«Когда весь день прошел „на лопате“». Истории про помощь на дороге

11 573
01 апреля 2023 в 8:00

Продолжаем публиковать читательские истории о помощи на дороге. В редакцию поступают письма с пометкой «Без претензий на приз, просто хочется рассказать». Ну разве мы имеем право отказать в такой просьбе? Потому публикуем очередную подборку рассказов читателей. В этой серии — про воображаемое транспортное средство, неизвестно откуда появившихся людях с лопатами, а также про помощь, обернувшуюся «аварией» и целой чередой неприятностей.


Анна и воображаемый мотоцикл

Эту историю лет 20 назад рассказала мне бабушка в профилактических целях — чтобы я не уходила в лес за ягодами одна, потому что «там люди всякие встречаются». В сюжете есть место и оригинальному «транспортному средству», и наверняка искреннему желанию «помочь в дороге». Но так сложилось, что у двух из трех непосредственных участников этой истории от предложенной помощи буквально стыла в жилах кровь.

Все началось с перрона. Бабушка с односельчанкой (обеим тогда было лет под 60) сошли с поезда. Дорога в деревню — это примерно два километра через лес и еще столько же по асфальту. Бабули ездили в город закупаться, поэтому у каждой в обеих руках были тяжелые сумки. Идти было совсем неудобно: сугробы большие, снега намело прилично. Ничего не поделаешь, потихоньку пошли.

Совсем немного удалились от станции, может, метров 300 прошли, как вдруг их догоняет незнакомый дедок. И странно так держит перед собой вытянутые руки: как будто на руле велосипеда, хотя никакого велосипеда-то и нет. Говорит:

— Ну што, дзяўчаты, нязручна па лесе з торбамі боўтацца? Да вёскі падвезці?

Бабушки переглянулись. Понимают: что-то тут не то, да и немного не по себе становится. Моя бабушка отвечает:

— Ай, самыя паціху дойдзем.

Дед не отстает:

— Дык я ж дапамагчы хачу, да вёскі давязу, усё адно туды еду. Сядайце, разам паедзем. І торбы кідайце.

— А куды садзіцца? У цябе ж ні машыны, ні воза няма.

— Так матацыкл ё! Сядайце, падвязу! Адна — за мной, другая — у люльку, месца хопіць.

26", рама 19", городской, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной, вес 16.9 кг

Было видно, что дед уже начинает нервничать и злиться, а «ехать» дальше в одиночку не собирается. Рядом больше никого нет, кругом лес и сугробы — не убежишь. Бабули уже не на шутку перепугались — не столько за сумки, сколько за себя.

Делать нечего, пришлось «садиться» — одна стала за «водителем», другая рядом. Дедок демонстративно убрал подножку и со звуком «Вр-р-рум! Вр-р-рум!» завел свой воображаемый мотоцикл.

Путешествие началось: бежит (насколько это можно было делать по снегу) дед, а вместе с ним вприпрыжку, стараясь не отставать и не потолочь то, что в сумках, — бабы. Дед еще периодически оборачивался и подгонял: «Хутчэй, хутчэй!»

Так весь путь до дома и «пилили», передыхая, когда «водителю» самому нужно было отдышаться и обойти кругом свой «мотоцикл» (видимо, проверял, не отвалилось ли чего при такой скоростной езде).

Что ж, «доехали» до родных ворот и правда быстро, пешком вышло бы намного дольше. Домой зашли все красные, мокрые, зато целые и невредимые. А дедок тот, довольный собой и тем, что оказал дамам услугу, «погнал» на своем железном коне дальше через деревню. Кто это был и откуда, бабушки так и не узнали.

Соседи, видевшие столь неординарную процессию по главной деревенской улице, еще долго подкалывали бабушек, напоминая о незабываемой поездке с галантным «байкером». История со временем начала пересказываться со смехом, а всех членов семьи, приезжавших на поезде, с тех пор всегда встречал мой дедушка и отвозил домой на телеге (самой настоящей, с настоящим конем).


Артем и группа энтузиастов, создавших сообщество помощи

«Вам нужна помощь? Стянуло на дороге или сел аккумулятор? Сканируйте QR-код, и вам помогут» — с таким девизом была создана группа «Помощь на дороге Минск». Правила у нас достаточно просты: описываешь свою проблему в нескольких словах (сел аккумулятор, закончилось топливо, спустило колесо, стянуло на обочину, застрял и так далее), прикрепляешь свое местоположение (координаты) и контактный номер телефона. Все участники группы могут прочесть о вашей в проблеме и по возможности выехать на помощь.


Лично я выезжаю на SsangYong Korando второго поколения. В этой машине предусмотрен всевозможный «шмурдяк» (на джиперском сленге — экипировка) для эвакуации, тушения пожара, оказания первой медицинской помощи. Также имеется возможность удаленно приготовить перекус. В черном кейсе находится набор для эвакуации:

  • динамический трос;
  • буксировочный трос;
  • шакл и софт-шакл;
  • блок-полиспаст (для тяжелых случаев использования лебедки);
  • пульт управления лебедкой;
  • провода для «прикуривания»;
  • компрессор большой производительности;
  • инструменты, гидравлический и реечный (hi-jack) домкраты.

Согласно правилам группы, вся помощь оказывается безвозмездно, ведь главным правилом жизни мы считаем такое: «Помогаешь ты — помогут и тебе».


Алексей и уход от попутного удара в сугроб

Где-то в конце ноября 2022 года ехал я на своей Toyota Corolla Verso из Минска в Колодищи-2. Уже смеркалось. Передо мной — «Жигули» пятой модели. В те дни шли обильные снегопады, и дорога была как каток. Я держу увеличенную дистанцию и понимаю, что впереди с «жигой» что-то не так. Она начинает замедляться. Я понимаю, что у нее не горят «стопы» и она почти остановилась. Сам пытаюсь тормозить, стрекочет ABS, но все равно вижу, что не хватает тормозного пути. Рефлекторно выкручиваю руль вправо. Разминулся с этой «жигой», наверное, сантиметров на пять, и меня выкинуло на обочину в снежный бруствер. Хорошо, что не въехал в дерево. Машина оказалась в снегу на «пузе» и без повреждений, только передний бампер соскочил с одного крепления.

Выйдя из машины, я громко обложил матом того, кто был за рулем «жиги». И он, видимо, меня услышал, так как машина остановилась метрах в 50 от меня. Из нее вышло двое мужчин средних лет.

— Чего кричишь? И почему ты в кювете?

— У вас нет «стопов», вы резко замедлялись, и я, чтобы не въехать, вылетел в кювет.

— Так какой-то идиот со встречной полосы пошел на обгон и, соответственно, летел нам в лоб — поэтому и тормозили. А о том, что в машине не горят стоп-сигналы, не знали. Но спасибо, что не въехал.

подкатной, гидравлический механизм, груз: 2 т
подкатной, гидравлический механизм, груз: 3 т

Вместе мы пытались вытолкать мою машину из кювета, но она засела там намертво. За нами уже начал образовываться затор: жители Колодищей возвращались домой после работы. Я за рулем, эти двое мужчин пытаются меня выталкивать, но ничего у нас не получается. И тут я слышу громкий и протяжный сигнал клаксона, оборачиваюсь и вижу трактор «Амкодор» с ковшом. Водитель так предлагал меня вытянуть. Благо я всегда вожу с собой трос. Зацепился за фаркоп и ковш, и трактор меня освободил.

Я снял трос, кинул в багажник, хотел подойти и поблагодарить тракториста, но он, махнув рукой, поехал дальше. Все эти манипуляции с выталкиванием и вытягиванием не заняли и пяти минут. Я, уже довольный, сел и поехал по своим делам. Уже вечером дома я стал анализировать ситуацию: а если бы я въехал в эту «жигу», а там впереди «низколетящий» шел на обгон… Но все хорошо, что хорошо кончается.


Валериан и помощь, обернувшаяся чередой неприятностей

В тот день, 31 декабря, мы с женой припарковались возле автовокзала и проводили тещу на автобус. Часть продуктов уже была закуплена, подарки детям и родственникам — еще нет, и мы собирались поехать в торговый центр. Мы шли к своей машине, когда увидели, что возле парковки крутится мужичок с буксировочным тросом в руках. Вид у него был очень расстроенный. «Ребят, не поможете? У меня тут бусик встал чего-то. Это ж надо, а мне тут километров 30 пилить до дома. Выручайте!» Везти его так далеко я, конечно, не мог, но сказал, что на окраину города вывезу, а там уже он справится сам, подберут другие добрые люди в попутном направлении.

Осмотрев его старый Volkswagen Т и свою Audi A6 в универсале 2006 года, я только спросил, как он загружен. «Да пустой, потянет легко. Твоя „аудюха“ тяжелее, не сомневайся», — такой был ответ. На свой фаркоп буксировочный трос я прицепил сам, второй крюк к передней части буса прицеплял он. Трос был вязаный-перевязанный. «Бывалый», — подумал я. Ну, мы выехали. Я внатяжечку вытащил его на дорогу, водители уступили дорогу. Я аккуратно подгадал переключение светофора, чтобы не останавливаться перед проездом перекрестка, и выехал на проспект. Жена возмущалась, что нам придется ехать совсем не туда, куда хотелось, на что я говорил о том, как важно, чтобы люди помогали друг другу, что, делая добро другому, ты и сам чувствуешь себя воодушевленным, с крыльями за спиной. Вот сегодня сделал доброе дело ты, а завтра сделают доброе дело тебе. И вообще, ни одно добро никогда не остается… и тут как бабахнуло!

Я даже не сразу понял, что произошло. Думал, бус меня догнал или что-то вроде того. Я выскочил из машины и увидел, что это крюк сорвался с его бестолковой привязки и шандарахнул мне по задней части машины, аккурат по бамперу, да так, что вонзился внутрь пластика. Я увидел эту огромную дырень в бампере, в шоке повернулся к этому водителю, который тоже выскочил на дорогу. «Ну ты дал!» — услышал я в свой адрес. Я аж опешил. Говорю: «Это же ты прицепил хреново, а не я».

Мимо проезжали люди. Помню их взгляды: типа «Ну, ребята, вам, конечно, не повезло» и «Хорошо, что я не на их месте». Образовалась ужасная пробка в обе стороны, народ сигналит, а тут еще и ситуация непонятная: кто, что и кому. «Ты зачем так дергаешь?» — говорит он мне. Но я-то понимаю, как тянуть, и ехал действительно ровно, без дерганий. Жена подкинула дровишек: «Да уж, начался праздничек. А я говорила». «Хуже не придумаешь», — такая мысль посетила меня в тот момент. Оказалось, придумаешь.

количество датчиков: 4, врезные, задний бампер, светодиодная дисплей, 0.1–1.5 м

Мы решили добраться до нормального съезда, где можно спокойно остановиться и решить, что делать. На этот раз я сам прицепил оба крюка, подергал трос, мужчина перепроверил. Едем дальше, почти докатились до съезда с дороги. И тут шандарахнуло вновь — в этот раз аккурат под стекло крышки багажника. Как это произошло, я не знаю. Машина уже выглядела так, будто по ней стреляли. Я просто стоял и держался за голову. Этот мужик на бусе вышел: «Я тебе сразу говорю: денег у меня нет, только 20 рублей. Если хочешь, вызывай ГАИ, страховку будем оформлять». Инспекторы приехали достаточно быстро, стали заполнять бумаги, фотографировать. Старший позвонил куда-то, а потом говорит: «Тут такое дело… Ваша ситуация не является страховым случаем. Зафиксировать мы можем, но вам тогда придется решать эти вопросы через суд, так что идите обсудите и подумайте, что делать будем».

Долго думать не пришлось. Мы пожелали сотрудникам счастья в наступающем году и побрели к своим машинам. Как-то выходить из этой ситуации было нужно… «Давай оформим ДТП по европротоколу, у меня в страховой есть знакомый, я спрошу», — такое поступило предложение. Я согласился, мы условились созвониться после праздников и встретиться в маленьком городке, откуда и был этот бус. Никаких расписок, обязательств — ничего. Спустя дней десять мне позвонил этот товарищ и пригласил. Мы встретились в офисе страховой. В середине оформления ему позвонили, и он срочно убежал.

И тут страховой агент вздохнул и сказал: «Угораздило же вас с ним столкнуться. Это мой родственник, и он настолько тяжелый человек, что с ним никто вообще дел никаких иметь не хочет. Пришел ко мне в офис и, смеясь, рассказал историю, как один чудак под Новый год сам себе машину разбил буксировочным тросом и крюком. Если бы не эта история, я бы не стал ему помогать в таком деле. Но я сам водитель и представил себе того человека, который фактически в Новый год не пожалел на него своего личного времени, не оставил на дороге и помог. Вот и я решил помочь этому водителю».

А я сидел и понимал, что передо мной тот, кто не бросил меня на дороге жизни с проблемой (в отличие от его родственничка). Так я узнал, что водительская взаимовыручка может проявиться в любом виде. Да и в любом случае затраченная минутка своего времени для помощи другому человеку — это хорошее дело, которое обязательно вернется вам такой же добротой.


Da и история про мистически появившихся и так же растворившихся помощников

Дело было в памятный многим белорусам Хавьер. После обеда стало понятно, что ехать домой всем офисом мы будем с приключениями. Перед тем как ехать, пришлось минут 30 откапывать сугробы в форме машин, еще минут 10 выбираться со стоянки. Дорога была очищена: видимо, мне повезло ехать сразу после уборочной техники. Каким-то чудом мне удалось проехать путь от Партизанского проспекта до Малиновки абсолютно без остановок, ведь уже через полчаса там был просто ад и многокилометровая пробка.

И вот еду я, настроение прекрасное, ведь удалось раньше убежать с работы. По пути строю планы зайти в магазин, купить пятничных вкусняшек и дома завалиться играть в приставку. На волне приятного настроения заметил, что остановка на проспекте Дзержинского буквально полностью забита людьми, яблоку негде упасть. Дай, думаю, сделаю доброе дело. Подъехал, говорю: кому на Малиновку — подкину. И тут к машине сразу ломанулось человек десять, чуть не выломали двери. Пришлось устраивать экспресс-кастинг. В итоге в салоне оказались три девушки (одна из них была в очень короткой юбке, явно не по погоде) и бабушка. Довез их, как и договаривались, высадил, отказавшись от любых вознаграждений, и, довольный собой, направился во двор.

Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
термос, 1 л, до 26 ч, колба: сталь, корпус: сталь, цвет серебристый
термос, 1.6 л, до 40 ч, колба: сталь, корпус: сталь, цвет синий
термос, 1.2 л, до 30 ч, колба: сталь, корпус: сталь, цвет серебристый

И вот там меня ждал главный сюрприз дня. Нет, во двор я въехал вообще без проблем. Но нюанс моего двора заключается в том, то он заканчивается тупиком. В общем, ехал я прямо и приехал в тупик, так как мест не было. А выехать можно только задним ходом, развернуться негде. Начинаю отъезжать и понимаю, что насколько хорошо мой переднеприводный автомобиль грыз снег вперед, настолько никак не едет назад. Минут 10 я тыкался туда-сюда, но все безрезультатно. К тому же двор имеет изгиб, и именно там машина напрочь отказывалась ехать по траектории. Сколько там было попыток войти в поворот, уже и не вспомню. В итоге решил: раз уж машина хочет прямо, значит, надо ехать прямо. Да, там обычно травка растет, но не сегодня с этим всем разбираться, да еще и снег идет не переставая.

Я попытался с разгона заскочить задней частью хотя бы на бордюр. Не с первого раза, но получилось. И это было главной ошибкой, потому что после бордюра машина просто плюхнулась на пузо и остановилась намертво, перекрыв передней частью проезд. Я еще пытался дергаться вперед и назад, была надежда. Но потом понял, что нужно идти домой за лопатой. Возвращаюсь, а возле машины уже два мужичка ловко орудуют лопатами. Говорят, в окно увидели мои беды. Мы втроем начинаем копать. Рыли, наверное, минут 25—30, пытаясь оборудовать позади машины карман, куда можно ее «упаковать». Далее они вдвоем и подключившийся к ним еще один мужичок скомандовали: «Садись, будем запихивать». Толкались, дергались, матерились еще минут 40, но машину в этот карман воткнули. Я, признаться, даже не успел сказать спасибо, а эти помощники так же быстро, как и появились, испарились. Я же, еще около часа помахав лопатой, сделал проходы по бокам кармана и ушел домой.

На следующее утро я понял, что последнее было зря. Засыпало все, на месте машины был сугроб. Откопал ее, потом вместе с дедушкой лет 70 мы вместе отрыли выезд со двора, выходы из подъездов, прорыли тропинки. В общем, весь день был «на лопате». Но, что самое парадоксальное, тех людей, которые мне помогли, я больше ни разу во дворе не видел. Зато потом понял: добро я, видимо, получил за добро. Карма существует.

Через пару дней во время уборки в авто я нашел 20 000 рублей (неденоминированных) в водительском сиденье и 10 000 рублей в пассажирском. Видимо, мои попутчицы, которых я спасал на остановке, поняв, что денег я с них брать не собираюсь, все же решили, несмотря ни на что, отблагодарить меня за помощь. Я же, докинув пару купюр от себя, еще более полугода возил эти деньги в бардачке в надежде, что встречу тех самых помощников и передам им. Но, повторюсь, своих спасителей я так больше ни разу и не увидел. И это удивительно, ведь после Хавьера я прожил в том дворе еще лет пять. Просто мистика какая-то.


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by