить, пожалуй, нигде в большом городе. А вдалеке от заводских заборов, укрытый лесом, прячется продуманный и обустроенный маршрут — настоящая жемчужина, которой должны завидовать самые модные и экологичные районы столицы. Мы открываем Минск заново. Сегодня рисуем карту Дражни и Степянки.

Дражня. Глина и цемент

Дражня уютно расположилась на востоке Минска: снизу мрачная Ангарская, сверху Степянка, леса и железная дорога. И со всех сторон производство: тракторный, моторный, подшипниковый заводы. Главный дражненский квартал — красный — в 90-е тракторозаводцы возводили хозспособом: приезжали после смены и строили кирпичные высотки для самих себя.

— Так заводы же кругом, чем здесь дышать? — вздыхали их жены.

— Ну а лес какой под боком — благодать! — возражали мужья.

В стороне гудело троллейбусное депо, хотя по улице Солтыса, где оно расположено, не проходит ни один троллейбусный маршрут. По другую сторону дороги до наших дней дожил квартал частной застройки, из окон красных дражненских домов все еще можно увидеть коров на выпасе.

Велосипеды долгое время считались здесь или видом полноценного транспорта в частном секторе (бабушки и дедушки точно так же, как в деревнях, ездили и ездят на них в магазин), или детским развлечением. Поэтому велосипедной инфраструктурой в микрорайоне плотно не занимались: велобоксов тут не встретишь, велопарковки в принципе есть не везде. Велосипеды хранят либо дома на балконе, либо в тамбурах и на лестничных клетках, а еще в подвалах. Как в целом и в большинстве районов Минска.

Обозначенные велодорожки можно встретить разве что на главных для Дражни улицах: Радиальной и Ваупшасова, да и то это не дорожки по сути, а так — совмещенка. Совмещенная велодорожка в Минске — это когда каждый ходит и ездит там, где хочет, но случись что — всем понятно, кто виноват.

При этом сообщение с городом хорошее: из Дражни за 15—20 минут можно доехать на велосипеде до Партизанского проспекта (хоть к Автозаводу, хоть к Нархозу), те же 15—20 минут по Филимонова — до Национальной библиотеки, столько же по Столетова и Ботанической — до Академии наук. Всякий раз это будет маршрут по обычному для города тротуару с его изъянами: местами плохим покрытием, пешеходными переходами и не до конца опущенными бордюрами.

Железная дорога ограждает район с двух сторон, поэтому будьте готовы, что при выезде придется столкнуться с естественной преградой — путепроводами, дорога на которые имеет заметный градиент. Все бы ничего, ведь торчок совсем короткий, но именно на путепроводах что на улице Радиальной, что на Ваупшасова с тротуарным покрытием совсем беда — приходится больше смотреть под колесо и уворачиваться от сквозных дыр, чем думать о разгоне, частоте педалирования или пульсе.

В общем, Дражня была бы обыкновенным столичным микрорайоном, ничем не примечательным для велосипедистов, если бы не лес, указывая на который заводчане успокаивали свои семьи. Лес здесь компенсирует соседство с литейным цехом МТЗ и является настоящей жемчужиной на велокарте Минска.

Лес. Дыхание

В лес можно углубиться со стороны красных домов, а можно приехать к пункту проката спортивного инвентаря, расположенному на улице Ваупшасова неподалеку от АЗС. Зимой здесь когда-то выдавали лыжи, а по лету — велосипеды и лыжероллеры, но сегодня пункт проката закрыт. Никаких объявлений — странно даже.

— А работает прокат вообще? — спрашиваем молодого человека спортивного телосложения, который явно должен быть в теме.

— Когда-то работал, теперь нет, — немного смущенно отвечает он.

— Откроется когда-нибудь?

— Когда-нибудь откроется, но не в этом году, наверное. Закрыто, короче.

Мы-то со своим приехали, а вот за остальных как-то досадно. Но ничего не поделаешь, старайтесь при необходимости найти прокатный велик заранее, пока местный пункт проката не возродится.

По аккуратно заасфальтированной дорожке уезжаем в лесную чащу, а сверху поглядывают циклопы-фонари. И не думайте, они не для красоты стоят, а вполне неплохо светят и в летние вечера, и зимой, когда здесь проносятся лыжники.

Спустя каких-нибудь 300 метров мы выезжаем на большую площадку: слева что-то вроде стрельбища, справа — уличный воркаут (площадка, кстати, не пустует практически никогда). По прямой надпись «Старт» и дорога, уходящая куда-то вглубь леса. Вы как насчет подтягиваний? Не хотите? Тогда поехали по маршруту.


Сколько-то лет назад ничего этого здесь не было. Был темный лес, тропинки, на которых кроме собирателей грибов и ягод никого и не встретишь, да отъявленные любители классического лыжного хода зимой. Затем дражненский лес зашумел рычанием бульдозеров и асфальтоукладчиков, замахали лопатами рабочие. Очень быстро они возвели здесь тренировочную трассу шириной метра три с обозначенным тротуаром за сплошной линией разметки. Зимой тут тренируются профессиональные и непрофессиональные лыжники и биатлонисты, летом — они же на лыжероллерах плюс все желающие на чем угодно. Обязательно встретите тут и прогуливающиеся парочки, и мам с колясками, и людей всех возрастов на каких угодно велосипедах. И все же даже гипотетическое присутствие профессиональных спортсменов на трассе делает всех остальных чуточку осторожнее. И мамы жмутся к тротуару, и собак здесь выгуливают на коротком поводке. Вполне можно разогнаться, но будьте все же осторожнее перед слепыми поворотами, берите пошире — мало ли.

Если никуда не сворачивать, то сама трасса, растянувшаяся по лесу на 4 км, представляет собой кольцо, с финишем в месте старта. То и дело в сторону от нее убегают обустроенные и не очень тропинки. Не лишайте себя возможности отклониться от маршрута при желании — откроете уютную поляну за ельником, а может быть, выедете к дачному поселку либо к задней стороне троллейбусного парка. Отсюда же можно проехать и на Ангарскую, если есть интерес, — туда ведет асфальтированная дорога.

Но лесная трасса в Дражне ценна сама по себе. На ней моментально исчезает вечное ощущение города вокруг. Здесь тихо, здесь поют птицы — вы в лесу. Но в этом лесу есть обустроенная велодорожка с освещением в темное время суток — это же чудо какое-то.

На каком велосипеде здесь ехать?

Это для плохих дорог мы выбираем велосипед с точки зрения «проедет — не проедет». По дражненскому лесу вы промчитесь без проблем на любом велике, и все зависит не от технических особенностей, а от того, что вы желаете ощутить. Для неспешной прогулки подойдут и городские модели, и MTB, но прелесть в том, что эта дорога подходит для спортивной тренировки, поэтому смело садитесь на гибрид или шоссейник — где в городе еще будет возможность погонять на них без вечного дискомфорта?

Здесь быстрый асфальт и в основном пологий рельеф. Есть, впрочем, и заметные, пусть и короткие, тягуны ближе к финишу. Захотите нагрузки — дайте кругов 20 в хорошем темпе, следите за пульсом и под конец почувствуете и эти тягуны, и весь потенциал трассы в целом. На ней можно и нужно тренироваться любителям, здесь ездить безопасно и интересно, здесь дышится глубоко и от всех заслоняет взрослый серьезный лес. Постарайтесь не заглядываться чересчур на занятых своим делом дятлов или любопытных белок и не удивляйтесь, если дорогу впереди перебежит заяц-русак — в этих местах их предостаточно.

Onlíner рекомендует
28", рама 48cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз клещевой
Нет в наличии
Onlíner рекомендует
28", рама 54cm, шоссейный, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая (хром-молибденовая сталь), трансмиссия 1 скор. (1х1)
Нет в наличии
28", рама 48cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз клещевой
Нет в наличии


Летом дороги здесь выметенные, чистые, а вот по осени и весной на них может быть слой опавшей хвои с сосен. Лежит красиво, добавляя дороге цветности и фактуры, но у такого покрытия есть своя особенность: оно плывет. Не закладывайте слишком уж рискованный вираж — на хвое легко поскользнуться.

В остальном эта лесная дорога претендует на то, чтобы быть лучшим велоспортивным маршрутом во всем городе: одновременно закрытым и доступным, простым, но с изюминкой, окруженным большими дорогами, но экологичным.

28", рама 52cm, гибридный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый гидравлический, вес 12.3 кг
Нет в наличии
28", рама 21", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano, тормоз дисковый механический
Нет в наличии
28", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano, тормоз ободной механический
Нет в наличии

Степянка. Лесное озеро

Вернувшись из дражненского леса к пункту проката на улице Ваупшасова, не торопитесь возвращаться в большой город. Перейдите дорогу и оглядитесь по сторонам: где увидели самое красивое место — туда и езжайте.

Выберетесь вы на перекресток Геологического проезда и Лесопарковой улицы. Если любите велочелленджи — рвитесь прямо и наверх, в тень деревьев. Вас будет ждать короткий подъем, который, однако, в состоянии вызвать одышку (если не вышло с первого раза — пробуйте второй, третий, четвертый). Наверху вас будет ждать разворотное кольцо, окраины жилого массива да симпатичное стадо коз, пасущееся на пятачке под деревьями. Думаете, козы не вызовут у вас умиления? А вы постойте невдалеке пару минут и понаблюдайте за молодыми козлятами — они те же дети, невозможно не улыбнуться, глядя на их игры.

Если в горку ехать не желаете, то еще внизу, на перекрестке, уходите вдоль леса направо солнечной дорогой. После того как Лесопарковую заасфальтировали, движения здесь стало чуть больше, но в стороне проложена удобная дорожка для пешеходов и велосипедистов — воспользуйтесь ей. Она приведет на поляну с лесным озером, по берегам которого тут и там приветливо стоят скамейки и беседки. Где-то жарят шашлык, и вам точно захочется присоединиться к честной компании либо сыграть в волейбол на площадке с мелким песком. Здесь даже сетка натянута!

Эта поляна — излюбленное место летнего отдыха у тех, кто о ней знает. Вероятно, все они теперь недовольны, что мы раструбили о столь чудном месте на весь свет, но ладно уж, пользуйтесь. Здесь не принято сорить и вести себя некрасиво. На поляне образцовая чистота, а беседки год от года становятся только краше.


У этого лесного озера начинается лесная же тропа, о чем и информируют симпатичные ворота. Тропа эта недлинная, немногим более километра, но проходит она по живописным местам, которые привели в порядок и попытались обустроить. Здесь тоже встречаются уличные фонари и разнообразные замысловатые скамейки.

Есть экспозиция, посвященная лесным животным. Охотно верим, что здесь можно встретить зайца, белку или даже лису, а вот с бурым медведем надеемся не пересечься.



На лесной тропе велосипед нужен соответствующий

Когда вы покупали велосипед, то наверняка рассуждали, что ездить будете в основном в городе, ну и время от времени будете выезжать в лес. Так вот сейчас — то самое «время от времени». Настал тот час и миг, когда покупка горника начинает себя оправдывать. На нем и правда здесь будет вполне комфортно. А вот на шоссейнике лучше было бы оставаться в Дражне — там дорога куда лучше.

29", рама 20", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 18 кг

И все же такие обустроенные лесные маршруты, созданные в том числе для пеших прогулок, не представят особой сложности ни для какого типа велосипеда. Здесь нет зыбких песчаных участков, нет опасно выпирающих корней или торчащих веток. Это совершенно матрасный, то есть мягкий и небыстрый маршрут, который вряд ли будет ассоциироваться с занятием спортом. Здоровый образ жизни — может быть, но не спорт.

Поэтому с технической точки зрения вся разница сведется к тому, что на городском велосипеде или на жестком шоссейнике на такой дороге будет потряхивать чуть сильнее, а на велике даже с бюджетной амортизацией есть риск уснуть — так мягко вам будет ехаться. Никаких особых требований к тормозам или подбору передач нет и быть не может. Разгоняться тут негде, да и незачем, опасных участков нет — крутите педали в свое удовольствие и не думайте ни о чем постороннем.

29", рама 20", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 18 кг

Тесновато, но интересно

Подышав лесным воздухом и назагоравшись у озера, сделайте кружок по старой Степянке. Тротуары здесь узковатые, да и зазоры между плитами за столько лет увеличились до некомфортных, но все же это интересный и самобытный район, район со своей историей и достопримечательностями.

Вы в любом случае приедете к водонапорной башне и памятнику в виде самолета, который застыл на взлете. По вечерам здесь десятилетиями собирается молодежь. Молодежь меняется, башня и самолет стареют. За всем этим наблюдают большущие деревья, которые вы не встретите в новых районах.

Тише! Слышите, ласточки перекликаются? Пока они здесь, лето не кончилось.

Знаете свой район, у вас есть любимые места и маршруты? Пишите, нам нужен провожатый: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.



Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by