Хаос и очереди — наверное, так лучше всего можно описать атмосферу, творившуюся в эти выходные на авторынке в Малиновке. Первый снег прибавил работы всем: продавцам автомобилей приходилось ежечасно сметать сугробы с крыш. А про работников местных шиномонтажек и ларьков с покрышками и говорить нечего. Внутри павильонов — не протолкнуться, а перед заменой колес некоторым автолюбителям приходилось стоять в очередях по несколько часов. Каким шинам в нынешних условиях отдают предпочтение минчане и почему столько водителей отложили «переобувку» на последний момент? Рассказываем в репортаже с рынка.
Можно развлечься риторическим вопросом: кто вообще в 2022-м ходит на рынки? Но огромная очередь на выезд отвечает сама за себя: кажется, пол-Минска. Перекупы пользуются ажиотажем и пристают ко всем въезжающим. Так что можно поехать за шинами, а вернуться без автомобиля, но с деньгами и счетом-справкой.
Рассуждая на тему, кто же еще не знает о существовании онлайн-маркетов, мы встретили Виктора на Nissan Murano. Мужчина упаковал только что купленные шины в багажник и вернулся к торговым рядам, чтобы расплатиться с продавцом. Виктор сам заговорил с журналистами, чем вызвал наше неподдельное удивление: ведь аудитория на рынке далеко не общительная, да и легкий морозец не способствует беседам о вечном.
— Почему я приехал за шинами на рынок? Я покупаю их у одного и того же продавца, а сам работаю здесь неподалеку. Много лет ставлю «китайцев» Leao — 1100 рублей за комплект. Если бы «Белшина» выпускала покрышки таких размеров, уверен: 2500 «белок» они бы точно стоили.
— Китайские шины сезона четыре выдерживают, если вовремя «переобуваться», а не кататься на них и зимой, и летом. Так, кстати, моя жена делает — третий год подряд на одних и тех же Goodyear ездит. Я не одобряю.
Следующим вышел на контакт явно выпивший мужчина в годах: он долго ходил от точки к точке, пытаясь выбить себе скидку на шины. Ну как вышел на контакт. Беспардонно предложил поцеловаться в честь такого прекрасного снежного дня. Про резину ничего не сказал. Конечно, интересные нравы на этом вашем рынке.
В общем, контингент на рынке разный, как и местные работники. Пока мы пытались заговорить с владельцем Audi A6 на шиномонтаже, мастер недовольно буркнул: «Общайтесь в другом месте, мешаете!» и зачем-то толкнул клиента, который еще не успел заплатить за услугу.
Ладно, двигаемся дальше. Подходим к новоиспеченному владельцу Citroen C4 Cactus с транзитными номерами и летними Michelin (премиум вообще нечасто в Малиновке увидишь). Уточняем, сколько времени тот провел в очереди на «переобувку».
— Два часа, сейчас передо мной одна машина.
— Ужас!
— Это еще ничего. На соседнем шиномонтаже сказали приезжать к вечеру, а лучше — завтра.
Оказалось, что машину на «переобувку» гнать далеко не пришлось: ее купили здесь же — на авторынке.
— «Кактус» — для жены. Брал, можно сказать, не глядя. Заранее созвонился и перевел продавцу залог. А шины — корейские Roadstone — заказал еще вчера, не успев даже машину купить. Почему именно их? Мне было важно, чтобы они были импортными, но не Россия и не Китай. Обошлись в 780 рублей. Считаю, что «переобуваться» нужно в октябре. Мои машины давно стоят подготовленными.
Так ли дальновидны остальные посетители авторынка? Адресовали этот вопрос мастеру шиномонтажа. Тот общался с нами даже не поднимая глаз — настолько некогда тратить время.
— Поток начался с первым снегом и не прекращается все выходные. Заранее наши люди не «переобуваются» — жизнь никого не учит. Какие бренды покупают чаще всего? Что есть — то и берут, но в основном «Белшину».
Как ни странно, но ни одного клиента шиномонтажа с отечественной резиной в багажнике мы в этот раз не встретили. А вот российский Cordiant — в топе блиц-опроса.
— Комплект на Renault Scenic обошелся в 480 рублей, здесь же, на рынке, и купили. Шиномонтаж — по 10 рублей за колесо. Ударила ли «переобувка» по карману в этом году? Да все вокруг дорожает — привыкли.
— А почему дотерпели до последнего и не переобулись раньше? Два с половиной часа в очереди теперь придется стоять…
— Мы машину с невестой только-только купили с рук, сначала поменяли все расходники и вот по дороге заскочили на шиномонтаж. Отошли на базар, пропустили очередь — перед нами три машины влезло.
Исследованию «Почему белорусы ждут до последнего» можно посвятить целую научную работу, но мы решили еще раз попытаться это выяснить на месте. Подходим к молодому человеку, пьющему кофе и караулящему свое место в очереди.
— Про шины меня не спрашивайте — я мотоциклист. Сегодня привез машину брата, какие покрышки в багажник он загрузил — такие и поставлю. Почему он только сейчас занялся подготовкой машины к зиме? Человек работает по 12 часов в день — и в выходные, между прочим, тоже.
Про цены и заработок на рынке говорят крайне неохотно. Но один из местных «шинных королей» поделился: стоимость ни на покрышки, ни на услуги он с осени не увеличивал.
— Почему? Не люблю наживаться на чужом горе. В день примерно 40 машин «обуваем», прямо сейчас в очереди 12 человек. Не могу сказать, что люди «проснулись»: у нас всегда есть поток клиентов, регулярно заезжают россияне. Купили тут машину — сразу же пригнали к нам «переобуться», потому что в РФ давно зима.
— Каких производителей больше всего ценят белорусы и россияне?
— Первое место — Cordiant. Их я, кстати, продаю охотнее «Белшины». Российский производитель скинул ценник (за размер R15 — от 115 рублей) и сделал его адекватным для людей. А прайс на «Белшину» как был, так и остался. «Серебро» и «бронза» популярности у «китайцев» — Sailun, Triangle.
— А что из европейских брендов так и не доехало?
— Hankook не привезли. Хотя люди его часто спрашивают.
И еще один фанат Cordiant. Приехал на Toyota Yaris. Пожалуй, мужчина наиболее доходчиво обосновал свой выбор покрышек.
— Почему российские шины? Потому что они самые дешевые, что непонятного. Цены не знаю — мне сын купил, у него такие же стоят. Меняю только ведущую переднюю ось — так многие делают. На задней еще не лысые, пока что пойдет.
Напоследок мы отправились в гости к «бэушке». У павильонов пусто. Все автолюбители успели закупиться и перебазироваться ближе к шиномонтажкам или сюда люди просто не доходят?
— Продавать просто нечего, сейчас в Европу не попасть и привезти что-то сложно, — поделился своей болью продавец. — Ни R15, ни R16 полного комплекта нет. Вон лежат одиночки или размеры, которые никому не нужны.
— Нескромный вопрос: а как выживаете-то?
— Я занимаюсь литыми дисками: крашу, восстанавливаю и т. д. Заказывать что-то новое, например, из Германии — очень дорого, поэтому люди и прибегают к реставрации.
Осенью нас пугали: некоторые бренды окончательно пропадут с белорусского рынка, да и с размерной линейкой будут проблемы. Но, кажется, минчан это не сильно волнует. По-прежнему основным критерием отбора остается «соотношение цена/качество» и «чтобы побюджетнее». Вот и диапазон поиска сужается до «Белшины», российских, китайских, сербских и турецких брендов, с которыми проблем нет. По крайней мере, мы не встретили автолюбителей, которые сетовали бы на уход с рынка, допустим, Continental или Michelin.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by