Сейчас крайне трудно представить автомобиль, в котором не было бы кондиционера. Особенно с учетом того, что последние годы у нас в Беларуси летом бывает весьма жарко. Между тем, когда-то автомобилистам приходилось спасаться от жары с помощью зонтика (еще в те времена, когда у машин не было закрытого кузова). На какую же модель впервые установили аналог современного кондиционера?
В 1930 году появилось устройство, которое с помощью испарения воды охлаждало воздух в салоне. Правда, выглядело оно довольно массивно и располагалось не внутри автомобиля, а снаружи. Для того чтобы этот прибор работал, необходимо было открыть пассажирское окно. Через него охлажденный воздух поступал внутрь.
Девять лет спустя, в 1939 году, американский автопроизводитель Packard стал первой маркой, предложившей опциональный автокондиционер. Устройство находилось в багажнике, а для включения или выключения системы надо было вручную установить или снять приводной ремень с компрессора. Очевидно, это было не очень удобно. К тому же кондиционер стоил около 300 долларов (в то время среднегодовой доход в США составлял примерно $1400). Прибавьте к этому факт начала Второй мировой войны — и вы поймете, почему опция оказалась не слишком востребована. Кстати, автомобилей под брендом Packard не выпускают уже более 60 лет.
Лишь через 14 долгих жарких лет автомобильный кондиционер вернулся. Правда, это все еще были примерно такие же системы, что и на машинах Packard. В 1954 году случилась настоящая революция — марки Pontiac и Nash (ныне почившие) смогли уместить кондиционеры спереди авто. К тому же система от Nash совмещала в себе не только охлаждение воздуха, но и его подогрев.
Компания Cadillac в 1964 году развила идею и впервые предложила автомобилистам возможность выбора нужной температуры и поддержание ее на одном уровне. Однако кондиционер по большей части все еще оставался опциональным оборудованием (даже на премиальных авто вроде Lincoln).
Лишь в 1968 году бренд АМС начал продавать массовые модели, где эта технология была стандартной (до этого ее сразу устанавливали на лимузины Cadillac и машины Rolls-Royce). Зато спустя всего 12 месяцев уже более половины всех американских автомобилей оснащались кондиционером в базовой комплектации. В последующие десятилетия системы подогрева и охлаждения воздуха распространились по всему миру.
В 1987 году различные страны стали сильно беспокоиться насчет влияния веществ, используемых при кондиционировании, на атмосферу. Так появился Монреальский протокол, который на данный момент подписало более 160 стран (в том числе Беларусь).
Сейчас в кондиционерах широко используют холодильный агент R-1234yf. Утверждается, он оказывает куда меньшее влияние на озоновый слой планеты, чем агенты R-12 и R-134a, применявшиеся ранее.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by