Казахстан сохранил для перевозчиков из Беларуси запрет на въезд в страну фур, осуществивших перегрузку или перецепку на территории стран, которые не являются пунктом отправления или назначения груза. Однако есть и хорошие новости. Например, скоро белорусам разрешат совершать каботажные перевозки в России (это перевозки между двумя и более пунктами, расположенными на территории другого государства). Также нашим грузовикам вновь разрешили ездить в Китай, а РБ и Иран подписали документ о введении безразрешительной системы перевозок.
В начале года Россия приняла закон, согласно которому транспортным компаниям из стран ЕАЭС разрешается каботаж. Вступление закона в силу было назначено на 1 марта 2025 года. На урегулирование законодательной стороны вопроса и нормативной базы дали два года. Сейчас же появились шансы выйти на рынок каботажных перевозок России до конца 2023-го.
«Уже подсчитано, что получение разрешения на каботажные перевозки в России увеличит выручку нашей страны от экспорта услуг грузового автомобильного транспорта на 4%, — рассказала директор компании представителя „Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси“ Татьяна Солдатенко. — Также каботаж даст белорусам хорошие дополнительные возможности для заработка и позволит увеличить рентабельность перевозок в соседнюю страну. Это особенно важно в сложившихся условиях санкций. Надо отметить, что данные биржи за прошлый год показывают: спрос на перевозки из Беларуси в Россию вырос почти на 60%».
В марте прошлого года Казахстан отменил существовавший в стране запрет на въезд в страну фур, осуществивших перегрузку или перецепку на территории стран, не являющихся пунктом отправления или назначения груза. Для белорусских перевозчиков это открыло новые горизонты в работе: они получили возможность возить в Казахстан или транзитом через него грузы, которые до границы с РБ везли европейские грузовики. Однако с 1 января 2023-го запрет вновь вступил в силу для всех, в том числе и для белорусов.
В марте этого года Казахстан снова разрешил работать по прежней схеме россиянам, но сохранил запрет для белорусов. После закрытия границ с ЕС казахстанское направление стало одним из основных для белорусских компаний. И, конечно, возобновление запрета с начала года привело к снижению объемов работы и вынудило белорусских перевозчиков снова искать другие варианты по выстраиванию логистических цепочек.
Помимо этого, в феврале Казахстан запретил и белорусским, и российским компаниям переоформлять фуры на казахские номера. «Такой маневр давал перевозчикам возможность обходить санкции и продолжить работать с Европой без ограничений. Не исключено, что сейчас белорусские компании станут „менять прописку“ на российскую для обхода казахского запрета», — считает Татьяна Солдатенко.
Белорусские перевозчики вновь смогут ездить в Китай. Уже получают разрешения на поездки в 2023 году. Долгое время это направление оставалось под запретом из-за эпидемиологической обстановки. Помимо разрешения, водителям следует иметь с собой отрицательный результат ПЦР-теста, сделанного в течение 48 часов до въезда.
Беларусь и Иран подписали документ о введении безразрешительной системы перевозок. Планируется, что он вступит в силу уже в этом году. «Мы видим по прошлому году, что количество перевозок с Азией возрастает, маршруты удлиняются, а условия упрощаются, — сообщила Татьяна Солдатенко. — По данным нашей биржи, спрос на перевозки из Ирана за прошлый год вырос в 2 раза, из Китая — почти в полтора. Судя по всему, такая тенденция сохранится и в 2023-м. Тем более что безразрешительный порядок сделает перевозки дешевле. Особенно это ощущается, когда маршрут проходит транзитом через несколько стран».
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро