КРАСНОВ

Что за магнит тянет всех в левую полосу МКАД и нужно ли уступать там самым быстрым? Разбор с Красновым

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
23 декабря 2022 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Трудно представить другую такую дорогу в Минске, где происходило бы столько спорных, опасных, даже скандальных ситуаций, как на МКАД, а если конкретнее — как в левой крайней полосе кольцевой. Расхожая шутка о том, что где-то установлен мощный магнит, который стягивает авто в третью полосу, похоже, имеет под собой нечто рациональное. Даже в не самое напряженное время можно стать свидетелем, а то и участником импровизированного представления. Мы съездили на МКАД с Юрием Красновым, преподавателем, инструктором по вождению. Посмотреть, что там происходит, поискать тот самый магнит.

Почти цирковое представление

Один из последних ярких случаев на кольце — почти цирковое представление, которое устроили трое водителей в безобидной, казалось бы, ситуации.

— Погода очень плохая, идет мокрый снег, дорога мокрая, скользкая. В таких условиях нужно ехать аккуратно, а не рисковать почем зря, — констатирует Краснов, просматривая видеозапись.

— Автор видео стал свидетелем того, как двое водителей выясняют отношения. Возможно, стоило вообще перестроиться в другую полосу, чтобы не намотало на этот маховик эмоций, но уж как случилось так случилось, — продолжает ведущий рубрики. — Но посмотрите на не очищенную от снега машину: перед ним перестроились вправо, освободили ему левую полосу, а он не разгоняется. Geely уже едет в средней полосе: ну опережайте его! А они будто боятся. Может, потому что он их «учил» — мало ли что теперь выкинет.

О левой полосе и знаке «100»

— Если формально подойти к вопросу, то МКАД — это дорога в населенном пункте. И предусмотрены условия, при которых в принципе разрешено выезжать в левую полосу кольцевой, — отмечает преподаватель.

Правила дорожного движения (п. 79.2):

при трех и более полосах движения в данном направлении занимать крайнюю левую полосу движения разрешается только тогда, когда заняты другие полосы движения, либо для опережения, объезда препятствия.

— Но мы хорошо помним, что на многих участках МКАД именно в левой полосе разрешено двигаться со скоростью 100 км/ч, то есть быстрее, чем в двух других рядах, — отмечает собеседник.

Не случилось ли так, что этот факт провоцирует некоторых водителей?

— Тот, кто хочет ехать быстрее остальных, не смотрит на знаки. Другое дело, что возникают конфликтные ситуации, которых можно было бы избежать, — считает инструктор.

Один из вариантов: по левой полосе мчится тот, кто хочет побыстрее. Он упирается в автомобиль, который железно держит положенные 100 км/ч или около того. Оба нервничают: один требует, чтобы его пропустили, другой не собирается этого делать, потому что едет с максимально допустимой скоростью. Очень нетерпеливый встретился с очень правильным.

— Есть негласное правило: если сзади догоняет машина — не держи полосу, перестройся, даже если едешь с максимально разрешенной скоростью. У некоторых особо правильных возникает недопонимание: он едет в левой со скоростью 100 км/ч. Он не может просто так перестроиться вправо — он же тогда превысит разрешенную скорость. Конечно, нужно быть гибче, нельзя жить по квадратным правилам. Но проблема разноскоростных полос лишь усложняет взаимопонимание на дороге, — говорит Краснов.

— В автошколах всегда учили не занимать без надобности левую полосу. В городе это правило не работает потому, что, к примеру, на перекрестке нужно налево поворачивать — вот я в левой и еду. 

— МКАД хоть и находится в черте населенного пункта, но по сути режим движения на ней загородный. Здесь дистанции городские, плотность потока городская, а скорости загородные. Поэтому, когда случаются ДТП, чаще всего это происшествия с серьезными последствиями.

— К сожалению, сколько это ни вбивай в головы в автошколах и на курсах подготовки, всегда будет часть водителей, которые это не воспринимают — такой у них характер, — отмечает преподаватель.

С другой стороны, как не нарушить и при этом опередить автомобили, которые движутся с максимально разрешенной скоростью?

— На загородных дорогах нет полосы, где разрешенная скорость была бы выше. И что, никто никого не опережает? Опережают как-то, и ничего, — сравнивает Краснов.

О тех, кто торопится

Мы выезжаем на кольцевую, чтобы разговор становился предметнее.

— Я не раз попадал в такую ситуацию: еду по МКАД или по загородной дороге, впереди две фуры — опережаю. Меня сзади догоняет машина с явным намерением пролететь во что бы то ни стало. И видно же, что мне некуда деваться! Чтобы не мешать этому водителю, я разгоняюсь, а он все равно висит у меня на хвосте, подпирает, чтобы я скорее его пропустил. Что в итоге: я опережаю два грузовика, перестраиваюсь вправо, а он проезжает вперед и снижается до разрешенной скорости. И вот для чего этого все? — задается вопросом ведущий рубрики.

— Я понимаю еще, когда нагоняет «Мерс» на российских номерах. Был у меня такой случай. Он как шел 200, так и пошел — его не догонишь. Я ему дал проехать, секунда — и его не видно уже.

К схожей мысли мы приходили и в других выпусках. Одна из типичных черт характера многих наших водителей — желание ехать впереди другого.

— Какой-то странный инстинкт: вместо того, чтобы формировать у себя нормальные привычки поведения на дороге, он хочет ехать всегда первым. Если кто-то впереди — значит нужно его опередить, если потребуется, вынудить себя пропустить.

— Вот поэтому у нас и не получается ехать со скоростью потока: нет никакой скорости потока, у нас все едут с разной скоростью и пытаются друг друга опередить, — рассуждает Юрий.

Еще один показательный пример: водитель всех «кошмарит», лезет вперед, мешает, прорывается по левой полосе с большим трудом и сразу же перестраивается вправо, потому что ему на развязку съезжать нужно. Нормально?

— Помню, ехал с курсанткой, у нас было занятие с двумя машинами, чтобы неопытный водитель увереннее почувствовал себя за рулем. Она едет впереди, я еду за ней, мы опережаем какие-то грузовики на МКАД. Сзади, вижу, несется, моргает дальним какой-то торопыга. Я понимаю, что я-то могу ему уступить, но он проедет вперед и упрется в мою девочку, которая едет и немножко боится. Поэтому я включаю левый поворот, показывая ему, что уступать пока не буду — подожди. Что там началось! Там у человека стало закипать — его ж посмели не пропустить. Я придержал его таким образом, а когда курсантка ушла вправо, и сам тоже перестроился. Разумеется, такой водитель тут же стал опережать и всем своим видом демонстрировать мне свое недовольство. Будь у него возможность выйти на ходу и устроить разборки — он бы это сделал. Он уже никуда не торопился, ему был важнее конфликт, — рассказал преподаватель.

МКАД. Образцовое поведение водителей BMW

Под эту историю мы наконец выруливаем на кольцо. Задумка в том, чтобы вести себя активно и почаще находиться в левой полосе — эксперимента ради. Будут ли наседать те, кому всегда не терпится?

— Смотрите, мы едем с разрешенной скоростью. То есть тот, кто нагоняет в левой полосе, заведомо превышает. Но какое тогда у него право требовать чего-то? Он или провоцирует остальных на такое же нарушение, или осознанно вводит людей в состояние стресса. Откуда ты знаешь, кто там едет, там, может, человек неопытный, зачем ты его нервируешь? Он растеряется и наворотит дел, — говорит наш водитель. — Впрочем, подобные действия провоцируют ответную реакцию, и самые резкие должны понимать, что на дороге может найтись кто-то еще резче. Наверное, о чем-то таком у нас догадываются, поэтому в отношении бюджетки никто не побоится быть агрессивным, а будет ехать крутой внедорожник — на него что-то не особо нападают.

Мы не выглядим угрожающе на своей Renault Arkana, и совсем скоро в левом ряду нас нагоняет BMW. Водитель пристраивается в хвост, а мы нацеливаем в него критические стрелы.

— BMW напирает, очевидно, что он хочет нас объехать. О, смотри-ка, повисел и отстал — молодец! Просто ждет: не моргает, не прижимается — одно удовольствие уступить такому, — отмечает Юрий Краснов.

Это действительно рабочая тактика: подъехать к автомобилю впереди, обозначить свое желание ехать быстрее, а затем отклеиться, дать человеку сориентироваться.

— Люди боятся, когда им садятся на хвост. Возникает опасение, что ты станешь перестраиваться, а у того нервы сдадут, и он тоже полетит в среднюю. Кроме того, когда ты едешь слишком близко, люди начинают нервничать, уделять тебе слишком много внимания, они рефлекторно сбрасывают газ. В итоге ты еще медленнее добьешься своего. Поэтому держи дистанцию — и все будет нормально, — рекомендует инструктор.

За короткое время происходят еще несколько опережений. Кстати, как вы относитесь к тому, что вам могут «моргнуть» фарами?

— Такое «моргание» не нужно воспринимать как оскорбление — в нем ничего агрессивного. Правда, многие воспринимают это иначе, но это потому, что они проецируют ситуацию на себя. Это они мысленно оскорбляют другого водителя, когда светят ему фарами, и, если им «поморгают», обижаются. Некоторые используют более деликатный прием: включают левый поворотник. Если моргание фарами принято считать за: «Эй, вали из полосы», левый поворотник читается как: «Простите за беспокойство, позвольте я проеду», — смеется Юрий Краснов.

Еще один BMW терпеливо дождался на адекватной дистанции позади нас, пока полоса освободится, а затем ускорился по ней. Надо же.

А вот Renault Duster был куда менее терпелив. И, объехав нас, надолго застрял перед носом — велика ли для него разница?

— Я бы сказал, что проблема не в кольцевой, а в культуре водителей. Если мы говорим про менталитет наших водителей, то у многих выработались отдельные сценарии поведения. Человек в целом, может быть, и культурный, а на дороге с ним что-то происходит, — рассуждает инструктор.

Теперь мы меняем тактику и сами стараемся быть теми, кого пропускают в левой полосе.

— Нужно не терять голову. Сколько раз я на кольцевой попадал в одну и ту же ситуацию: выехали, и все вместе едем, и все круто, пока не найдется один, которому нужно быть быстрейшим. Подключается в эту игру второй такой же азартный, бах — все, перегородили всю кольцевую, — говорит наш водитель.

— Утром и вечером движение по МКАД — это лотерея. Можно встрять в жесткую пробку из-за того, что один или двое водителей устроили не пойми что.

Есть ли выход?

— Контроль. У нас же за скорость фотографируют камеры. Поэтому все притормаживают перед местами, которые уже хорошо выучили, а потом снова разгоняются. Но ведь можно контролировать, к примеру, соблюдение дистанции. Установить знаки, технически предусмотреть возможность такого мониторинга. Некоторые водители станут ездить аккуратнее только тогда, когда будет риск получить штраф, — продолжает собеседник.

Мы так и не попали в ситуацию, когда кто-либо на кольцевой принципиально не захотел уступать нам дорогу. Возможно, если бы мы ездили в час пик, нервозности и принципиальности было бы больше.

— Особенно охотно у нас уступают перед камерой скорости. Вообще никто не против — тебе почти предлагают: давай, лети, — расхохотался Краснов.

Важно самому не становиться тем, кто привлекает к себе слишком много внимания и кошмарит остальных водителей

Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению: 

— Если нужно, чтобы полосу уступила одна-две машины — это хотя бы понятно. Но пытаться сгонять перед собой в сторону одного за другим — это уже перебор. Если в левой крайней полосе собрался коллектив: не нужно выделяться и создавать нервозность — езжай с коллективом.

Как быть? Полезные советы

Первое, что советует Краснов.

Даже если едешь с максимально разрешенной скоростью, а сзади кто-то догоняет — дай ему проехать.

— Проблема в том, что люди понимают, что «спешуна» не накажут, вот они и пытаются проучить его сами. Не надо, не вовлекайтесь, —рекомендует инструктор. — На мой взгляд, хорошим вариантом было бы распространение практики скрытого патрулирования. Некоторые водители не нарушают только тогда, когда знают, что их могут за это наказать. Между тем я лишь пару раз слышал, как на МКАД кого-то останавливали из машины в гражданском оформлении.

Второй совет.

Если ты догоняешь кого-то в левой полосе, а тебе не дают проехать — подожди.

— Не нужно подпирать автомобиль, не нужно моргать дальним светом. Мы же не читаем чужие мысли, откуда мы знаем, о чем думает водитель перед нами, какие у него планы. Нам кажется, что он должен перестроиться в первое же «окно» справа, а у него задумка опередить еще пару машин. Ну и хорошо — держим безопасную дистанцию, даем человеку сориентироваться, не создаем конфликт. Быстрее от спешки не получится, — говорит эксперт.

Третий совет.

Если страшно: включи «аварийку» или правый поворотник.

— Представим ситуацию: вас нагнала машина в левом ряду, повисла на хвосте, давит. Не нужно нервничать — от этого все неприятности на дороге. Дискомфортно, страшно? Включите «аварийку», дайте водителю понять, что есть опасность, что от вас нужно отстать. Также, если вас сзади «кошмарят», включайте правый поворотник, дескать, сейчас уступлю, и спокойно продолжайте движение, ищите удобную возможность для себя, вы тому парню на хвосте ничем не обязаны. Он, конечно, может и в такой ситуации щемиться, чуть ли не на парапет лезть, но тут уж ничего не поделать — такое воспитание, — рассказал ведущий рубрики.


Движение в крайней левой полосе МКАД может быть напряженным занятием. Автомобили позади то и дело обращают на себя внимание: будет лезть вперед или нет?

— Надо бы сзади такую наклейку повесить: «Хочу ехать 200 км/ч, но мне не дают», — со смехом говорит Юрий Краснов.

Не факт, что поможет, но единомышленники точно будут.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
для легковых автомобилей, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 88 (560 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг), евроэтикетка: C/E/72 дБ



Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by