Дайджест грузоперевозчиков за май: каботаж в России, разрешения Казахстана и запреты Польши

Автор: Виктор Бурый. Фото: носит иллюстративный характер
3591
01 июня 2023 в 13:40

Дату, с которой белорусским перевозчикам разрешат каботаж в России, снова поменяли. Казахстан все-таки разрешил белорусским перевозчикам возить грузы в свою страну, а Польша с 1 июня ввела полный запрет на перемещение через свою границу всех видов белорусских и российских грузовых автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов.

Каботаж в России

Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой анонсировал, что перевозить грузы между городами России белорусам можно будет уже с 2024 года. Это на год раньше, чем планировалось изначально.

«События вокруг разрешения каботажа в России стремительно развиваются с начала года. В январе в России приняли закон, согласно которому транспортным компаниям из стран ЕАЭС разрешается перевозить грузы между пунктами, расположенными на территории страны. Но вступить в силу это разрешение должно было только весной 2025 года. В марте уже шла речь об особых условиях для белорусов и возможности открыть рынок каботажа в России раньше — уже в 2023-м. В апреле все же вернулись к прежней дате — 2025-му. Поэтому майские договоренности не могут не радовать», — рассказывает директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.

По словам Дмитрия Крутого, инвестиционный каботаж (перевозки строительных грузов в рамках строящихся проектов) будет разрешен еще раньше. Точную дату пока не озвучили, но соглашение уже подписано. Осталось дождаться его ратификации. А к 2030 году обещают поэтапно ввести через территорию России безразрешительную систему перевозок в третьи страны.

Разрешения от Казахстана

Казахстан все-таки разрешил белорусам возить грузы в свою страну или транзитом через нее после осуществления перецепки или перегрузки. Разрешение будет действовать до конца 2023 года.

«Это вторая отличная новость мая. Казахстан — одно из ключевых направлений для белорусских перевозчиков, и с началом санкций через него пролегло много транзитных маршрутов. Белорусы возили через эту страну грузы из европейских стран, перецепленные с иностранных фур на польской, литовской, латвийской границах. С начала года, когда запрет снова вступил в силу, это обернулось серьезными сложностями в их работе», — отмечает Татьяна Солдатенко.

Запреты от Польши

С 1 июня Польша ввела полный запрет на перемещение через свою границу всех видов белорусских и российских грузовых автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов.

«Это значит, что схема перецепа теперь тоже под запретом. Единственный вариант обмена товарами, который еще остается актуальным на этой границе, — перегрузка. То есть товары из, к примеру, белорусской фуры нужно перегрузить в польскую, чтобы везти дальше. Это дольше, сложнее и дороже, чем перецеп, что усложняет и так непростые перевозки на европейских маршрутах», — пояснила Татьяна Солдатенко.

В первом квартале 2023-го по сравнению с аналогичным периодом 2022-го спрос упал на все европейские маршруты. К примеру, для Германии этот показатель снизился на 73%, для Латвии — на 78%, для Польши — на 85%, для Литвы — на 87%.


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро