Недавно на трассе Сартэ во Франции прошел самый знаменитый в мире суточный автомарафон — «24 часа Ле-Мана». Легендарная гонка, без которой невозможно представить автоспорт и победить в которой мечтает едва ли не каждый уважающий себя автопроизводитель, отпраздновала вековой юбилей — отличный повод вспомнить самые яркие моменты за всю ее историю и рассказать о некоторых особенностях этого марафона.
Первая гонка на трассе в окрестностях Ле-Мана прошла в мае 1923 года: организатором, как и век спустя, стал Западный автомобильный клуб (Automobile Club de l’Ouest, ACO), ведущий свою историю с 1906 года. Победу в дебютных «24 часах Ле-Мана» одержали Андре Агаш и Рене Леонар за рулем Chenard-Walcker Type U3 15CV Sport. Соревнования проводились ежегодно вплоть до 1936 года, когда гонка была отменена из-за всеобщей забастовки во Франции. В период с 1940 по 1948 год о ней также пришлось забыть из-за Второй мировой войны и ее последствий.
В 20-е и 30-е годы в Ле-Мане удачно выступали Bentley (в 1930-м британцы победили в пятый раз), Alfa Romeo (четыре триумфа подряд, с 1931 по 1934 год) и Bugatti (побеждала в 1937 и 1939 годах).
В 60-е годы в Ле-Мане наступает «золотая эра», запомнившаяся яростным соперничеством Ford и Ferrari. Подопечные Энцо Феррари выдали впечатляющую серию из шести побед подряд (1960—1965 годы), не дававших покоя Ford. В итоге команда американского автогиганта разработала знаменитый GT40, который в 1966-м остановил триумфальное шествие Ferrari и опережал итальянских конкурентов в следующие три года. В 2019-м, как известно, на экраны вышла спортивная драма «Ford против Ferrari» — в основу сюжета картины легло то легендарное противостояние.
В 1991 году победу в суточном кольцевом марафоне одерживает Mazda, ставшая первой автомобильной компанией из Японии, которой покорились «24 часа Ле-Мана». В 2006-м прототип Audi R10 стал первой машиной с дизельным двигателем, сумевшей победить в суточной гонке. Дизельные спортпрототипы правили бал в Ле-Мане на протяжении еще пяти лет, после чего наступила «гибридная» эра: в 2012 году первым к финишу пришел Audi R18 E-Tron Quattro.
Для автопроизводителей суточная гонка на выносливость давно стала привлекательным маркетинговым инструментом. Рекордсменом по числу побед в Ле-Мане является Porsche (19), доминировавшая на трассе во второй половине 70-х и в 80-е годы, за ней следуют Audi (13 триумфов) и Ferrari (10). Семь раз престижный марафон выигрывал британский Jaguar. Среди гонщиков самым титулованным является датчанин Том Кристенсен, известный как Мистер Ле-Ман: на его счету девять побед. Рекорд максимальной скорости в «24 часах Ле-Мана» принадлежит Роже Дорши, который в 1988 году разогнал прототип WM-Peugeot на прямой Mulsanne до 405 км/ч.
Наряду с триумфами легендарных марок гонки в Ле-Мане запомнились рядом зрелищных аварий и трагических инцидентов. Самый ужасный из них произошел в 1955 году, когда обломки и части попавшего в аварию Mercedes 300 SLR под управлением Пьера Левега улетели прямо на трибуну: погибли 83 зрителя и сам гонщик. Это была самая страшная и крупнейшая трагедия в истории автогонок.
В 1999 году команда Mercedes снова отметилась зрелищными авариями — к счастью, без трагических последствий. Сразу два болида немецкой команды взмыли в воздух: первым на разминке в полет отправился CLR под управлением Марка Уэббера, а затем уже в ходе гонки в воздух взмыл и Питер Дамбрек, машина которого в итоге приземлилась среди деревьев рядом с трассой.
Участки гоночного трека Сартэ по большей части проложены по дорогам общего пользования. Для повышения безопасности трасса неоднократно модифицировалась, сейчас ее протяженность составляет 13,62 км.
До 1970 года гонщики выстраивались напротив машин, по сигналу подбегали к ним, заводили моторы и первым на круг выходил самый проворный. С тех пор стартовая процедура была изменена из соображений безопасности: старт в гонке дается с ходу — перед этим все машины собираются на разогревочном круге в одну большую группу.
В настоящее время «24 часа Ле-Мана» входят в зачет первенства FIA WEC — чемпионата мира по гонкам на выносливость. Участники соревнуются в трех категориях: «кузовной» LMGTE Am, LMP2 и Hypercar, главной и самой престижной, где представлены крупные и именитые производители (Toyota, Ferrari, Cadillac, Porsche и Peugeot). В высшей категории в этом году на старт вышли 16 экипажей, девять из которых выступали на прототипах класса LMH, а остальные — на LMDh. По правилам болиды обоих классов должны иметь гибридную силовую установку мощностью не более 520 кВт (707 л. с.).
Победителем в юбилейный для «24 часов Ле-Мана» год стал экипаж Ferrari 499P (Джеймс Каладо, Алессандро Пьер Гвиди и Антонио Джовинацци) №51, выигравший поединок у соперников из Toyota, которым марафон покорялся пять лет кряду (2017—2022 годы).
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by