ВелоПетрович

Дикие лошади, змеи, енот. Людей нет. На велосипеде по Налибокам

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий. Видео: Алексей Носов
33 930
06 октября 2022 в 8:00

Старый лес. Молчит, не замечает. У него осень, деревья меняют убранства, укрывая землю плотным ковром всевозможных оттенков. Две лосихи перешли дорогу и исчезли между деревьев, даже не обернувшись, — мы им не интересны. Желтоухий ужик свернулся колесом прямо на пути, но поленился отползать в сторону — много чести. Разве что мошкара удостаивает вниманием: жужжит, застревает в волосах, легко уворачивается от рук. Мы едем сквозь природу, частью которой одновременно являемся и не являемся. Мы не чужие здесь, но и откровенно не самый важный элемент общей картины, что непривычно. Древний лес глубоко вдыхает осенний воздух и готовится ко сну. Его дыхание — бездонная тишина кругом.

Налибоки. Начало

Налибоки — это один из самых известных велосипедных маршрутов в стране. Ежегодно весной здесь проводятся соревнования, которые объединяют велосипедистов самого разного уровня подготовки, а иногда и без нее — было бы желание прокатиться. Мы приехали осенью и не для того, чтобы погоняться. «Просто едь» — хороший принцип, в соответствии с которым мы открываем все новые удивительные маршруты, которые способен осилить любой, кому нравится крутить педали.

До Налибокской пущи добирались на автомобиле. Можно и своим ходом: от Ракова по тихим дорогам через сонные деревни это километров 40, а как добраться на велосипеде до Ракова, мы рассказывали раньше. Но такая поездка — это уже целое путешествие, на которое нужно закладывать весь день, чтобы затем заночевать где-нибудь в агроусадьбе и попариться в бане, а уже по утру выехать на налибокские маршруты. Машина в этом смысле экономит время: приехали, покатались на велосипеде по пуще, а затем решайте, как быть — оставаться на ночевку или возвращаться домой.

Посильный маршрут, который мы запланировали, — это кольцо в 55 км со стартом у Белокорецкой экотропы. Пугаться цифр не нужно: будете ехать медленно, делать привалы и останавливаться для фотосессий — никаких сверхусилий. Кроме того, при желании круг можно сокращать ровно настолько, чтобы велопоездка оставалась приятным занятием, а не мукой.

Понимая, что в пуще негде будет пополнить припасы, а есть в течение дня нужно будет обязательно и в достаточном количестве, мы заранее позаботились о провизии. Подходы могут быть самые разные, не забывайте только, что энергетические батончики на ходу — это удел спортсменов, которые борются в гонке, и не факт, что получают от этого удовольствие. Совсем не обязательно делать то же самое. Любой привал на природе после многокилометрового отрезка — это очень важная часть велопутешествия. Здесь обычные продукты магическим образом превращаются в невероятно вкусные угощения. Да и вода — уже не вода, а целительный напиток. Короче, не пренебрегайте этим: останавливайтесь, вкушайте, наслаждайтесь обычными вещами — сами увидите, насколько они могут быть прекрасны.

Наилучший способ транспортировки багажа — не нагружаться самому, будто улитка, а нагружать велосипед. Специальные сумки, которые крепятся самым разным образом, способны вместить немало. Это оправданная трата, если хотя бы пару-тройку раз в год уезжаете куда-то на «дальняк». Но даже имея обычный велобагажник и дорожную сумку, можно приспособиться таким образом, чтобы увезти все необходимое и не перегружать спину.

Уезжая в лес, не оглядывайтесь. Все интересное — впереди

Оставив машину у Белокорца, отправляемся в путь на велосипедах. Пуща — лес вековечный, но досмотренный. Маршрут мы спланировали по вполне проезжим проселочным дорогам, несмотря на то что весь сентябрь шли дожди. Экотропы явно регулярно подсыпают, а более длинные переезды расчищают: ехать легко. Кроме того, пологий рельеф здешних мест гарантирует спокойный ритм всей поездки. Ни затяжных подъемов, ни расслабляющих спусков: подобрал свой темп — и крути педали, гляди по сторонам да иногда под колесо, чтобы не въехать во что-нибудь эдакое, чего на здешних тропах в избытке.


Почти сразу встречаем на дороге того самого ужика. Он свернулся прямо на пути колечком, уверенный в том, что мы его аккуратно объедем. Не ошибся. То, что это именно уж, понятно по желтым ушкам у него на голове. Это, конечно, успокоило. С другой стороны, где водится такая змея, найдутся и другие, не столь безобидные. Нервно сглотнули, осмотревшись по сторонам, и двинули дальше.

Пуща большая. Маршрутов здесь много

Налибокская пуща, если смотреть глазами велосипедиста, огромна. Ультрамарафонцы во время соревнований наезжают здесь по 200 км. Прорисовывая на карте свой полтинник, мы только убедились в том, что увидим лишь часть этого древнего леса, и далеко не бóльшую часть. Но задумка была не ставить рекорды, а предложить рабочий маршрут для тех, кто поедет следом.

Важно уяснить: вариаций очень много. По пуще можно ехать в любую сторону, формируя лесное путешествие любой протяженности. По возможности планируйте ночевку в одной из уютных агроусадеб, расположенных в этом районе, чтобы на следующий день исследовать новый маршрут. Пуща — отличное место, чтобы эмоционально перезагрузиться, отдохнуть от суеты и шума большого города. Пожалуй, больше нигде мы не встречали такой тишины, как здесь. И вот уж кого мы не повстречали на пути за целый день путешествия, так это людей.

Тарпаны. Дикие лошади Налибокской пущи

От Белокорца наша команда продвигалась западнее, в сторону гродненской трассы, а затем свернула к югу. Отсюда рукой подать до водохранилища Сябрынь. Съездить туда определенно нужно, но велик риск застрять надолго — слишком уж хорошо в тех местах. Поэтому свернули в противоположную сторону, к пастбищам диких лошадей — тарпанов.

Ученые считают, что такие скакуны обитали в этих местах еще несколько веков назад, но люди истребили их поголовно. В Беларуси о тарпанах забыли надолго, да и не только в Беларуси — во всей Европе их почти не осталось. Восстанавливать популяцию начали лишь в ХХ веке.

Табун конкретно этих серых скакунов в Налибокской пуще появился в 2019 году: полторы сотни тогда привезли сюда аж из Нидерландов, где преуспели в разведении диких лошадей. Любопытно, что голландцы отдавали лошадок с условиями: не подкармливать, не седлать, не запрягать. В общем и целом, поменьше им внимания: вид должен развиваться и существовать в максимально естественных природных условиях.

Мы никаким образом вмешиваться в повседневную жизнь лошадок не планировали, но увидеть их хотелось. Известно было о площадке на одном из краев пастбища, откуда при определенной доле везения можно увидеть весь табун. Мы приехали туда, но, как выяснилось, напрасно. Лишь вольный ветер гулял в поле, пригибал травы. Лошадей видно не было.


Тогда, сделав крюк, мы подобрались к пастбищу с противоположной стороны. Долгое время казалось, что удача отвернулась от нас, а голландские тарпаны, будто летучий голландец, просто растворились под тяжелым осенним небом. И в тот самый момент, когда было принято решение разворачиваться и возвращаться на основную дорогу, вдалеке показались серые лошадки.

В своих путешествиях нам доводилось колесить по разным дорогам, а иногда и вовсе без дорог. Бытовало мнение, что хуже распаханного поля или зарослей кукурузы для велосипеда и быть ничего не может. Мнилось так лишь оттого, что прежде мы не передвигались по пастбищу. Табун лошадей, оказывается, своими копытами может превратить землю во что-то невообразимое: там вообще нет ровного места, ни единого метра. В результате какой-нибудь километр в одну сторону был менее комфортным, чем езда верхом без седла. Напрягаясь и с усилием удерживая велосипед, удавалось просто продвигаться вперед — и на том спасибо.

Ух ты! Справа в кустах показалась косуля. До поры до времени она жевала траву, держа нас в поле зрения, а в тот момент, когда дистанция показалась ей слишком маленькой, одним прыжком исчезла в лесу, будто привиделась.

— Успели сфоткать?

бинокль, полевой, 32-кратный, линза 50 мм, угол зрения 4°
монокуляр, полевой, компактный, 10-кратный, линза 40 мм

Тарпаны вели себя иначе. Они выставили дозорных. Как иначе назвать двух крупных лошадей, которые явно выдвинулись в нашу сторону, оставив остальной табун метрах в 20, и контролировали наши действия все время, пока мы находились поблизости. Остальные лошади, похоже, удовлетворились этой мерой и спокойно паслись на том же месте. За исключением, правда, десятка особей: те боязливо отбежали к опушке и оставались там все время, пока мы не убрались восвояси.

В конце концов и мы спешились и почти замерли, лишь изредка продвигаясь вперед на десяток шажков. Слишком близко не подходили, чересчур не пугая местных обитателей. Но даже с наших мест наблюдать за дикими животными и их повадками было очень интересно. Было похоже, что в табуне есть строгая иерархия. Кроме часовых и тех лошадей, которые сразу отошли в более безопасное место, явно виделось, что одни особи (возможно, самцы) проявляют куда больше агрессии. Пока другие мирно щипали траву, они то и дело ускорялись, обегая табун, громко ржали, казалось, даже пытались затеять драку между собой. Хотя скорее это было показательное выступление для чужаков — для нас. То и дело над полем проносилось гулкое ржание.

Прощаться с лошадками было грустно. Даже их часовые вроде уже не имели ничего против нашего присутствия. Они провожали нас удивленными взглядами, гадая, что мы за создания и почему так неуклюже скачем по их лугу. А «скакалось» действительно муторно, настолько, что решено было сделать привал сразу же, как выберемся на дорогу.

Привал. Самая ожидаемая часть многих путешествий

Идея очень простая: даже 7—8 часов весьма умеренных нагрузок на велосипеде — это посильная задача. Но только если соблюдать определенные правила, жить по законам природы. И в первую очередь речь о восполнении затраченных калорий. Можно просидеть весь рабочий день в кресле, подпитавшись лишь чашкой чая, но нельзя на честном слове проехать по бездорожью 50 км и ничего не съесть.

Привалы делать нужно: мы ведь никуда не торопимся, и незачем впихивать в себя что-то на ходу, отказывая себе в приятной паузе на обед. Насколько масштабной будет эта пауза — решать вам. Кто-то везет с собой палатки да котелки. Другие ограничиваются наспех сделанными бутербродами и чаем из термоса. Вопрос ведь стоит так: чем основательнее запланировал подпитаться, тем больше придется везти с собой всякой всячины. Нужен был компромисс, и мы взяли в дорогу лишь одну сумку, в которую, впрочем, кроме воды и всех составляющих неплохого бутерброда влезла даже газовая горелка. Не передать словами, насколько приятно варить молотый кофе на свежем воздухе, а затем пить его небольшими глотками из металлической кружки — обязательно попробуйте это.

И не найти более расположенного потребителя, чем тот, кто только что безудержно скакал через поле на велосипеде в пасмурную холодную погоду. И печенье ему самое вкусное на всем белом свете, и салями у нас, оказывается, делают что надо, и помидоры в этом году уродились сладкие. В общем, если хотите по-настоящему вкусный обед, берите велосипед и езжайте на нем по бездорожью, а потом ешьте что хотите — удовольствие гарантировано.

Велосипед. Borant Phantom

Все лето мы доказывали, что проедем на чем угодно и где угодно, поэтому задорно продирались сквозь бездорожья на шоссейнике. Осень диктует свои правила, и, собравшись в пущу, мы заменили его на гравел. Впервые за все время мы поехали кататься на совершенно правильном велосипеде.

Гравел — относительно новый, модный тип велосипеда. Во многом он близок к шоссейному, но обладает куда большими зазорами и оснащается куда более проходимой резиной. Он жестче, резче и быстрее горников, при этом лишь чуточку тяжелее схожего по классу шоссейника (это кажется незначительным, пока не начнете грузить велосипед на крышу автомобиля). Резина у него компромиссная — она великолепно идет по гравийке, все еще хороша на асфальте, но не так избыточно «зла», как шины некоторых MTB. А в пуще злее и не надо. С дорогами тут даже после дождей все нормально, а соваться в заболоченную местность мы не рекомендуем — это уже что-то экстремальное.

На Borant Phantom мы уже когда-то катались вдоль пляжей Минского моря и уже тогда оценили достоинства этого велика. Ну а в по-настоящему сложных условиях он лишь подкрепил свое реноме. Белорусский производитель не стал экономить на комплектующих: тут у нас по кругу Shimano GRX — то, что японский велогигант считает основой для гравельного парка. Тормоза — дисковая гидравлика. Колеса французские — Mavic, покрышки немецкие — Continental. Сборка такая, что ничего не щелкнуло, не скрипнуло за всю дорогу. Чисто с технической стороны простой ее не назовешь.

С непривычки могут быть опасения по поводу одной звезды спереди, но на практике оказывается, что ее вполне достаточно на разном рельефе и разных типах почвы. 42 спереди и 42 сзади — это то, на чем мы скакали по истоптанному лугу к тарпанам. Плавно спускаясь сзади вплоть до 11, можно разгоняться ровно настолько, насколько позволят ноги. Удивительно, но даже на налибокских проселках удалось выдать отрезок под 50 км/ч (возможно, у вас получится еще быстрее), что говорит также об устойчивости велосипеда и его способности «съедать» неровности. За это в числе прочего отвечает карбоновый монокок с фулкарбоновой же вилкой — жесткие, когда дело касается разгона, и в то же время комфортные, когда по определению едешь по неровной дороге. Поверьте, мы прорывались на шоссейнике по картофельному полю — есть с чем сравнивать.


В общем, можем лишь подтвердить, что гравел остается одним из самых универсальных вариантов для тех, кто любит спортивную езду, но при этом не страшится путешествий по самым разным дорогам и не готов расширять свой личный велопарк до пары-тройки моделей.

Подкрепились, и все кругом стало еще красивее

После знакомства с тарпанами (а также после обеденной паузы) пуща стала казаться нам уже знакомой и какой-то родной. Если до этого пейзажи казались однообразными, то вторая половина маршрута была куда живее, ярче. На самом деле ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что прежде мы ехали хоть и через лес, но по сути окраиной, а теперь свернули к востоку и северо-востоку, углубляясь в Налибокскую пущу. Повсюду заросли удивляли самыми разнообразными оттенками. Под деревьями расстилались ковры черники (жаль, не сезон — ни одной тебе ягодки). Дорогу то и дело пересекали следы огромных копыт. Мы ехали и вслух мечтали повстречать лося или зубра где-нибудь на прогалине — они здесь водятся, так что это лишь вопрос везения.


Повезло. Сначала передовой, оторвавшись, успел заметить, как дорогу горделиво перешел огромный лось. Затем и все остальные в стороне от основного пути увидали двух лосих, пробирающихся куда-то между деревьев. Это кажется, что они ходят медленно. Развернувшись и бросившись к тому месту, где их заметили, мы застали там лишь следы на земле да характерный запах, повисший в воздухе. Огромные рыжие бока пару раз мелькнули в дебрях, да и все на этом — ищи-свищи ветра в поле.

Пущу пересекают несколько небольших речушек, через которые сям-там перекинуты мостки. Сверяйтесь с маршрутом, обязательно имейте с собой навигатор или хотя бы смартфон, чтобы не сбиться с пути. Как бы нам ни хотелось задержаться здесь подольше, короткий осенний день неумолимо завершался, и без того темное небо мрачнело и опускалось еще ниже, гналось за нами по пятам.



На пущу опускается ночь

Мы допустили ошибку в расчетах: стартовали слишком поздно для такого длительного заезда либо потратили чересчур много времени на частых остановках. Плюс с погодой не повезло: будь небо ясным, у нас был бы еще минимум час в запасе. Но часа не было: темнота застигла нас врасплох, за каких-то 15 минут небо опустилось, стало темно. Вам знакома темнота полудикого леса? По бокам от дороги слышны непонятные звуки, хруст веток, странные шорохи. Мелькают какие-то диковинные силуэты, которые могут показаться бог знает чем, хотя днем выглядят как обычные кормушки для тех же зубров и лосей.

Фонарей отчаянно не хватало, в ход пошли светодиодные вспышки смартфонов, благодаря которым можно было по крайней мере видеть дорогу под колесом. Огромные тени опережали припозднившихся путников, неслись впереди, расчищая путь.

Выбор покупателей
передний и задний, на руль/на подседельный штырь, быстросъемное крепление, пластик, 130 лм, дальность 60 м, зарядка от USB, питание: аккумулятор
передний, на руль, быстросъемное крепление, пластик, 335 лм, дальность 85 м, сигналы поворота/зарядка от USB/сигнал строб/клаксон, регулировка яркости, питание: аккумулятор
передний, на руль, быстросъемное крепление, металл, 600 лм, дальность 200 м, зарядка от USB/индикация заряда, питание: аккумулятор

Спустя еще час мы закольцевали маршрут и стали приближаться к Белокорцу. То здесь, то там мелькали окошки приземистых домов. Свет обещал домашний уют, сытный ужин и натопленную баньку — мечта после такого путешествия.

Внезапно впереди на дороге зажглись глаза. Ошибки быть не могло: кто-то поджидал нас и не собирался убегать. Завизжали тормоза, это чуть напугало зверя — он стал отходить, но как-то нехотя.

— Может, кот?

— Шутишь? Чего ж он такой здоровенный?

— Тогда лиса?

— А у лисы святятся глаза?

— Волк?

— ...

Зверек уходил по дороге, а мы тихонько двигались за ним, не зная, как правильно действовать. Кажется, он был недоволен такой навязчивостью и даже несколько раз обернулся с явной претензией. Наконец в свете фонарика показался пушистый полосатый хвост.

— Енот! — крикнули все разом и расхохотались.

Мохнатый-полосатый обернулся с громадным недовольством, дескать, чего это мы расшумелись в его лесу, и свернул в заросли. Мы не стали дожидаться его возвращения, так как не сомневались, что он приведет кого-нибудь покрупнее, чтобы прогнать непрошенных гостей, а встретиться на узкой темной дороге с зубром совсем не хотелось.


Уезжая из пущи, точно так же наткнулись на дороге на зайчиху с зайчонком. Она бросилась влево, а он, испугавшись машины, остался на дороге, ошарашенно глядя на огромные светящиеся глаза автомобиля. Малыш настолько перепугался, что не знал, куда броситься, и отбегал по дороге вперед всякий раз, когда машина чуть продвигалась. Наконец зайчишку удалось объехать, оставив его маме.

— Нужно было все-таки с ночевкой ехать. Сейчас бы баня, а назавтра рванули бы снова куда-нибудь.

А вы не знали? Любое хорошее велопутешествие заканчивается тем, что думаешь, куда бы еще рвануть назавтра.

Благодарим фирменный магазин Borax за помощь в подготовке материала.

28", рама 55cm, гравел, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 9 скор. (1х9), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 11.7 кг



Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by