Вопрос по ПДД со звездочкой. Можно ли было в этой ситуации не завалить экзамен?

Автор: Виталий Петрович. Фото: maria_i, forum.onliner.by
UPD
31 августа 2022 в 11:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Одна из наших читательниц, сдавая внутренний экзамен в автошколе, оказалась в весьма непростой ситуации, пытаясь выполнить задание принимающего. Экзамен в тот раз она провалила, но даже опытным водителям в комфортных условиях непросто разобраться, как же она должна была себя вести, чтобы не допустить ошибку.

Условия задачи

Все происходило на пересечении улиц Васнецова и Плеханова в Минске.

— Разворачиваюсь, заезжаю на пути, а мужчина, стоящий возле забора, внезапно решает перейти дорогу. Я стою на путях, пропускаю его. В этот момент подъезжает трамвай (я не лезла перед трамваем, когда я разворачивалась, он был еще далеко), — говорит девушка.

Итог понятен. Трамвай не может проехать из-за стоящего на путях автомобиля, водитель не едет, так как пропускает пешехода, тот идет куда-то по своим делам.

— Принимающий говорит: аварийная ситуация, экзамен не сдан, необходимо было пропустить трамвай. Но я не понимаю, как я должна была себя повести: пешеход возник внезапно, трамвай был далеко, — отметила наша читательница.

Она предоставила схему. Красная стрелка — траектория движения автомобиля, красная точка — место, где он остановился на путях. Синяя стрелка — траектория трамвая, зеленая — пешехода.

Помощь зала

Пока мы собираем мнения об этой ситуации. Как нужно было поступить девушке?

— Очень интересная ситуация с точки зрения ПДД. Даже я с 12-летним стажем долго сидел и думал, кто же прав. Такое ощущение, что на этом перекрестке есть все, что может быть: трамвай, светофор, пешеход, трамвайные пути. То есть «трамвай всегда прав», а правило о завершении маневра не работает? — задумался один из наших читателей.

Дополнено

Мы получили большое количество откликов от наших читателей, опытных водителей. Можно выделить несколько основных подходов.

Вариант №1. Завершить маневр

— Живу неподалеку, хорошо знаю этот коварный перекресток. Очень хотелось бы заступиться за девушку. Я сама водитель с большим стажем. По моему мнению, девушке стоило оспаривать результат экзамена. Так, одно из основных правил ПДД — завершить начатый маневр. Она выехала на разворот до того, как подъехал трамвай. Следовательно, она не создала аварийную ситуацию, начиная разворот. Возможно, трамвай был еще далеко, а девушка посчитала, что успеет. Второй важный момент для водителя: ни при каких обстоятельствах не наехать на пешехода, даже ценой своей машины. Помню, нас учили в автошколе, что хоть в отбойник или столб въезжайте, главное — избежать наезда на человека. Девушка, увидев пешехода, среагировала соответственно ситуации и пропустила его. А что ей было делать? Если бы она остановилась за трамвайными путями, пропуская трамвай, она бы заехала на пешеходный переход, и это бы тоже посчитали нарушением. А если бы она ждала на перекрестке, пока проедет трамвай и, например, уже загорелся зеленый для машин с другого направления, она бы тоже создала аварийную ситуацию. Правило о преимуществе трамвая почему-то обесценило два других важных правила. Поэтому девушка права, на мой водительский взгляд, — поделилась своим мнением с корреспондентом Onlíner одна из наших читательниц.

С таким подходом согласны и многие другие водители.

— Ситуация разворачивается на регулируемом перекрестке: для водителя загорается зеленый сигнал и она выполняет разворот. Пешеход начал переход на свой зеленый сигнал, значит, водитель автомобиля завершает маневр уже на запрещающий сигнал светофора. Соответственно, водитель трамвая не начинает движение, пока автомобиль не покинет территории перекрестка. Экзаменатор ошибся, — считает один из них.

Вариант №2. Спросить у инструктора и перепрыгнуть

Многие читатели сошлись во мнении, что инструктор осознанно поставил курсанта в патовую ситуацию, не имеющую гарантированно верного решения.

— Нужно было спросить у инструктора, как бы он поступил в данной ситуации. Не исключаю, что у инструктора есть способность летать, и он бы перепрыгнул пешехода (и пусть не говорит про «заранее оценить ситуацию»). Выбранный маршрут показывает, насколько в принципе у нас ущербны алгоритмы сдачи экзаменов. Водитель мог бы выбрать другое место для разворота, более подходящее. И расценивать это как несдачу — дичайший формализм. А на этом перекрестке у принимающих и контролирующих все возможности: не уступил трамваю — виноват, не уступил пешеходу — виноват, — возмущен еще один опытный водитель.

Высказываются сомнения в том, что продуктивно на экзамене в автошколе ставить перед курсантом настолько сложную задачу.

Вариант №3. Не выполнять разворот

Не все водители, участвующие в обсуждении, согласились, что на перекрестке в принципе разрешен разворот. Знаков или разметки, которые препятствовали бы этому, на фото мы не увидели, поэтому обратимся к Правилам дорожного движения, тем более случаев, когда этот маневр запрещается, не так много. Итак, п. 72, разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах и ближе 15 метров от них с обеих сторон, кроме случая разрешенного разворота на перекрестке;
  • в местах, где видимость дороги хотя бы в одном направлении движения менее 100 метров;
  • на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах.

В общем, насчет запрета развернуться на перекрестке есть сомнения. На этот случай у некоторых вовлеченных в обсуждение водителей есть готовое решение: «Не хватает знака „Разворот запрещен”, надо бы установить».

Инструкторский подход

Один из откликнувшихся читателей утверждает, что сам работает инструктором в автошколе, хоть и не имеет прямого отношения к описанной ситуации.

— Не права ученица. Место это я хорошо знаю: пешеход, видимо, шел на зеленый, а она долго разворачивались и сменился сигнал светофора, — считает он. — А вот по результату экзамена огромные вопросы: это не аварийная ситуация. Это создание препятствия для движения других транспортных средств в поперечном направлении. Она не завершила маневр вовремя, создала препятствие для движения. Причина остановиться у нее была. Это просто ошибка. Их можно две сделать и при этом сдать экзамен. Вот если бы заглохла или была аварийная ситуация — тогда без вопросов. А она просто остановилась пропустить пешехода: неправильно же людей давить, она выполнила требование ПДД, предоставила первоочередное право для движения пешеходу и уехала дальше. Все по науке. И еще большой вопрос к экзаменатору есть: зачем давать такое задание? Экзамен — это проверка базовых знаний, а такое задание дается явно для того, чтобы завалить человека. Бог, конечно, судья этому экзаменатору, но он не знания проверяет, похоже, а издевается над учениками.

Вариант №4. Действовать быстрее

— Все достаточно банально, и таких перекрестков много в городе. Суть в том, что, не зная особенностей организации движения, даже опытный водитель не сможет молниеносно сориентироваться в ситуации. Я сам много раз выполнял разворот на этом перекрестке. Трудность для ученика в том, что перед началом выполнения маневра (когда еще стоишь на светофоре и ждешь разрешающий сигнал), автомобиль находится на достаточном подъеме, как на небольшой эстакаде. Если не совладать со стартом на механике и заглохнуть, то уходит драгоценное время, чтобы успеть проехать пути, развернуться и проехать обратно пешеходный переход, пока пешеходам еще горит красный, — отметил один из наших читателей.

К слову, нет информации о том, что девушка заглохла или по какой-то другой причине теряла время.

— Вторая сложность — наличие встречного транспорта, который ты по ПДД должен пропустить перед разворотом. И если там 3—5 встречных авто плюс ты заглох, потом завелся, то при развороте, скорее всего, тебе будет моргать зеленый либо уже желтый. В таком случае нужно убедиться, что впереди на пешеходном переходе никого нет, трамваев нет, и ты можешь, соблюдая общие требования безопасности, завершить маневр даже уже на запрещающий сигнал (не запрещено ПДД). Либо остановиться у путей и ждать такой возможности, — продолжает собеседник.

По поводу сигналов светофора, кстати, было много споров. Некоторые пришли к выводу, что раз пешеход начал движение, то сделал это не внезапно, а потому, что ему загорелся зеленый свет. И трамвай ехал на зеленый, соответственно, для другого направления к тому моменту уже загорелся красный свет.

Другие резонно указывают на то, что девушка как минимум начала свой маневр на разрешающий сигнал, в противном случае инструктор еще раньше указал бы на ошибку.

Так или иначе, исходя из приведенных условий, по умолчанию приходится соглашаться с тем, что девушка начинала разворот на зеленый свет.

— Раз она смогла выехать на перекресток, значит, ей горел зеленый, а трамваю красный. Из чего следует, что трамвай был обязан дождаться, пока она закончит маневр, даже если бы она начинала его перед носом трамвая, — отмечает один из водителей.

— Очевидно, что работает правило завершения маневра. С какой это стати трамвай выезжает на перекресток, если видит затор? За такое часто штрафуют автомобилистов. И надо еще разобраться в сигналах светофора, так как для трамвая есть отдельный. Будет смешно, если трамвай остановился на свой запрещающий сигнал (светофор как раз на столбе перед улицей Васнецова), а инструктор подумал, что трамвай остановился из-за авто, — добавил другой автомобилист.

— При условии, что девушка выехала на перекресток на разрешающий сигнал светофора, смотрим п. 106 Правил дорожного движения: водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигнала светофора на выходе с перекрестка, при этом он обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо. Могу предположить, что пешеход, стоящий у забора, мог просто пойти на зеленый свет. И водитель, развернувшись, обязан уступить ему дорогу. Ну а теперь разбираемся с трамваем. Пункт 103 ПДД: при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и попутному трамваю. Но в нашей ситуации трамвай никак не может быть попутным, а значит, работает п. 107 ПДД: при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток. И заметьте, не конкретизируется, водитель какого транспортного средства должен это делать. Значит, водители любых транспортных средств. Поэтому если девушка выехала на перекресток на зеленый свет, то обидели ее незаслуженно. А в случае неработающего светофора разворот на этом перекрестке будет непростым маневром даже для опытного водителя. Ведь в таком случае нужно уступать дорогу и не создавать помех абсолютно всем. И встречным, и слева, и справа, и пешеходам, и трамваям. Выловить свободные секунд 10, необходимых для этого разворота, не так уж и просто, — считает еще один читатель.

Другие предложения

Несколько раз прозвучало предложение сдать назад, чтобы пропустить трамвай. Однако это бы противоречило Правилам дорожного движения, которые однозначно запрещают движение задним ходом на перекрестке (п. 74). Вряд ли бы инструктор проигнорировал такое нарушение.

Кто-то предложил остановиться до трамвайных путей и пропустить трамвай, пусть даже загородив перекресток. Но и в этом случае было бы за что предъявлять претензии.

Ну и разумеется, были те, кто указал на то, что девушка должна была предвидеть все возможные трудности и легко избежать их, выполнив команду экзаменатора и напевая под нос формулировки из ПДД.

Что скажет Краснов?

Оценить возникшую ситуацию с экспертной точки зрения мы попросили Юрия Краснова — преподавателя, инструктора по вождению.

— В этом случае люди пытаются разобраться в курьезной ситуации с помощью ПДД. А это невозможно. Когда водитель едет по своему маршруту и хочет совершить разворот, он сам себе выбирает место для маневра там, где это сделать удобнее и безопаснее. И на таком сложном участке лучше разворот не совершать. А на экзамене просят совершить разворот в таких сложных местах человека, который еще ездить нормально не умеет, — считает он.

Юрий Краснов

Преподаватель, инструктор по вождению.


«Когда водитель едет по своему маршруту и хочет совершить разворот, он сам себе выбирает место для маневра там, где это сделать удобнее и безопаснее. И на таком сложном участке лучше разворот не совершать».

— И вообще, сама ситуация с разворотом на регулируемом перекрестке является курьезной. Водитель выезжает на перекресток на зеленый сигнал светофора и уступает встречным водителям. А они едут и на желтый, и на красный. В итоге пешеходам загорается зеленый сигнал — они пошли. А водитель не может уехать с перекрестка, — говорит Юрий Краснов.

Он напоминает требования п. 107 Правил дорожного движения: «При включении разрешающего сигнала светофора водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части дороги».

— В Правилах предусмотрено, чтобы водители, которым загорелся зеленый сигнал, дали уехать другому водителю с перекрестка. А у пешеходов такой обязанности нет. В итоге водитель попадает в ловушку, — отмечает эксперт.

Мало пешехода, еще же и трамвай напирает.

— Очень часто, кстати, водители трамваев не выполняют требования пункта 107. А он их тоже касается, — указывает Юрий Краснов.


Мы дополним публикацию, если получим комментарий от ГАИ.

Читайте также:

для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 103 (875 кг)
для легковых автомобилей, без шипов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 98 (750 кг), евроэтикетка: C/C/70 дБ
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро