ВелоПетрович

Какой велосипед самый универсальный? Тест первого белорусского гравела

36 522
02 октября 2021 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
ВелоПетрович

Какой велосипед самый универсальный? Тест первого белорусского гравела

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Деревья переключились на желтый, как бы намекая, что велосезон вот-вот пора сворачивать. Не факт, ребята, не факт! Покатушки можно и нужно продолжать, по крайней мере до тех пор, пока бесконечные осенние дожди окончательно не смоют солнечное настроение либо пока морозы не скуют дороги. На чем же кататься? Мы прекрасно понимаем, что большинство не стремится обзавестись целым велопарком дома, поэтому задались целью найти велосипед на все случаи жизни. Тот, который будет хорош на любом покрытии, в любую погоду, при любых спортивных и неспортивных амбициях. И сегодня в кадре очень сильный кандидат на эту роль: Borant Phantom — модный карбоновый гравел, более того, первый белорусских гравел, укомплектованный так, чтобы даже опытные велосипедисты не крутили носом. Устроим ему настоящий тест-драйв?

Тест-драйв Borant Phantom

Первый белорусский гравел

Borant — это велосипеды. Серьезные, недешевые велосипеды, разработанные в Беларуси. В родословную уже вписаны несколько поколений шоссейников, трековые велики, разделочник. Гравела не было, теперь есть.

— Гравелы — это даже не тренд, а некая идея, которая в последние годы захватила рынок. Пришла новая волна велолюбителей, которые предпочитают универсальный, бодрый и веселый стиль катания, езду ради удовольствия, ради приключений. Речь не о супердолгих заездах вроде бреветов, не о многодневных велотурах, а скорее о чем-то не очень длинном, но динамичном, возможно, с небольшой поклажей, которая не будет в тягость. Согласитесь, такое подойдет практически каждому. Вот и нам такой стиль показался весьма притягательным, поэтому мы вписались в эту историю, — говорит Алексей Борисевич, активный велосипедист, технический специалист компании Boraх.

Алексей Борисевич

Не так-то просто определить специфическую принадлежность гравелов, тем более что к ним теперь относят все подряд, включая циклокроссы и все прочее. Но гравел — это более общая тема, велосипед, вобравший в себя многое от шоссейника (похожую посадку, динамичность, стиль управления) и проходимость кросс-кантрийного велика.

— Между собой мы называем его «злой» велосипед, то есть велосипед с большой, серьезной резиной. Мы оставили в нем большие зазоры, в итоге туда помещаются покрышки до 55 мм на колесах диаметром 27,5 дюйма и 48—50 мм при стандартных 700с, 28 дюймов, — рассказывает Алексей. — Подбор резины позволяет сделать ставку на скорость либо на проходимость в любых условиях. В результате велосипед получился отзывчивым, при этом в достаточной степени вседорожным. Спортивная генетика в нем также сохраняется, мы устанавливаем сюда стандартный шоссейный баран — для большинства велолюбителей это будет оптимальным решением.

Комплектация Borant Phantom

В целом нужно отметить, что Borant Phantom укомплектован весьма неплохо. История с «колëса сразу под замену, а с остальным надо посмотреть» — это не про него. Вот, что предлагает производитель:

  • рама: Borant Phantom, карбон;
  • навесное оборудование: Shimano GRX600 1×11;
  • колеса: Vision Team 30;
  • покрышки: Continental Terra Trail 700С, 42 мм;
  • седло: Fizik Terra Argo X5;
  • обмотка: Brooks.

Цена — 7000 рублей.

— Мы отдаем себе отчет в том, что это сегмент недешевых велосипедов. И как относительно некрупный производитель, мы стараемся выделиться спецификацией, то есть предоставить покупателю максимальный набор плюшек, которые он получает, распаковывая велосипед. Во-первых, у нас одна из самых легких комплектаций в этом классе на рынке — всего 8,6 кг (размер М). Это достигается и за счет карбоновой рамы и качественных комплектующих. Во-вторых, велосипед сразу поставляется с бескамерными покрышками — еще один тренд сегодняшнего дня, — продолжает Алексей Борисевич.

Откровенно, придраться к «Фантому» действительно не за что. Возможно, кто-то и захочет в нем что-то изменить, но это уже личная история, а вообще, велик из разряда «сел и поехал».

Вот только карбоновая рама: она делает велосипед гораздо дороже, при этом ее достоинства именно в этом жанре могут вызвать споры. Легкая? Для гравела это не главное. Гасит вибрацию? Наверное, на ухабистой дороге или вообще бездорожье это тоже не стоит во главе угла. При этом с алюминием велик наверняка подешевел бы раза в полтора, а то и больше.

Для кого этот велосипед?

Кому же он подойдет? Всем.

— Мы изучаем рынок, смотрим на то, кто интересуется такими велосипедами. Зачастую это люди, которые вовсе не имеют серьезного опыта, никогда не владели хорошим, дорогим великом прежде. То есть гравел открывает дверь в волшебный и веселый мир серьезных велосипедов и велопутешествий, — рассказывает эксперт.

Тот, кто определился с предпочтениями в велоспорте, может быть скептичным: если нужен быстрый велик — бери шоссейник, а если охота ездить по бездорожью — хороший MTB, тот же кросс-кантри. Но это специфика. Мы тоже будем скептичными, глядя на то, как любитель шоссе страдает, прыгая по бордюрам в городе, или слыша, как свистит «злая» грязевая резина на асфальте велодорожки. Если речь не только о спорте, то нам нужен велосипед, который одинаково хорошо подойдет и для обновления личного рекорда на любимом маршруте, и для семейных поездок выходного дня или дружеских покатушек в кофейню. Гравел — серьезный велик с серьезным оборудованием, который совмещает в себе необходимые качества. Это магия универсальности, один велосипед на все случаи жизни.

28", рама 52cm, гравел, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 20 скор. (2х10), переключатели: задний Shimano GRX/передний Shimano GRX, тормоз дисковый гидравлический
28", рама M, гравел, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Shimano Sora/передний Shimano Sora, тормоз дисковый механический, вес 10.4 кг
28", рама 55cm, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano GRX, тормоз дисковый гидравлический
Снят с продажи
28", рама M, гравел, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Shimano Alivio/передний Shimano Acera, тормоз дисковый гидравлический

По дорожкам и бездорожью

А теперь конкретнее. В городе этот велосипед будет чувствовать себя однозначно лучше, чем столь популярный в народе «горник». Сбалансированная посадка, более естественное положение рук — это почувствуется сразу. Нет амортизаторов, но, во-первых, широкая резина вполне неплохо отрабатывает неровности, плюс карбоновая рама лучше металлической гасит вибрации. Велосипед ощущается комфортно, при этом обладает лучшим накатом по сравнению с большинством других вариантов.

И все же его родная стихия — умеренное бездорожье. Поэтому съезжаем с тротуара в направлении пляжей Минского моря, немного буксуем с непривычки в глубоком песке, а затем врываемся в еще свежий осенний лес, уютно укрывающийся опадающей на глазах листвой. Вот тут есть где повеселиться!

Правильный велосипед расширяет границы возможного. Те места, куда бы вы ни за что не сунулись на шоссейнике или городском велике, открывают свои секреты гравелу и становятся новыми любимыми маршрутами. Тихая роща где-то в стороне от шумных городских улиц, лесная тропа, куда пешком не особо и дойдешь: за день можно проделать отличный маршрут даже не удаляясь от города, а уже как здорово можно при желании провести выходные!

Гравел, любой гравел, и Borant в частности, стоит дороже среднего «горника», что вполне объяснимо уровнем велосипеда и используемого оборудования. Переключение, 11 звезд сзади, дисковая гидравлика (вот где без нее не обойтись) — все это уже из серьезного спорта. Для всех остальных это означает одно: такой велосипед будет работать безотказно.

Были некоторые сомнения относительно карбоновой рамы. То, что давно стало нормой на шоссе, не так быстро приживается на более сложных дорогах. Легкость здесь не является принципиальным параметром, а вот надежность — да. Мы «Фантом» жалеть не стали и погоняли его по ступеням — выдержит он, или тест-драйв станет краш-тестом?

Особого риска, на самом деле, не было, это скорее демонстрация того, что карбон сегодня — материал прочный и надежный. Лестницы, корни деревьев, ухабы дороги — едва ли чему-то такому под силу стать препятствием для веселой покатушки. А вот что нужно оценивать критически — это собственные силы. Даже самый техничный велосипедист должен быть осторожен, даже самый безобидный поворот или подъем может таить неприятные сюрпризы.

Езда по бездорожью — сложный вид, требующий определенной выучки. Подспустить колеса для лучшего контакта и скинуть передачу — это известные лайфхаки, но случается, что даже так велик не выгребает по зыбкому песку, который плывет под колесами, или по мягкому ковру опавшей листвы, которой, похоже, здесь нет конца и края.

Очередной крутой подъем, и переднее колесо просто отрывается от земли, подчиняясь усилию на педалях. Смещаем корпус вперед, чтобы догрузить его, и тут же получаем обратный эффект — пробуксовку сзади. Упасть в осеннюю листву — это весело, но это и напоминание о том, что никогда не перестаешь учиться ездить на велосипеде, и гравел — это новый опыт и новые навыки. Прочувствуйте велосипед прежде, чем пуститься во все тяжкие.

На самом деле все зависит от стиля катания. Для большинства покатушек базовая версия будет достаточной, но для фрирайда, для взбирания на неизведанные холмы и для внедорожных спусков наугад лучше обзавестись резиной «позлее», а может быть, и руль заменить на тот, что с выворотом, да пошире.

— Нашей задачей было создать быстрый и отзывчивый велосипед, достаточно хороший, но с возможностью незатратного апгрейда для тех, кому это необходимо, — подтверждает Алексей Борисевич.

Там, где дорога все же видна, можно ускориться. Велосипед плывет, прекрасно отрабатывая те неровности, которые вытрясли бы душу, прокатись мы здесь даже на циклокроссе. О каком-нибудь шоссейнике и речи быть не может — не доехали бы.

— Кросс-кантрийник также хорошо справился бы с таким маршрутом, но это столь же недешевый велосипед, при этом, по нашему мнению, более специфический, — говорит наш спутник.

Соглашаемся и одновременно ловим себя на мысли, что гравел, созданный не столько для спортсменов, сколько для велолюбителей, прощает ошибки и технические огрехи. Это все еще классный велосипед, а не только спортивный снаряд, требующий определенной подготовки, будто болид «Формулы-1». Универсальный — это для всех.

Шоссе. Финальная проверка

Возвращались, замыкая круг, по шоссе, въезжая на проспект Победителей. Фотограф грустно побрел назад, к машине: через лес ему пробираться было не на чем. У нас вереди практически идеальный асфальт, а мы на вседорожном велосипеде — не облажаться бы.

Спортсмены наверняка сморщили носы: резина не та, посадку бы поагрессивнее. Не станем спорить. При средней за 40 км/ч такой велосипед наверняка проиграет по чистым показателям какому-нибудь аэродинамичному бескомпромиссному шоссейнику. Но мы едем помедленнее, когда все эти премудрости не столь заметны. А крейсерскую скорость гравел и на шоссе держит вполне достойно. Может, разгоняется чуть менее резво, зато инерционность кажется более значительной. Это тонкости на уровне ощущений, неверные, как исчезающая под грудой листвы тропка в лесу. Мы же ищем универсальный велосипед, не забыли, а на шоссейнике было бы немыслимо проделать такой маршрут. Не все ли равно, насколько быстр велик, если он увяз где-то на проселочной дороге?

28", рама XL, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 22 скор. (2х11), переключатели: задний Shimano 105/передний Shimano 105, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.49 кг
Снят с продажи
28", рама 54cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 20 скор. (2х11), переключатели: задний Shimano Tiagra/передний Shimano Tiagra, тормоз дисковый механический
Снят с продажи
28", рама 56cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз клещевой, вес 9.6 кг

Гравел легко может претендовать на роль единственного велосипеда для продвинутого любителя. Он быстр, накатист и «проглатывает» практически любой тип дорожных условий. При этом гравел остается велосипедом классным, спортивным, хорошо укомплектованным. Это отличает его от большинства моделей вокруг.

Любопытно будет узнать статистику продаж Borant Phantom в дебютном 2022 году. Кажется, появился реальный конкурент в борьбе за отпускной бюджет. В конце концов, за свежими ощущениями не обязательно улетать куда-то к морю, можно уехать за ними на велосипеде.

Благодарим фирменный магазин Borax за помощь в подготовке материала.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by