Одну машину на трассе обсыпали камнями, в другую прилетел кусок бетона. Можно ли добиться компенсации?

Автор: Виталий Петрович. Видео: читатели для Auto.Onliner
28 817
24 сентября 2022 в 8:00

Автомобиль движется по трассе. Не происходит ровным счетом ничего необычного, как вдруг «бам!» В фару прилетает здоровенный кусок бетона. Или весь бок, будто шрапнелью, обстреливают камни, поднятые струей поливочной машины. Есть автомобиль, получивший повреждения, есть владелец, рассчитывающий на компенсацию. Но что предпринять, если каско не оформлено, а обычная «автогражданка» такие случаи не покрывает? Разбираем с юристом Татьяной Ревинской конкретные случаи.

Кусок бетона прямо в фару

Трасса М3 (Минск — Витебск), 19 августа, на часах 19:27. Наш читатель на своей Volvo едет в направлении Логойска, проезжает в районе Раубичей. По левой полосе его опережает Renault Duster. Внезапно раздается тот самый «бам!» В левую фару Volvo (как же метко!) прилетает здоровенный кусок бетона, очертаниями напоминающий остров Тенерифе. Успеете заметить его на видео?

— Остановился я, остановился и водитель Duster. Все осмотрели: это выпал полноценный кусок дороги. То есть не какой-то булыжник оказался под колесами, а элемент полотна вывалился и от колеса Renault отскочил в мою машину, — рассказал корреспонденту Onlíner читатель. Мужчины вызвали ГАИ.


— Часа четыре мы ждали, затем приехал экипаж. Записали данные, все зафиксировали, выдали справку о ДТП. Насколько я понял, раз речь именно об элементе дорожного полотна, то можно говорить о вине дорожников в этой ситуации, — отметил собеседник.

Однако, несмотря на то, что с момента происшествия прошел уже месяц, никакого результата добиться все еще не удалось.

— Это было в пятницу, а уже в понедельник, 22-го числа, я направил письмо в ДРСУ, на балансе которого, как я понимаю, состоит этот участок трассы. Но ответа все еще не получил. Буду звонить им, узнавать, что да как, — рассказал читатель. — Машина уже прошла оценку, однако сумму мне пока не назвали — тоже, видимо, нужно самому звонить допытываться. Понятно, что и фара, и капот — под замену теперь. Капот алюминиевый, никак вытянуть его не удастся. В страховой компании я тоже был, но там сказали, что пока документов от ГАИ не получали.

Комментарий юриста

Юрист Татьяна Ревинская пояснила, что попадание камня в движущийся автомобиль — это ДТП (независимо от того, откуда вылетел камень). Это следует из п. 2.18 Правил дорожного движения: «Дорожно-транспортное происшествие — происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица».

По ПДД (пункты 31.4 и 31.5) водитель, являющийся участником ДТП, обязан:

  • записать фамилии и адреса очевидцев ДТП, сообщить о случившемся в милицию и ожидать прибытия сотрудников ГАИ (за исключением случая, предусмотренного ч. 2 п. 31.4 п. 31 ПДД);
  • до прибытия сотрудников ГАИ принять все возможные меры по сохранению следов и предметов, относящихся к ДТП, их ограждению и организации объезда места ДТП.

— Таким образом, данный факт действительно следовало зафиксировать, вызвав ГАИ. Рекомендуется указать в протоколе состояние дорожного полотна, наличие камней, выбоин и прочее. Достоверным доказательством будет являться запись камеры видеофиксации автомобиля второго участника ДТП, — сообщила Татьяна Ревинская.

Согласно п. 1 ст. 933 Гражданского кодекса, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 933 ГК).

— При отсутствии автокаско для возмещения вреда необходимо обратиться в суд с исковым заявлением, — рекомендует юрист. — Ответчиком в данной ситуации будет организация, обслуживающая данный участок дороги, а в качестве второго ответчика к участию в деле следует привлечь водителя, из-под колес автомобиля которого вылетел камень (если его возможно установить).

А можно ли было не вызывать ГАИ?

Татьяна Ревинская отметила, что водитель в случае ДТП вправе не сообщать о нем в ГАИ при наличии одновременно следующих обстоятельств:

  • в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, участвовавшим в ДТП;
  • ДТП произошло с участием двух транспортных средств, в том числе в случае остановки, вынужденной остановки, стоянки одного из них;
  • лица, управлявшие транспортными средствами, имеют право на управление транспортным средством соответствующей категории;
  • в отношении транспортных средств имеются действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности их владельцев;
  • обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортного средства в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у водителей транспортных средств, участвовавших в ДТП, и зафиксированы в извещении о ДТП, бланк которого заполнен этими водителями, в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь;
  • водители транспортных средств, участвовавших в ДТП, не предъявляют претензий к состоянию друг друга (данные лица не находятся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в результате ДТП не причинен вред жизни или здоровью);
  • вред, причиненный каждому транспортному средству, участвовавшему в ДТП, оценивается водителями данных транспортных средств в размере до 800 евро по установленному Нацбанком официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро (п. 31.4 ПДД).

Камни со струей поливочной машины

Другой наш читатель вечером 15 сентября оказался в неприятной ситуации на трассе М4 (Минск — Могилев), в нескольких километрах от МКАД. На своей Honda Civic он ехал в направлении столицы.

— На встречной стороне поливочные машины мыли дорогу с каким-то уж очень сильным напором. Обычно струя моет одну полосу, а в этот раз она добивала до третьей. Как я понял, на дороге был ремонт. В итоге камни, находившиеся на проезжей части, прилетели в левый бок моей машины. А лобовое стекло и стекло водительской двери оказались залиты, из-за чего резко упала видимость. Одно окно было приоткрыто, и один из камней залетел прямо в салон, — рассказал водитель.

Автомобиль, который проезжал в левой полосе, возможно, даже немного прикрыл Honda собой. Но даже так без последствий не обошлось.

— Уже утром я обнаружил сколы на переднем бампере, задней и передней двери, на молдинге задней двери, а также на боковом зеркале, — отметил мужчина.

В совокупности устранение всех повреждений, как считает наш читатель, может обойтись в копеечку.

— Я недавно менял бампер: вышло более 600 рублей. Сам бампер — 250, а остальное — покраска. Точечный окрас — я узнавал — идет от 70 долларов по курсу, — говорит он. — Отсюда вопрос: что в таком случае делать? Кто должен оплачивать устранение этих повреждений?

Что можно предпринять?

— Ответственность за причинение вреда наступает, если одновременно имеет место факт причинения вреда, противоправность действий (бездействия), причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, а также, как правило, вина причинителя вреда, — объяснила юрист Татьяна Ревинская.

Опять же помним, что в соответствии с п. 1 ст. 933 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно п. 1 ст. 937 ГК то же касается юридического лица либо гражданина, если вред причинен его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

— Для возмещения ущерба, связанного с повреждением транспортного средства, его владелец вправе обратиться в суд с иском к организации, осуществляющей обслуживание данного участка дороги. В этом случае также необходимо предоставить доказательства, которые в совокупности будут свидетельствовать, что автомобиль поврежден в результате действий работника, производившего полив дорожного покрытия, — отметила юрист.

По ее словам, для подтверждения причинения вреда можно обратиться с соответствующим заявлением в милицию, где будет проведена проверка, в ходе которой могут быть получены объяснения, истребованы дополнительные документы, произведен осмотр места происшествия, проведены экспертизы и т. п.

— Проще говоря, ущерб, связанный с повреждением автомобиля, не возмещенный в добровольном порядке причинителем, подлежит взысканию в судебном порядке по решению суда при наличии доказанности вины работника, осуществлявшего полив дорожного покрытия, — добавила Татьяна Ревинская.


для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 103 (875 кг)
для легковых автомобилей, без шипов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 98 (750 кг), евроэтикетка: C/C/70 дБ

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by