Продолжаем публиковать читательские истории о помощи на дороге. В редакцию поступают письма с пометкой «Без претензий на приз, просто хочется рассказать». Ну разве мы имеем право отказать в такой просьбе? Потому публикуем очередную подборку читательских историй. На этот раз выборка от авторов, празднующих сегодня день борьбы за права женщин. В этой серии — про бесплатное волшебство, героев из фильма, способных помочь даже с отвалившимся глушителем, и возгорание фуры в соседней полосе.
Эта история произошла более 15 лет назад. Трасса Гродно — Минск, зимняя дорога, завораживающая красота. Как знаменитое есенинское «Еду. Тихо. Дремлет лес под сказку сна». Рядом подруга Светка развлекает меня историями о своих любовных похождениях. Несколько часов сплошного удовольствия — и вот мы ворвались в столицу. Центральный проспект в час пик, плотный поток, и тут — скрежет железа об асфальт. Вуаля — стоим напротив Дворца республики (под всевозможными запрещающими знаками), а глушитель загадочно выглядывает из-под днища нашего авто.
Светка, съежившись, прижимает руки к груди и с надеждой смотрит мне в глаза. Ее взгляд придает мне уверенности. Не обращая внимания на снежную кашу на дороге, я опускаюсь на коленки, заглядываю под машину, ярким маникюром впиваюсь в глушитель — и осознание беспомощности приходит незамедлительно. Произношу то, что Светка явно боится услышать: «Я не знаю, что делать!» В тот же миг чувствую, как чьи-то руки подхватывают, тянут вверх и поднимают меня с коленок. «Ого, а Светка-то крепка! Где она так накачалась?» — подумала я. Оборачиваюсь — и теряю дар речи.
Герой из фильма? Человек-паук? Хорошо одетый мужчина в черном пальто, появившийся из ниоткуда, удивительно приятным голосом произносит:
— Девушки, присаживайтесь в машину, сейчас вам помогут.
Я глянула на Светку, и мы обе растерянно и покорно устремились к своим местам в машине.
— Ждите, не волнуйтесь, — сказал мужчина и закрыл за мной дверцу.
Повисла пауза, мысли опережали друг друга: «Сейчас — это через сколько? Ждите — это как долго? А сколько будет стоить? А как помогут? И в конце концов, кто ты и как появился?
— А как красиво подошел, а! — прервала тишину Светка.
— Да-а-а, — протянула я.
В окно настойчиво постучали. Мы в лучших армейских традициях мгновенно выполнили команду «равнение направо». Сквозь запотевшее окно проглядывал мужской силуэт. ГАИ? Я начала медленно опускать окно. Перед нашими глазами появился глушитель. Мужские руки в рабочих перчатках крепко сжимали источник нашей неприятности.
— Девушки, открывайте багажник, — улыбался парнишка лет 25.
Мы выскочили из машины и, не веря своему счастью, элегантно распахнули багажник.
— Как там в Гродно? — спросил парень.
— Отлично! — в один голос ответили мы, имея в виду то ли ситуацию в Гродно, то ли фантастичность разрешения нашей проблемы.
— Огромное спасибо! Сколько мы вам должны? — тут же, взяв инициативу на себя, воскликнула Светка и потянулась к сумочке.
— Должны? — искренне удивился парень, захлопывая багажник. — Счастливого пути, девчонки!
Он сел за руль своего автомобиля и скрылся в потоке.
Растерянные и счастливые, мы сели в машину. Снег таял на лобовом стекле, Светка давила на газ и восхищенно повторяла, как же нам повезло. А я сидела рядом и слушала, как «празднично» ревет наша машина, видела, как оборачиваются прохожие, и думала о том, как удивительно устроен «мир добрых людей». Наши случайные герои возникли из ниоткуда, помогли, вновь затерялись в потоке жизни, и мы, возможно, никогда больше не встретимся.
Я и не заметила, что произнесла свои мысли вслух. А незамужняя подруга, лукаво улыбаясь, подмигнула: «Случайный человек, который случайно попался тебе на пути, вовсе не случайный!» Поживем — увидим.
Однажды поздней осенью поехала я с двумя детьми в деревню к свекрови. Обычно без мужа я туда езжу редко, дорогу точно не помню, всегда еду по навигатору в телефоне. И по роковому стечению обстоятельств в тот раз в моем телефоне была испорчена батарея, быстро садилась. Не знаю, как так вышло, но шнур для зарядки я забыла в Минске, хотя привыкла брать его и в машину, и в сумочку. Старшая дочь-подросток, которая в душ ходит с телефоном, по какой-то причине оставила смартфон в столице и поехала в деревню на целый день без него — это очень странно. Вот и вышло, что уехала я практически в снегопад с детьми в деревню, которая находится в глуши, не зная дороги, да еще и с садившимся аккумулятором в телефоне.
Деревня находится в стороне от трассы M1, посреди леса. Ехать надо полями, петлять минут 20—25. Туда мы доехали без приключений. Пробыли у свекрови весь день, загрузили багажник закатками и поехали обратно. На улице темно, на телефоне 12 процентов заряда, я начала переживать, чтобы он не выключился до того, как мы достигнем M1. Еду я лесами, какими-то тропинками, которые до сих пор не выучила, как вдруг раздается хлопок, и машину резко ведет в сторону. Я сразу поняла, что это колесо.
И вот стою я одна в темноте на лесной дороге с двумя детьми в салоне, пробитым колесом и оставшимися на тот момент 5—6% зарядки на единственном телефоне, а вокруг ни души. Понимаю, что нужно взять себя в руки и действовать по порядку. Во-первых, следует выйти из машины и проверить, пробито ли колесо. Дочь начинает плакать: «Мама, не иди. Я в новостях видела, что так в лесу делают специально: сначала кладут на дорогу гвозди, а затем, когда машина останавливается, грабят водителей». И вот я, успокаивая детей, включаю фонарик на разряжающемся телефоне, быстро выбегаю из машины, осматриваю колеса, убеждаюсь в том, что колесо действительно разорвано, запрыгиваю в машину и блокирую двери. К счастью, пару процентов для звонка хватило. Муж находился за границей, дозвониться не получилось. Набрала своей маме, вкратце описала ситуацию и попросила, чтобы уже она дозвонилась мужу, а тот что-то придумал, нашел нас и спас. Также я указала наше примерное местоположение. Предупредила, что будем без связи. Вскоре перезвонил муж: «Через два часа вас найдет мой брат и поставит запаску».
Оставалось ждать в темноте с плачущими детьми в салоне. Признаться, и самой было довольно жутко. Стояли мы на «аварийке». Минут за 40 мимо проехали пару авто. Выйти и пытаться остановить их, чтобы попросить о помощи, я боялась, хотя ехали они довольно медленно. Потом одна из машин вернулась и припарковалась рядом. Оттуда вышел молодой человек, постучал в окно и спросил, не нужна ли мне помощь. Немного опустив стекло, я объяснила ситуацию. И после того, как мне показалось, что он не представляет опасности, я вышла из машины. Рассказала, как все произошло, сказала, что к нам уже через полтора часа приедет помощь, поблагодарила его за то, что не проехал мимо. Оказалось, что парень ехал вместе со своей мамой, и позже она тоже вышла из машины. Каково же было мое удивление, когда они заявили, мол, если я отказываюсь от их помощи, они все равно не уедут, пока ко мне не приедет подмога и они не убедятся, что я с детьми в безопасности. Мне было крайне неудобно и до слез приятно.
В итоге я согласилась, чтобы парень заменил колесо. Было очень смешно, когда для того, чтобы достать запаску, я выставила на снег кучу закаток из багажника. Не буду писать, как долго он мучился, но часа через полтора запаска была установлена. (К слову, брата мужа я встретила только уже по пути домой на M1.) Оказывается, у моих спасителей где-то рядом был свой шиномонтаж, они предлагали заехать туда и посмотреть, что с моей шиной, — абсолютно бесплатно. Но мне и так было неудобно, поэтому я отказалась. Была очень признательна, и не знала, как положено благодарить в таких ситуациях.
Предлагала деньги — они не взяли. Закатки из багажника предлагала — тоже отказались. Удалось вручить лишь две шоколадки, которые случайно были с собой в машине. Безмерно их благодарила. И по сей день благодарна. Если мои спасители увидят этот текст, хочу еще раз сказать большое спасибо. На мой взгляд, такие поступки — настоящее волшебство.
Это был далекий 2015 год, но те события до сих пор вспоминаются очень ясно. Оно и понятно: такого стресса на дороге у нас не было ни разу. Мы всей семьей — я, муж, 12-летний сын и 8-летняя дочь — абсолютно спонтанно решили продлить себе каникулы и сразу после Нового года, прыгнув в свой Toyota Prius, полетели к моим родственникам на Север. Не на крайний, но туда, где зима такая, какой она должна быть.
Туда мы добрались почти без проблем. Сначала машину пару раз носило на гололеде по трассе, потом недалеко от Твери мы поймали камень, и пришлось в срочном порядке ремонтировать лобовое стекло. Казалось, все было против этой поездки, но мы же упертые — все-таки добрались. Отдохнули отлично! Всех повидали, накатались на санках и ватрушках, прочувствовали мороз в минус 20 градусов. Путь назад не пугал: 1200 километров не расстояние. Выехали рано утром, а в районе десяти часов уже приехали… Но, увы, не домой. Российская лесная глубинка, узкие дорожки, припорошенные снежком, под которым скрывался лед. За рулем муж, доверие к которому у меня всегда переваливало за максимальную отметку. И такого поворота в прямом и переносном смысле я никак не ожидала.
Очередной участок представлял из себя спуск и крутой поворот налево. Дорога, частыми торможениями раскатанная до чистого льда, и знак «Опасный поворот», заботливо сданный местными жителями на металлолом, сделали свое дело. Машина превратилась в неуправляемые сани и ушла в кювет. Помню все как в замедленной съемке. Летим, и я кричу: «Нет, нет!» Но, увы, да. Чистое поле и единственный куст, в который мы и въехали. Фара, бампер, капот, правое крыло, погнутый рычаг — смотрелось все весьма удручающе. Благо жизненно важные для авто детали не зацепило. Но выехать своими силами оказалось нереально. Снега по пояс, мороз за минус 20, и вокруг ни души — лишь пару домов, в окнах которых виднеется жизнь.
Все оказалось хуже, чем мы думали. Ближайшая более-менее крупная «населенка» — Бежецк, до него около 30 километров, еще дальше — Тверь. Эвакуатор вызвать невозможно: выходной день. Никогда бы не подумала, что так бывает, но по телефону нам предложили подождать до завтра. Ну да, на улице в минус 20 с двумя детьми. Стали искать трактор на месте.
Мир не без добрых людей. Как же нам повезло! Нас приютила пожилая семья. Женщина обогрела и накормила, а ее муж помогал моему решить вопрос с машиной. Наша авария встряхнула размеренную жизнь российской глубинки. Собрались все местные мужчины — человека три. Не справившись своими силами, кто-то вызвал родственников на «Ниве». И только общими усилиями жителей двух сел удалось вытащить нас из кювета. Сражались несколько часов.
Местные рассказали, что это далеко не первое ДТП на этом месте, но белорусов в том кювете еще не лежало, мы первые. Машина на удивление заводилась, но управлять ею, как мне казалось, было нереально. Я оказалась неправа, муж справился. Мы добрались до сервиса Toyota в Твери, но там помочь не смогли. И мы со скоростью 40—60 км/ч двинулись в сторону дома. Было очень тяжело, и это, возможно, была не лучшая идея. Я выдержала за рулем минут 15, пытаясь дать мужу отдохнуть. Но в итоге мы добрались целые и невредимые — это главное. Машину отремонтировали и продолжили на ней ездить.
Через несколько лет мы опять поехали в том же направлении проведать моих родных. По дороге туда заехали к нашим спасителям с гостинцами. Нас узнали, вспомнили и были очень рады видеть. Почти ничего не изменилось, только дети подросли и машину мы сменили — как водится, Prius на Prius.
Мы выдвинулись из Минска в родной город мужа — Слуцк. Время пути было в промежутке 18:00—20:00, так что уже стемнело и погодные условия были не очень (мокрый снег). За рулем был муж, а я занимала себя тем, что внимательно рассматривала дорогу. Чтобы было лучше видно, даже надела запасные очки мужа. Сначала мое внимание привлек запах гари, хоть впереди и не было видно ни одного автомобиля. Я стала предупреждать мужа: мол, что-то горит. Даже испугалась, что это могла быть наша машина. А потом я увидела впереди что-то похожее на авто, у которого нетипично моргали стоп-сигналы. К тому же ехала она медленно, потому что мы приближались с каждой секундой. Я уже начала паниковать и стала бить тревогу. Муж еще не понимал, что происходит. Точнее, он видел машину, но не мог ее рассматривать: следил за дорогой.
Приближаясь, я рассмотрела: это была фура с тентом, из-под задних правых колес которой били искры. Сначала даже было непонятно, искры это или нет, потому что они пару раз появлялись мимолетно. А потом пошли постоянно, и стало понятно, что мы стали свидетелями возгорания.
Муж подъехал ближе к кабине со стороны водителя и принялся вовсю сигналить. А я открыла свое пассажирское окно, махала руками и изо всех сил, как могла, кричала водителю: «Ты горишь!» Не уверена, что он меня слышал, потому что мне казалось, что даже я сама себя не слышу, но в итоге водитель фуры принял вправо и остановился. Мы остановились перед ним, и муж, прежде чем шофер попытался сообразить, что происходит, быстренько достал наш огнетушитель из багажника и побежал тушить колесо. Как мы поняли, вероятнее всего, у фуры заклинил тормоз, а водитель и не почувствовал, ничего не заметил. По всей видимости, он был в шоке — по крайней мере, нам так показалось.
К этому моменту сзади остановилась еще одна фура, чтобы помочь. Тогда мы решили не задерживаться — просто отдали огнетушитель (сколько там его осталось) водителю и уехали. Все произошло спонтанно, быстро и очень неожиданно, так что мы даже не успели опомниться. Мы стали понимать, что произошло, уже когда приехали в город.
Есть у меня история, можно сказать, сказочная. Много лет назад муж увлекался подводной охотой, и мы часто выезжали с клубом на озера. Пока мужчины уходили в ночной дайвинг, женщины у костра делились разными историями. Однажды речь зашла о знакомствах: кто, где и как познакомился с будущим супругом. Студенчество, вечеринки, знакомство на улице… Шутили, смеялись, и вдруг одна из женщин (кажется, ее звали Маша, супружескую пару видела в компании первый раз) произнесла: «А я своего „снеговика“ из сугроба вытащила — прямо под Новый год!» История знакомства оказалась настолько необычной и сказочной, что врезалась в память и спустя время превратилась вот в такую историю в стихах.
«Ну вот и все. Я всех поздравила».
Заиндевевшее стекло
Как будто в мыслях подытожило:
«А с личным вновь не повезло…
И старый год уходит в прошлое».
Перевела взгляд на часы.
«А новый сказками не радует —
Они лишь в детстве хороши.
И принц мой как-то не торопится,
Видать, бедняга, заплутал».
В сиденье справа — одиночество.
Подтаял лед, течет с зеркал.
«Пора домой». Машина тронулась.
Проспект расцвеченный пестрил,
На переходе тетку с елкою
Таксист беззлобно матом крыл.
«Купить шампанское? А надо ли?
Придется, все же атрибут».
Но на парковке супермаркета
Не протолкнуться. Там и тут
Мелькали юные снегурочки
И бороды с папье-маше.
Стучал в стекло и корчил рожицы
Беззубый бомж весь в мишуре.
«Домой. Зачем мне давка, очередь?
В чем смысл машину покидать?»
Отпущен тормоз. «Надоело все,
Вернусь домой — и сразу спать!»
За кольцевой машины встречные
В слезах рассеивали свет.
Знак аварийный. Меж деревьями
Махнул рукою человек.
И обречено так: «Поможете?»
В кювете джип, как истукан.
Зацеплен трос. Не без усердия
«Форд» снежный разорвал капкан.
«Спасибо, я уж не надеялся!
Я ваш должник, и мой черед.
Все, что желаете, исполнится».
«Мне не с кем встретить Новый год…» —
Сорвалось с губ, и в краску бросило.
«Ну, что ж… Но надо позвонить».
«Простите…» — «Стоп! Одну минуточку!
Хочу друзей предупредить.
Искать коттедж в лесу бессмысленно,
По времени не рассчитал.
Серега? Друг, я с вами мысленно,
Но я Снегурку повстречал!»
Взглянул в глаза, добавил шуткою:
«Мне без нее теперь не жить.
Взят на буксир одной попыткою».
Стучит в груди: «Не может быть!»
Снег тихо скрипнул под колесами,
Машины скрылись за углом.
…Но не закончилась история:
Те двое пятый год втроем.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by