ВелоПетрович

Самый красивый город страны? Велопутешествие по Гродно

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский, коллаж: Максим Тарналицкий
23 054
18 июня 2023 в 14:28
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Поехали в Гродно, лето же! А в Гродно Неман катит синие воды и на крутом холме прячется в густой зелени приземистая Коложа. В Гродно парки, в Гродно замки — Старый и Новый, там толстушки Кася и Бася и стройная высокая каланча. Поехали, откроем Гродно заново. С седла велосипеда многое видно — даже то, чего ни за что не разглядишь сквозь стекло торопливого автомобиля. Выходные в городе над Неманом, велопутешествие по одному из красивейших городов страны — поехали!

Как добраться в Гродно с велосипедом?

Минск и Гродно разделяют под три сотни километров — многовато, если вы не рандоннер-марафонец. Но выход есть, и даже не обязательно искать транспорт с велобагажниками. Четыре-пять часов на поезде — и вы на месте, главное, заранее уточнить условия перевозки велосипеда в вагоне.

Самый быстрый и самый удобный поезд — бизнес-класса — прибывает в Гродно к вечеру, но оно и к лучшему. Впопыхах этот город не увидеть и не почувствовать. Куда приятнее неторопливо осмотреться там вечером, поужинать, отоспаться, а уж поутру отправляться в путь по еще сонным милым улочкам.

Наш маршрут мы все равно рисовали от вокзала, но присоединяться можно в любой точке в зависимости от того, где вы останавливались на ночлег.

Ручей под зеленым куполом

Мимо зоопарка, не особо вглядываясь в карту, поехали в сторону реки. По тротуару не разгонишься, да и не хочется. Глаза работают лучше навигатора: куда ни глянь, красиво, где понравилось, туда и сворачиваешь.

Утром голодные глаза обязательно заведут куда-то, где в большую кружку льют кофе и угощают вкусняшками. Отлично, Гродно — слишком вкусный город, чтобы оставаться здесь голодным.

29", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano, тормоз дисковый гидравлический
Нет в наличии
28", рама 21", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano, тормоз дисковый механический
Нет в наличии

Подкрепившись, продолжаем путь и почти сразу сворачиваем под зеленый купол гродненских парков. Парк Жилибера, названный так в честь французского ученого, основавшего в городе медицинскую академию, сквер Швейцарская долина — расположенные у рек и ручьев, они обещают спасительную прохладу и свежесть в самый знойный летний день. Мамы гуляют здесь с детьми, а те аж пищат: они без ума от семейства уточек, обосновавшихся в зарослях у берега. Малыши по пятам следуют за мамами, с интересом поглядывая друг на друга.


Аллеи, фонтаны, водопады. Мост, дугой перекинутый через водный поток, сплошь увешанный замочками, — похоже, эти парки всецело принадлежат влюбленным.

Неподалеку замечаем один из корпусов университета имени Янки Купалы — совершенно волшебное здание, увитое лозой. Издалека оно кажется огромным утесом, покрытым натуральным густым ковром (летом — сочным зеленым, по осени — рдяным алеющим).

Улочками Старого города

Вдохнули утро вместе с ароматами цветущей зелени, выдохнули журчанием ручья, съели пломбир, улыбаясь солнцу, заглядывающему под парковую тень, и держим путь дальше мощеными улочками Старого города.



Один из символов города — пожарная каланча, высокая и стройная, справившая недавно свое 120-летие.


Полюбовались, покатались рядышком и вдруг увидели, что такое жизнь туристического города. Кажется, еще полчаса назад кругом было тихо и немноголюдно: пустые парковки, из парков доносилось пение птиц. И как же резко вдруг все сменилось! Огромные автобусы приезжали один за одним, толпы туристов увлекались гидами в разные стороны. Турист не смотрит под ноги и перед собой — он смотрит вверх и по сторонам, разинув рот. И с ним нужно как-то разминуться.

Опередили штурмовые туристические группы — спасибо велосипеду — и выехали к Старому замку, резиденции великих князей. Выехали и замерли. Мощные крепостные стены, возвышающиеся на холме над рекой, древние бойницы и галереи, по которым, наверное, прогуливался Стефан Баторий, — этот замок, как утес, не поддается самой жестокой осаде — он сдерживает время.

Берегом реки

Мы увидели реку с высоты замковых стен, и река влечет к себе. Мчимся сквозь центральные площади и разъезды, затормозив у здания драматического театра — одного из самых узнаваемых строений в Гродно, да и, пожалуй, во всей Беларуси. Театр работает, на каникулы пока не уходил — блестящая возможность насладиться гродненской светской жизнью.

26", рама 21", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 50 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano/передний Shimano, тормоз дисковый механический, вес 17 кг


Ну а мы спускаемся наконец к набережной. Века, эпохи мелькают перед глазами кадрами кинохроники. И в основе всего — река под высоким небом. Она всегда здесь была.

Снова видим Старый замок — он высоко, но выше холма кажутся крепостные стены. А дальше выглядывает Коложская церковь — уникальный храм, подобного которому не сыскать. Девять веков смотрит Коложа в воды Немана — девять веков радостей и горестей, свидетелем которых она была.


По течению реки направимся и мы: слева — Неман, справа — тысячелетняя история древнего города. Изначально мы не планировали ехать именно этим маршрутом, так вышло само собой. Живописная дорога — в паводковые годы ее наверняка затапливает, ну а теперь-то она вполне пригодна для любого транспорта. Рыбаки, завсегдатаи таких мест, кажется, даже не обращают внимания на проезжающих путников: не шумят, рыбу не пугают — ну и пускай себе путешествуют. Крутятся педали, колеса шелестят по песку. Мы едем дальше, а хочется задержаться, усесться рядом с рыбаками и в немом молчании увидеть реку — такой, какой видят ее они.

Парковыми дорожками

И все же мы выехали именно туда, куда было нужно. Так часто бывает: кажется, тропа сворачивает совсем уж не туда, а затем понимаешь: все сложилось именно так, как и следовало.

Оставалось забраться наверх — хоть по крутой горе, хоть по крутой лестнице, и мы оказывались в Пышках — большом лесопарке на западе Гродно, в излучине реки. Здесь проложены многокилометровые дорожки и для пеших прогулок, и для велосипедных, здесь расположены оздоровительный комплекс и хорошо известный многим парк-отель, где в разгар сезона не бывает свободных номеров.



Пышки напоминают большой городской парк, в котором основное место занимает именно природа, с инфраструктурными островками, где можно как-то развлечься или что-то съесть.

Проезжая этот то ли лес, то ли парк насквозь, мы думали о том, какую роль играет велосипед в каждом таком путешествии. На машине в парк не въедешь, а чтобы пройти его пешком, потребуется очень много времени. Да и не попали бы мы сюда без велосипеда после прогулок по центру Гродно: пришлось бы выбирать, и что-то по-настоящему ценное осталось бы незамеченным. Именно поэтому мы и путешествуем на двух колесах: с них видно больше.


От Нового моста к Старому

Вечерело, и мы спешили увидеть закатную магию: солнце, притушивая уходящий день, окрасит в оранжевое и розовое Старый город и реку, давшую ему жизнь. Изнутри этого не увидеть, и мы мчались по городским улицам к Новому мосту. Не прогадали: с него открывался невероятный вид на, возможно, красивейший город страны.

Левый берег, наверняка встающий с петухами, готовился ко сну, свято чтя законы естества. Впереди, мы точно это знали, у Старого моста есть обзорные площадки с открыточным видом на Гродно. То, что нужно, для запоминающейся концовки.


Замки и храмы на крутых берегах старика Немана, шпили башен и купала с крестами — отчего-то это никуда не уходит, а остается в закоулках памяти, как любимая книга, которую то и дело достаешь, чтобы перечитать. Ты здесь был, ты это видел, но возвращаешься без чувства пресыщения и всякий раз обнаруживаешь что-то новое, будто бездонная скарбница делится не то гостинцем, не то сокровищем.

Поэтому поехали в Гродно: лето же! Поехали с велосипедами: с них больше видно.

Знаете интересные маршруты по красивым местам? Пишите, будете провожатым: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

рама 20", гравел, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический
28", рама 54cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический, вес 9.9 кг



Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by