Милан по праву считается одной из столиц мировой моды. Итальянцы задают тон всему миру в искусстве, одежде, предметах интерьера и даже автомобилях. Многие считают, что именно здесь производят самые красивые в мире машины. И глядя на Maserati, Lamborghini, Ferrari или Alfa Romeo с этим сложно поспорить. Последняя компания, кстати, входит еще и в топ-20 автопроизводителей, перешагнувших 100-летний рубеж. Anonima Lombarda Fabbrica Automobili — компания A.L.F.A. — была учреждена в июне 1910 года. «Машина времени» — также изобретение Alfa Romeo. Именно так называется музей истории легендарной марки, расположенный под Миланом.
Уже почти 50 лет музей справляется с организацией путешествий во времени и воочию позволяет убедиться в умении итальянцев создавать автошедевры. Несмотря на то что он находится за городом, добраться туда на общественном транспорте из центра Милана можно менее чем за час. Стоимость посещения обойдется в 12 евро.
Знакомство с музеем начинается с инфостены, на которой представлена трансформация логотипа фирмы, и стендов с многочисленными наградами автогиганта и авиадвигателями, произведенными заводом. Именно благодаря производству двигателей для самолетов и другого военного оборудования на основе уже имевшихся автомобильных наработок компании удалось пережить две мировые войны.
Музей занимает шесть этажей и разделен на три тематические зоны: Timeline («Время»), Bellezza («Красота») и Velocita («Скорость»). В Timeline представлена хронология появления моделей с момента основания марки. Bellezza — коллекция наиболее изящных авто, включая концепт-кары. Залы Velocita занимают гоночные машины исключительно красного цвета.
В Timeline представлен и первый автомобиль, произведенный компанией A.L.F.A в 1910 году. Это модель 24 HP с 4-литровым двигателем, который разгонял машину до максимальной скорости в 100 км/ч. Годом позже спроектированный Джузеппе Мерози автомобиль уже участвовал в гонках Targa Florio, где продемонстрировал как высокие скоростные характеристики, так и устойчивость на дороге. А поскольку модель успешно продавалась, на ее основе было сконструировано еще несколько модификаций.
В 1911 году разрабатывают и прототип первого микроавтобуса — A.L.F.A. 40/60 HP Aerodinamica, который даже век спустя смотрится весьма футуристично.
Несмотря на успех первых автомобилей, заводу в начале Первой мировой войны пришлось переориентироваться на выпуск авиадвигателей, чтобы избежать ликвидации. Вернуться же к производству машин удалось лишь к концу 1919 года. К этому времени компания переходит под руководство промышленника Никола Ромео, которому обязана не только частью своего названия, но и возможностью пережить тяжелые времена.
В начале 1920-х годов был представлен шедевр Джузеппе Мерози — легендарная модель RL, наследник которой RL Super Sport является частью коллекции в зале Timeline.
Неизменным символом гоночных авто с 1923 года стал 4-листный клевер. Гонщик Уго Сивоччи считал, что для успешного выступления ему не хватало лишь удачи, и первое же использование Quadrifoglio по совпадению действительно позволило одержать крупную победу в Targa Florio.
Многие конструктивные успехи марки связаны с Витторио Яно, который сменил Джузеппе Мерози на посту главного инженера компании. Первый автомобиль, созданный под его руководством, — Gran Premio Tipo P2 — побеждает в первом чемпионате мира в 1925 году. Это событие даже стало поводом для изменения значка бренда — включения в него лаврового венка.
Энцо Феррари — еще одно звучное имя в истории Alfa Romeo. Именно ему заводская гоночная команда обязана своими многочисленными успехами в 1920—30 годах. Впрочем, и для самого Феррари, который оказался не только талантливым гонщиком, но и успешным менеджером, сотрудничество с Alfa Romeo обеспечило прекрасный старт. А болиды с его эмблемой — гарцующим жеребцом — украшают зал Velocita.
Благодаря всемирно известным культовым моделям и успехам в гонках Alfa Romeo пережила период большой популярности. Однако, подорванная мировым кризисом, экономическая ситуация вновь осложнилась. В то время как Alfa Romeo представлялась солидной компанией, «производителем лучших итальянских автомобилей», на которого с восхищением смотрел даже Генри Форд, предприятие отягощалось долгами. И в 1933 году оно было куплено государственным Институтом промышленной реконструкции.
Новый генеральный директор Уго Гоббато пользовался значительной поддержкой правительства. Благодаря ему удалось превратить Alfa Romeo в крупную и эффективную промышленную компанию, способную производить автомобили, авиационные двигатели и промышленную технику большой грузоподъемности. В 1935 году предприятие было военизировано. Тем не менее именно в межвоенное кризисное время производятся и многие легендарные автомобили: 6- и 8-цилиндровые 6C 2300, 6C 2500, 8C 2300 и 8C 2900 B.
В 1938 году Alfa Romeo выпускает одну из самых красивых и самых дорогих своих машин — 8C-2900-B-LUNGO. Двигатель объемом чуть меньше 3 литров позволял разогнаться до 175 км/ч. Эта модель считается жемчужиной зала Bellezza.
Переживает военные годы Alfa Romeo благодаря производству авиадвигателей, затем сразу же берется за усовершенствование гоночных автомобилей. Блестящую победу на первом чемпионате новой «Формулы-1» 1950 года компании приносят Джузеппе Фарина и Alfa Romeo 158. Триумф закрепляется успехами второго чемпионата в 1951 году.
В качестве самых изысканных машин 1950—60-х в музее представлены модели из лимитированных выпусков или вовсе уникальные, созданные в единственном экземпляре. Ниже представлены одна из пяти выпущенных в 1952 году 1900 C52 Disco Volante и одна из четырех 2000 Sportiva 1954 года.
Глядя на произведенные в единственном экземпляре Iguana знаменитого дизайнера Джорджетто Джуджаро, насыщенно-зеленый Carabo и нежно-желтый 33/2 Speciale, сложно представить, что идеи их дизайна родились в 1960-х.
Звездами фильмов середины XX века часто становились 1600 Spider Duetto, различные модификации моделей Giulia и Giulietta. Последние принесли Alfa Romeo чрезвычайную популярность в 1970-х годах. Имидж быстрых современных высокотехнологичных авто укрепился и был по достоинству оценен рынком.
В 1960—80-х Giulia и Alfa 75 были популярны и у итальянской полиции.
Однако энергетический кризис, сложная социальная и политическая ситуация, управленческие проблемы в компании привели к продаже Alfa Romeo другому итальянскому автогиганту Fiat Group в 1986 году. Тем не менее и в составе концерна она продолжает сотрудничать с культовыми автомобильными дизайнерами, такими как Джорджетто Джуджаро, создавать модели, поражающие своей красотой и скоростью.
Неудивительно, что сейчас у марки более 90 фан-клубов по всему миру, которые объединяют людей, искренне восхищающихся этими элегантными машинами. Для любителей «Альфы» в финале этой статьи публикуем фоторепортаж.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by