Спецпроект

«Девушка стреляла из пневматики, но попала в мое новенькое авто». Белорусы про обидные повреждения

Автор: Виктор Бурый. Фото: Анна Иванова
33 412
27 июля 2023 в 8:00

Съехал в кювет, задел чужую машину, прилетело на перекрестке... Увы, попасть в неприятную историю можно и без сценария ДТП. Порой автомобили оказываются поврежденными самым неожиданным и даже загадочным образом. Во время совместного с автоцентром «Хёндэ Центр Минск» проекта мы решили попросить читателей вспомнить подобные ситуации, а потом поговорили с экспертом о том, что в таких случаях делать.

Максим и необычный летний концентрат

История начиналась довольно безобидно. «Захотелось мне купить летний концентрат для омывательной системы, — делится подробностями Максим. — Бутылка объемом 250 мл, соотношение 1 к 25 литрам. Сделал все по инструкции, залил в пустой бачок где-то 1,5 литра воды, затем 25 мл концентрата, а после — еще 2,5 литра воды. Проверил работу системы, почувствовал приятный запах смородины».

На следующее утро стало понятно, что использование омывайки привело к катастрофическим последствиям. «Прихожу к машине и вижу, что жидкость вся на асфальте, — уверяет мужчина. — При разборе увидел: чудесный концентрат разъел все, что было можно. Насос, моторчик, форсунки... ничего не уцелело. Часть жидкости попала на кузов автомобиля, и там появились точки, которые пока ничем убрать не получилось. Такое ощущение, что разъело лакокрасочное покрытие. При этом на бутылке было написано, что продукт безопасен для ЛКП, пластиковых и резиновых деталей. Заливали жидкость в две машины. По итогу в обеих она уничтожила всю омывательную систему, а также пострадал кузов».


Ситуация все еще не разрешилась, и навскидку Максим оценивает замену омывательной системы в 200 рублей. К тому же он утверждает, что кузов автомобиля нуждается в покраске, ведь «ни одна химия не помогла убрать появившиеся точки».

Максим (но уже другой) и повреждение от пневматического оружия

Героя второй истории также зовут Максим. «В мой автомобиль выстрелили из пневматического пистолета, — вспоминает водитель. — В 2021 году я только купил новый Volkswagen Polo. Обычно оставлял его перед домом на большой парковке. Из окон как раз было видно машину. Однажды ночью услышал какие-то крики и ругань под окнами. Когда подошел посмотреть, что происходит, то увидел, как некий мужчина убегает от женщины, которая стреляет ему вдогонку из пневматики. Тот, в кого целились, пробежал мимо моего автомобиля и за ним свернул в сторону. Сигнализация у машины не сработала, но на утро я обнаружил скол с вмятиной на крыле. Сопоставил факты и понял, что именно произошло».

«В итоге пришлось звонить в милицию и писать заявление по факту порчи имущества, — продолжает Максим. — Над подъездом висит камера, но получить с нее видео я не смог. К сожалению, установить личность того, кто стрелял, не удалось. Страховая все же оплатила ремонт. На тот момент он обошелся где-то в 500 рублей и включал в себя полную перекраску крыла».

Александр и индустриальные осадки

«Я начал работать на заводе в столице и столкнулся с проблемой: на автомобиле стали появляться вкрапления ржавчины, которые во время обыкновенной мойки не смываются, — описывает ситуацию хозяин машины. — Они оседают в основном на горизонтальных поверхностях, причем даже в подкапотном пространстве и под багажником. Меня предупреждали об этом, но я думал, что все не так серьезно».

«Поговорив с другими сотрудниками, я сделал вывод, что причина, возможно, в производстве, связанном с обработкой металла, которое находится рядом с парковкой для работников, — отмечает Александр. — Потом я посмотрел снимки со спутника и увидел четкий рыжий шлейф от этого цеха, на пути которого и лежит мое место работы. Некоторые автомобилисты паркуются чуть дальше, но даже деревья не помогают сдержать появление ржавчины».

Об этом явлении мы когда-то писали. Это так называемые индустриальные осадки, которые представляют собой дождь с металлической пылью. Выпадает такой дождь чаще всего в районах неподалеку от заводов, котельных, крупных предприятий. Вместе с дымом котлов в атмосферу выбрасываются микрочастицы металлов, которые попадают на кузов во время осадков. Частицы моментально окисляются. На покрытии остаются ржавые точки, похожие на «жучки», хотя таковыми они не являются. Отчетливо эти пятна видны на белых пластиковых бамперах. Вроде бы пластмасса не ржавеет, а пятна коррозии есть.

Эксперты по лакокрасочному покрытию отмечают: «К сожалению для владельца, устранить последствия таких осадков можно только с помощью полировки. Химическим путем, на мойках, от этих точек не избавиться. В качестве средства, который владелец способен использовать сам, без помощи профессионалов и спецоборудования, можем посоветовать так называемую полировальную глину».

Упавшая на автомобиль крыша

Об этом случае нам рассказали очевидцы. «Автомобиль был припаркован возле дома, — объясняют они. — День выдался ветреный, и с крыши порывом сорвало жестяные листы. Они упали прямо на машину. Повредили капот, крышу, фары».


Люди, знакомые с владельцем авто, чуть позже дополнили: «Он ездил на СТО, там предварительно оценили ущерб в 2800 рублей. Экспертной оценки повреждений пока не было».

Эксперт: «Практически все случаи подпадают под каско либо под гражданско-правовую ответственность»

«Была в моей практике весьма необычная ситуация, когда автомобиль получил повреждения, не связанные с ДТП, — вспоминает Вадим, эксперт по страховым случаям, работающий у официального дилера Hyundai. — Девушка несколько месяцев не пользовалась машиной, авто стояло без дела. Когда владелица вернулась, то обнаружила странные подтеки, взявшиеся неизвестно откуда. Отмыть их никак не удавалось, поэтому единственным решением стала перекраска элементов кузова и замена пластиковых деталей».

Камень в стекло, лед и коты

«Как правило, наиболее частые обращения — это попавший в стекло или кузов камень, из-за которого образовывается скол, — рассказывает Вадим. — Причем если камень, например, вылетел из-под колес впереди едущего автомобиля, то виновная сторона в таком случае отсутствует. То есть гражданско-правовая ответственность тут не применима (выплата будет только по каско, если оно есть). Есть, однако, исключения. К примеру, зимой водитель грузовика не убрал лед с крыши, и тот при движении упал прямо на ехавшую сзади легковушку. Как правило, в этой ситуации виноват тот, кто управлял грузовым автомобилем, ведь он не подготовил транспорт к безопасной эксплуатации. Еще нередко обращаются люди, чьи машины повредили домашние животные (коты, любящие погреться на капоте, или же собаки, которые чересчур рады видеть своих владельцев, из-за чего царапают двери)».

Что делать с градом? А если упало дерево?

«Весьма популярным страховым случаем являются повреждения на кузове от града, — продолжает собеседник. — Правильным действием в такой ситуации будет обращение в метеослужбу, чтобы там подтвердили: да, на такой-то территории в такое-то время действительно был град. Документ из компетентных органов (в данном случае — из метеослужбы) позволит снять лимит на каско. То есть будет выплачен не какой-то малый процент, а сумма, необходимая для полного восстановления. Если говорить об упавшем на авто дереве, то такой инцидент произошел и со мной. После вызова милиции обратился в местный ЖЭС и выяснил, что по документам дерева уже несколько лет как не должно было быть. Каско у меня не было, но зато сработала „автогражданка“».

«Страховать автомобиль можно по-разному, — объясняет Вадим. — У того же полиса каско есть множество разных вариантов: владелец может застраховать машину от повреждений лишь в случаях, когда за рулем находится именно он; страховка может охватывать территорию Беларуси или весь мир; можно даже выбрать, сколько раз допускается обращаться в страховую без вызова милиции (обычно это два раза в год на сумму до 7% от стоимости автомобиля)».

Алгоритм для водителя

«Обычно взаимодействие водителя со страховой компанией выглядит следующим образом, — обрисовывает картину специалист. — Он звонит в компанию, потом пишет заявление, где указывает обстоятельства происшествия, дату и время. Будут проверять документы: полис каско, водительское удостоверение, допуск на участие в дорожном движении и тому подобное. Вдруг автомобиль не прошел техосмотр? Тогда у страховой могут возникнуть вопросы по поводу выплаты. Если все в порядке, то приезжает аттестованный оценщик, составляет акт осмотра, в котором отмечает повреждения и необходимые для их устранения работы, указывает количество нормочасов, которые на это уйдут. С этим документом можно обращаться на станции техобслуживания для ремонта».

Еще один вариант — удаленное урегулирование убытков, когда при наступлении страхового случая оформить документы можно в автоцентре или на СТО, не обращаясь самостоятельно в страховую.


А что с историями от наших читателей?

«В принципе, практически все ситуации подпадают либо под каско, либо под гражданско-правовую ответственность, — замечает Вадим. — Будь то концентрат, разъевший омывательную систему, попадание из пневматического оружия, упавшая крыша или даже индустриальные осадки. Но есть повреждения, которые не получится отнести ни к одной из категорий. Как правило, они связаны с ущербом интерьеру. Могу вспомнить случай: водитель утверждал, что ехал с открытым окном и из-под колес другой машины вылетел камень, попал в салон и ударился о приборную панель, повредив ее. Тем не менее автолюбителю не удалось доказать свою версию, убедить в описанной им причине повреждения. Коррозия также не относится к страховым случаям. Скол на багажнике — да, а появившаяся из-за него ржавчина — нет».

«В целом я бы рекомендовал во всех случаях вызывать милицию, — советует эксперт. — Как минимум чтобы зафиксировать факт обращения. Сотрудники укажут в документе видимые повреждения, место, дату и время. С таким документом добиться страховой выплаты будет гораздо легче».


Партнер проекта — ООО «Хёндэ АвтоГрад»

Цех кузовного ремонта в автосалоне «Хёндэ Центр Минск» — это современное оборудование, высококвалифицированные специалисты и гарантия качества выполненных работ! 

Работаем с любыми марками автомобилей.

Осуществляем страховой ремонт — как по КАСКО, так и по ОСАГО (автогражданка). 

Автосалон «Хёндэ Центр Минск». Адрес: г. Минск, ул. Хмаринская, 8, Цна, МКАД. Тел. +375 44 763-02-89.

Спецпроект подготовлен при поддержке ЧРУП «А1 - Медиа», УНП 191002921.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ok@onliner.by