«Козлики» в наших дворах 25 лет назад. Ретроподборка к 50-летию УАЗ-469

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий
22 150
11 января 2023 в 8:00

В ушедшем декабре 469-му уазику исполнилось полвека, если считать с момента начала серийного производства. Если же учитывать все годы опытно-конструкторских работ, то лет машине гораздо больше. Юбилей этого во всех отношениях знакового автомобиля мы решили почтить необычно. «Академических» исторических публикаций по теме более чем достаточно, так что мы пойдем другим путем. Представляем вашему вниманию подборку снимков эпохи рубежа веков — тогда УАЗ-469 и его модификации по автомобильным меркам пребывали уже в почтенном возрасте, а по «человеческим» это был разгар их молодости.

Начнем с того, что много таких машин на улицах крупных городов не было никогда: все-таки это отнюдь не городской автомобиль. Если в населенном пункте располагалась воинская часть, тогда «поголовье» 469-х, конечно, увеличивалось, но в общем городском потоке их все равно было относительно мало. Те экземпляры, что стояли в городских дворах, как правило, были либо армейскими машинами в «увале», либо списанными из армии. «Защитный военный» — их все. Чуть ли не каждый уазик в другом цвете был целым событием.

Армейцы на побывке

Найти в минских дворах УАЗ-469 выпуска 1970-х годов (еще с белыми указателями поворотов и круглой задней светотехникой) было крайне непростой задачей уже тогда. Мне такая машина попалась лишь однажды, и то уже в состоянии «призрака».

Выпускались такие до 1980 года. Мероприятия по модернизации проводились постоянно, но заметное внешнее изменение произошло именно с приходом нового десятилетия. Век уазиков был относительно недолог, так что экземпляр, стоявший в одном из дворов Фрунзенского района, был мегараритетом уже тогда. Даже ГАЗ-69 было намного больше, чем таких машин.

Любители погонять по бездорожью особенно ценили тогда и ценят сейчас версии на так называемых «военных» редукторных мостах. На распродажах армейского имущества эти модификации уходили влет. Вот именно такая версия, сфотографированная на стоянке во дворе дома по адресу Одинцова, 13. «Военные» мосты — это увеличенный на 8 сантиметров клиренс, повышенный крутящий момент при езде по грязи на малых оборотах, бо́льшая надежность благодаря равномерному распределению между бортовым редуктором и главной парой возникающей нагрузки. Но они шумны и более сложны в эксплуатации.

А это пример машины на «гражданских» мостах — найдите 10 отличий. Причем любопытно, что данный экземпляр как раз принадлежит армии. Военные использовали внедорожники с мостами обеих разновидностей. «Гражданские» мосты легче по массе, проще и дешевле в ремонте, топлива с ними машина потребляет меньше. В общем, каждому свое: городским любителям бездорожья — «военные» мосты, военным для повседневных задач — «гражданские». А сам снимок сделан в 2000 году на территории аэроклуба имени Грицевца (сейчас там «Новая Боровая»).

А вот за этим редким явлением пришлось гоняться с фотоаппаратом «Зенит-ЕТ» очень долго. Утепление моторного отсека стеганым одеялом на зиму почти не применялось уже тогда. Так что в кадре редкость. Машина опять же военная, снятая в городе.

Еще одна редкость — машина медслужбы, переданная на гражданку. Специальный фонарь с красным крестом и пиктограмма креста на заднем окне — особый фетиш для охотника за авторедкостями. Машина сфотографирована ранней весной 1998 года на улице Захарова в Минске.

А это апрель 1999 года, Минск, улица Комсомольская, напротив ДК имени Дзержинского. Тот самый редкий случай не зеленого уазика. Жесткий верх — самодельный. В провинции подобных машин, конечно, хватало, но для улиц Минска это был однозначно редкий экземпляр.

Оперативные службы

Уазик всегда был традиционной машиной различных контролирующе-проверяющих органов и спецслужб.

Вот интересный экземпляр, который удалось подловить на выставке MILEX 2003. Это автомобиль военной автоинспекции с восточногерманскими маяками FER по бокам и знаменитой чехословацкой «кастрюлей» Tesla AZD 500 по центру. По-настоящему теплые, ламповые мигалки уже тогда были вымершим видом и будто несут в себе дух ушедшего времени.

Возле парка Горького припарковался УАЗ-31512 с мягким тентом, модернизированный 469-й. У автомобиля красные номера, как у машин милиции. Такое сочетание встречалось на штабных пожарных автомобилях очень недолго — когда военизированная пожарная служба еще относилась к МВД, а не к МЧС.

Из состава МВД ее вывели и присоединили к МЧС в 1998 году. Красные номера с пожарных машин исчезли. Этот УАЗ-31514 с жесткой металлической крышей — как раз из тех времен. А на крыше у него самая модная мигалка своего времени — «новое изделие разработки 1997 года», светоакустический блок «Кристалл-М» саратовской фирмы «Солитон».

Но городских пожарных уазиков тоже было мало. Основным их эксплуатантом являлась милиция. До середины нулевых в городе встречались даже версии с мягким тентом, потом все они резко исчезли.

А это уже Hunter — одна из последних реинкарнаций классики. Данный экземпляр относится к патрульно-постовой службе Внутренних войск. Сегодня именно ППС ВВ еще можно изредка увидеть в Минске на таких уазиках, а городская милиция почти все свои уже реализовала на вторичном рынке.

Спецтехника

Мегаредкостью была спецтехника на уазиках. Вот, например, зимой 1998 года по перекрестку Пономаренко с проспектами Пушкина и Жукова едет странный уазик. Что за он? Это буровая установка УКБ-12/25С на базе УАЗ-469Б, которая предназначалась для геолого-разведывательных работ и бурения небольших скважин.

А такие бронеуазики делали в Минске. Производством инкассаторских версий занималось ГНПО «Агат». В столице такие машины почти не работали, а вот в регионах попадались регулярно.

Главная УАЗ-экзотика Минска

А вы знали, что в Минске существовало производство УАЗ-469 чуть ли не полного цикла? 124-й авторемонтный завод Министерства обороны с улицы Буденного занимался капремонтом таких машин. Ну как ремонтом… Здесь сами делали буквально все кузовные панели, лонжероны рамы, самостоятельно вытачивали многие детали мостов и двигателя — и собирали все это воедино на некоем подобии конвейера. Армия обеспечивала завод постоянным потоком заказов.

А по самому заводу бегал очень необычный внутризаводской транспорт на базе уазиков-469. Вот, например, платформа для перевозки каких-то деталей. Все кузовные панели машины, естественно, местного производства.

А это забавный эрзац-пикап и беседа работников во время перекура.

Бегали по цехам 124-го АРЗ даже трехосные внутризаводские транспортеры на базе УАЗ-469 — задолго до Mercedes-Benz G63 AMG 6×6 V8 Biturbo! Это было действительно мощное промышленное производство уазиков в историческом районе Минска.

Сейчас эта производственная площадка находится в ведении МЗКТ, и уазиков там давно не делают.


Конечно, редко, но машины этого семейства встречаются на городских улицах и сейчас. И будут встречаться еще долго, но ключевое слово здесь «редко». УАЗ неоднократно пытался снять автомобиль с производства, но поклонники машины протестуют, так что она выпускается до сих пор. Можно делать ставки, до какого следующего юбилея дотянет конвейерная жизнь классического ульяновского внедорожника.

Читайте также:

Выбор покупателей
ёмкость встроенного аккумулятора: 8000 мА·ч, максимальный пусковой ток: 400 А, масса: 0.29 кг
Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
ёмкость встроенного аккумулятора: 11100 мА·ч, максимальный пусковой ток: 250 А, масса: 0.41 кг


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by