Принято считать, что ДТП с участием трамвая по определению не бывает мелким. Слишком уж неравны массы участников столкновения, к тому же неминуемо последует задержка в работе общественного транспорта, что повлияет на планы большого числа людей. И хоть все возможные моменты, казалось бы, урегулированы в Правилах дорожного движения, в городе есть места, где аварии на трамвайных путях происходят если не регулярно, то достаточно часто. На одно из таких мест мы и приехали с Юрием Красновым, преподавателем, инструктором по вождению. Раскроем небольшой секрет: он сам однажды чуть не попал здесь в неприятную ситуацию. Как же такое могло случиться?
Участок нечетной стороны улицы Плеханова между домами №73 и №85 на первый взгляд кажется ничем не примечательным. Узкий выезд с дворовой территории, широкая улица с интенсивным движением, параллельно проходит трамвайная линия. Из необычного разве что светофор, установленный на выезде из дворов, — с ним, безусловно, удобнее.
— Смотри, какая здесь получается штука... — интригует Юрий Краснов.
Мы смотрим. В какой-то момент легковой автомобиль в дворовом проезде ускоряется: ему горит зеленый сигнал светофора. Он проезжает трамвайные пути и выруливает на перекресток. Спустя мгновение по рельсам проносится трамвай. Повезло, что разминулись, но почему никто и не думал тормозить?
— Водители привыкли к тому, что зеленый свет — это значит, надо ехать. Светофор как бы говорит: давай, выезжай скорее на перекресток, путь открыт. А видишь, на пути, прямо перед светофором, трамвайные пути. Кажется, что раз тебе горит зеленый, то трамваям на перпендикулярном направлении уж точно будет гореть красный, так? И вот ты выезжаешь на зеленый, а сбоку на тебя несется трамвай. Я сам, было дело, чуть так не попал, — признается инструктор.
Приходится внимательно рассматривать выезд в статике. Слева знак, обозначающий конец жилой зоны. Справа знак приоритета «Уступить дорогу». Уступить нужно именно трамваю — это очевидно, так как на самом знаке изображен его силуэт. Но взгляд притягивает светофор за знаком: он работает — значит, перекресток регулируемый. То есть на зеленый можно ехать?
— Все верно, но с одной оговоркой. По сути, трамвайные пути не имеют никакого отношения ни к пересечению дворового выезда с улицей Плеханова, ни к установленному светофору. Поэтому каждый, кто выезжает из двора, обязан уступать дорогу трамваям, — указывает Юрий Краснов.
Проносится трамвай. На светофоре горит зеленый. Хорошо, что никто на него не поехал.
Здесь, на Плеханова, живет наша читательница, которая рассказала, что аварии на этом пересечении дворового выезда с трамвайными путями происходят регулярно.
— После каждой такой аварии появляется новый, еще более изощренный знак, предупреждающий о том, что нужно уступать дорогу, — отметила она.
Сейчас, к примеру, помимо того, что в привычном треугольнике разместился силуэт трамвая, сам знак 2.4 нанесен на яркий, хорошо заметный фон, что должно было бы привлекать внимание водителей. Вот только не всегда все идет по плану.
Самое свежее ДТП, о котором мы нашли информацию, случилось здесь 5 октября. «С 13:46 на улице Плеханова, 73, в направлении Тракторного завода, из-за ДТП произошла остановка движения трамваев маршрутов №3, 6, 7», — сообщал «Минсктранс».
Вот как о происшествии информировала ГАИ: «56-летний водитель автомобиля Renault при выезде с дворовой территории на улицу Плеханова не уступил дорогу и совершил столкновение с трамваем. От удара Renault отбросило за пределы проезжей части. В ДТП никто не пострадал. Транспортные средства получили механические повреждения».
По правилам дорожного движения, в местах, где трамвайные пути пересекают проезжую часть дороги, трамвай имеет преимущество перед другими транспортными средствами, кроме случаев выезда из депо и мест, где очередность движения определяется дорожными знаками приоритета или сигналами светофоров.
Хочется ориентироваться на светофор? Но он, как верно указал Юрий Краснов, относится к пересечению с улицей Плеханова и не имеет отношения к пересечению с трамвайными путями. А что имеет отношение — так это знак «Уступить дорогу» на желтом фоне и с трамвайчиком внутри. Над трамвайными путями, мы проверили, установлены знаки «Главная дорога»: видимо, чтобы вообще никаких вопросов не возникало.
— Это место, насколько я могу судить, одно-единственное и здесь, на улице Плеханова, и в целом в Минске, — предполагает наш эксперт. — Я еду, мне горит зеленый свет. И мне нужно понять, что прежде чем проехать этот светофор, я еще должен уступить дорогу трамваю. Вот я, например, на Логойском тракте живу — я вообще к такому не привык. И вот я уже потенциально могу в ДТП попасть из-за этого.
Преподаватель, инструктор по вождению.
«Единообразие — это в каком-то смысле залог безопасности. Ты привык — и все правильно делаешь. А если у тебя на одной улице предусмотрены два или три различных варианта — вероятность ошибиться возрастает».
Место здесь вообще заковыристое. Помимо прочего, водители же привыкли останавливаться у светофора на стоп-линии, а ее нет ни до трамвайных путей, ни после. Видишь светофор, хочешь к нему подъехать, но понимаешь, что окажешься на путях. Правильно было бы остановиться, дождаться разрешающего сигнала светофора, посмотреть по сторонам, убедиться, что трамваев нет, и только тогда выезжать на перекресток.
Однако куда чаще мы наблюдали иной механизм действий: водитель видит светофор и едет к нему. По ходу он понимает, что не должен останавливаться на трамвайных путях, и проезжает дальше, за них, но и за светофор тоже, останавливаясь уже у самого перекрестка.
— Те, кто часто пользуется этим выездом, знают особенности этого места и, наверное, глядят по сторонам, выезжая на рельсы. А вот те, кто оказывается здесь впервые, рискуют оказаться в опасной ситуации, — продолжает собеседник. — Везде однообразие: если тебе горит зеленый свет, то трамваи стоят на красный. Больше нигде нет такого, что тебе зеленый и трамваи ездят перед светофором.
Садимся в машину, чтобы все прочувствовать на себе. Действительно, допустить ошибку очень легко: видишь светофор, видишь пересекаемую дорогу, где остановились машины, — путь открыт?
— Если бы не было светофора, то это был бы обычный выезд: водители бы тихонько подъезжали и смотрели по сторонам — нет проблемы в том, чтобы уступить дорогу трамваю. Но водители видят светофор: он зеленый — значит, им нужно скорее проскочить. Автоматически не зажигается красная лампочка тревоги: им же зеленый — значит, никто сбоку прилететь не должен, — рассуждает Юрий Краснов.
Да, водителей попытались предупредить знаком, что тут нужно уступить трамваю. Осталось заметить этот огромный необычный знак. А водители привыкли так, как они привыкли, а все новое, такое вот уникальное — чревато трудностями.
— Нужно, чтобы водитель, который выезжает со двора, хорошо понимал, что здесь трамвайные пути до светофора, что у трамваев своего светофора нет и что они едут вне зависимости от того, какой сигнал горит тебе. Кто знает — снижает скорость и смотрит. А те, кто едет впервые или еще не привык к этим особенностям, могут попасть в очень опасную ситуацию, — говорит наш водитель.
Удивительное дело: в трехстах метрах справа точно такой же выезд из двора, точно такое же расположение трамвайных путей. Но нет светофора, и сразу все становится очевидным: где и кому нужно уступать.
— Насколько разные примеры организации дорожного движения. Вообще, на улице Плеханова все дворовые выезды такие: знак «Уступить дорогу» — и все. И только тот единственный выезд — со светофором. Казалось бы, станет легче. На перекрестке, наверное, стало, но возникла неожиданная проблема, этот светофор может ввести в заблуждение, — констатирует инструктор. — Это такое место, которое проезжаешь и вдруг аж подпрыгиваешь на месте: «Ой, тут же не так все!»
А вот там, где улица Плеханова пересекается с другими улицами, светофоры есть, но есть они и для трамваев. Поэтому когда водителю, выезжающему с прилегающего направления, горит зеленый, он может быть уверен в том, что трамваи остановятся — им горит красный.
Возвращаемся туда, откуда начали. Машины все так же смело едут на зеленый. Трамваи все так же решительно реализуют свое преимущество.
— По-хорошему, нужно, чтобы трамвай здесь останавливался. Проще всего повесить светофор: если машины едут — трамваи стоят. А если ситуацию не изменить, то ДТП продолжат случаться, — считает Юрий Краснов. — Не думаю, что трамваи потеряют много времени на этом светофоре. Уж во всяком случае, не так много, как можно потерять в случае аварии.
К слову, эксперт обратил внимание на то, что водители трамваев по-разному проезжают этот участок. Некоторые, вероятно, знают об опасном выезде, поэтому на всякий случай сбрасывают скорость. Другие несутся так, что трамвай аж покачивается из стороны в сторону.
— У меня рекомендации простые: не важно, каким транспортом ты управляешь, лучше лишний раз замедлиться и посмотреть по сторонам. Если кто-то нарушает — пусть его лучше потом ГАИ накажет по записи с регистратора, чем ему в бок влетит трамвай со всеми вытекающими последствиями. А водителям автомобилей, которые подъезжают к трамвайным путям, совет один: быть внимательнее. Видишь рельсы — сто раз перепроверь ситуацию. Да, место сложное. Мы привыкли к определенной системе, а тут эта система, получается, не работает. Тем более нужно перестраховываться, — призывает инструктор.
Считаете, что у вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by