КРАСНОВ

Их просто к такому не готовят. Краснов об авариях с участием спецтранспорта

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
21 769
28 июля 2023 в 8:00

Дорожно-транспортные происшествия с участием спецтранспорта всегда вызывают большой резонанс. У одних — проблесковые маячки и сирена, а у других — обязанность уступить дорогу, вот только не всегда это получается сделать. Сегодня с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, говорим как раз о таких авариях. А поводом стал инцидент в Могилеве: на перекрестке столкнулись машина скорой помощи и грузовик.

ДТП на перекрестке

Авария в Могилеве случилась 11 июля. Бригада скорой помощи торопилась на вызов: сообщается, что машина ехала с включенными проблесковыми маячками, однако без звуковой сигнализации.

«48-летний водитель скорой помощи выехал на перекресток на запрещающий сигнал светофора, — сообщала предварительную информацию ГАИ региона. — Произошло столкновение с „Газелью“, двигавшейся в перпендикулярном направлении».

Три человека из бригады скорой помощи были доставлены в больницу.

— Это ДТП — типичная ситуация, в которую рискуют попасть все водители спецтранспорта на перекрестках. Горит красный свет, спецтранспорт проезжает с проблесковыми маяками и сталкивается с автомобилем, водитель которого этот спецтранспорт не видел. Зачастую из-за какого-то габаритного транспорта — к примеру, троллейбуса, — отмечает Краснов.

Водитель троллейбуса скорую видел и ей уступал. Водитель «Газели» не видел спецавтомобиль, как и водитель скорой не видел грузовик. Оба продолжили движение и попали под удар.

— Нужно говорить о тактике поведения в такой ситуации. На перекрестке скорая должна была двигаться так, чтобы раскрывать как можно больший обзор. Водитель же поехал вплотную с троллейбусом — это и было ошибкой. Один из возможных вариантов — ехать по зигзагу, создавая безопасное пространство, — ведущий рубрики рисует на доске замысловатую траекторию.

— Плюс к этому: если ты проезжаешь перекресток, то нужно делать остановку в каждой полосе. Видишь, что тебе уступают, въехал в полосу, притормозил — а вдруг по следующему ряду кто-то несется? Проверил, проехал дальше, снова остановился. Потеряешь время? Возможно, но в любом случае потеря будет не такой существенной, как если случится ДТП, — резонно отмечает преподаватель.

По его словам, если бы скорая на небольшой скорости высунула нос из-за троллейбуса и потихоньку продвигалась вперед, пока обзор не был бы открыт, аварии бы не произошло. По крайней мере, у водителя грузовика была бы возможность среагировать: он бы заранее увидел, что впереди возникла угроза столкновения.

— Можно предъявлять претензии водителю грузовика, но у него была очень сложная ситуация. Сирена у скорой, как указано, не работала. Как водителю «Газели» было догадаться, что кто-то выедет из-за троллейбуса наперерез? Конечно, по косвенным признакам опасность можно было предвидеть, и можно было по крайней мере снизить скорость — просто на всякий случай. Но это уже повод говорить об уровне подготовки всех водителей в целом, — считает инструктор.

Их к такому не готовят

— Проблема в том, что тактике поведения на дороге почти нигде не учат. Если у человека есть какое-то понимание того, что можно делать, а чего нельзя — прекрасно. Но понимают не все, и водителей нужно учить, в том числе моделируя различные ситуации. Есть правила дорожного движения — их зубрят к экзамену. Ну и что от того, что человек знает, что он обязан уступить? Сделать-то это как? — убежденно говорит Краснов.

— Это можно сравнить с тем, как в автошколах рассказывают о выходе из заноса. Отлично: законспектировал, как на переднем приводе вывести машину, как на заднем, экзамен сдал — дальше что? Навыка все равно нет.

С водителей спецтранспорта спрос еще выше, но на поверку оказывается, что особые права на дороге у них есть, а особой подготовки зачастую не хватает.

— Принципиальное значение имеет уровень подготовки всех водителей в целом, но водителя спецтранспорта подготовить легче. Нужно научить его взаимодействовать с другими участниками дорожного движения, правильно оценивать дорожную обстановку и не попадать в ДТП. В той же скорой помощи часто можно увидеть опытных водителей, но важно понимать, что стаж за рулем не всегда можно приравнять к опыту, необходимому водителю спецтранспорта. Если человек, к примеру, 30 лет проработал на фуре, то стаж у него очень большой. А опыта за рулем спецтранспорта нет никакого, — отмечает ведущий рубрики.

В пример он приводит зарубежный опыт создания специальных центров повышения квалификации, где обучаются водители, которые идут работать в полицию, в скорую помощь, в пожарную службу.

— Это необходимо, потому что специфика другая. Я об этом говорю, потому что сам, когда в 2010 году пришел в Академию МВД, занимался там разработкой программ для обучения водителей спецтранспорта. Тогда эти программы не применялись, они создавались на перспективу. В 2013-м в Центре повышения квалификации Департамента охраны МВД я стал по этим программам учить водителей. Там есть общеразвивающий блок — то, что должен уметь любой водитель, и есть блок упражнений, необходимых тем водителям, которые ездят с мигалками. Самое типичное: спецтранспорт едет в потоке, ему нужно опережать другие машины, или спецтранспорт пересекает перекресток. И мы моделируем такие ситуации, прорабатываем приемы вождения и тактику поведения в разных случаях, — рассказывает Краснов.

По его словам, на теперешние занятия с водителями спецтранспорта он приглашает и своих курсантов из числа обычных водителей, чтобы и те, и другие учились взаимодействию на дороге: одни учились уступать, другие — пользоваться своим преимуществом в движении, не создавая опасности.

— Мы же все понимаем, что люди на дороге разные: с разным опытом, с разным типом мышления. Некоторые в принципе теряются за рулем, не знают, как себя вести даже в простых ситуациях, а тут еще и спецтранспорт с маяками — начинается паника. Чтобы такого не было, нужно готовить водителей, тренировать, — считает инструктор.

У МЧС заметные машины, а скорой достается чаще?

Со стороны может показаться, что автомобили скорой помощи чаще остальных автомобилей спецслужб попадают в ДТП, хотя статистики, которая бы это подтверждала, у нас нет.

— Какую-то логику в происходящем усмотреть можно. Спасателям в каком плане проще: у них машины большие, красные — их лучше видят и в каком-то смысле больше боятся. И такой транспорт реже попадает в аварии, я так даже и не припомню такие случаи за последнее время. Госавтоинспекция и милиция на дороге — это не одно и то же. У автомобиля ГАИ есть красный маячок со всеми вытекающими последствиями, плюс ГАИ будут больше бояться, потому что знают, что в случае чего инспектор может сразу выйти и на месте выписать штраф. А скорая штраф не выпишет, с маяками ездит не так редко и не такая заметная, как пожарный автомобиль, — рассуждает ведущий рубрики.

О роли проблесковых маячков, сирен и громкоговорителей

Возможно, то, что у скорой в Могилеве, как сообщается, не работала сирена, сыграло свою роль в случившемся ДТП. Но сиреной еще нужно уметь пользоваться, говорит Краснов.

— Нельзя ее просто включить, и пусть она завывает — такой монотонный звук может затеряться в шуме города, кто-то не поймет, откуда он, для кого-то он сольется со звуками радио. Необходимо менять тональность, менять звук, чтобы он реально привлекал внимание, — отмечает инструктор. — К тому же у водителей есть трудность: бывает, они слышат сирену, но еще не видят машину спецназначения, то есть не понимают, откуда она приближается. Далеко она, близко, справа, слева, спереди или сзади — нужно сориентироваться. Для этого требуется время. Потом нужно время, чтобы решить, как действовать, исходя из обстановки.

Распространенная ошибка: люди слышат сирену, но не снижают скорость, движутся так же, как и до этого. В результате времени на то, чтобы адекватно среагировать, может остаться совсем мало.

Работа проблесковых маячков также имеет важнейшее значение.

— На дороге встречаются особо принципиальные водители, которые ни за что не пропустят, если по какой-то причине мигалка не работает. Формальный подход, но он встречается, — констатирует преподаватель.


Наконец, спецтранспорт оснащен СГУ — специальной громкоговорящей установкой, хоть и не все водители ей пользуются.

— Общение через громкоговоритель — очень важный момент. Часто этой возможностью пренебрегают и совершенно напрасно, потому что это хороший способ взаимодействовать на дороге, — считает Краснов. — Простой пример: многие водители спецтранспорта жалуются на пешеходов — дескать, идут и не уступают. Но пешеход — это очень специфичный участник дорожного движения, он и многих правил может попросту не знать, потому что в автошколе не учился и экзаменов не сдавал. Он может растеряться на дороге. Идет человек через дорогу на зеленый свет, а на него несется машина с мигалкой. Ну растерялся он, не знает, что ему делать. Идти назад, оставаться посреди дороги, бежать вперед сломя голову? Не надо на это обижаться. Включи громкоговоритель, скажи, что ему нужно сделать. С водителями такая же история. Часто можно увидеть ситуацию, как на светофоре плотно стоят автомобили, а сзади подъезжает спецтранспорт и, остановившись, глушит сиреной. Ну включи СГУ, подскажи, что им делать: отъехать куда, свернуть — люди все сделают, когда поймут, чего именно от них хотят.

— Когда я работал в ГАИ, у меня был такой случай. Еду с мигалками по проспекту Рокоссовского: все полосы заняты, только в левой посвободнее, но там учебный автомобиль. За рулем курсантка, сбоку от нее инструктор. Я подъехал — она, разумеется, заглохла. Ладно, я даже сирену выключил, чтобы не нервировать человека. А она уже переживает, тронуться не может: заводится и глохнет. Инструктор сбоку суетится, руками машет — в общем, накаляет ситуацию еще больше. Тогда я ей через СГУ говорю: «Девушка, вы не волнуйтесь. Аккуратно подведите сцепление и, придерживая левую ногу, тихонько проезжайте вперед». И знаешь, она завелась и поехала, потом спокойно перестроилась и меня пропустила, — рассказывает ведущий рубрики.

— Разговаривать нужно с людьми, а не руками махать и эмоции включать.

Не кошмарить, не искать крайних. Сохранять спокойствие и не попадать в ДТП

Очень сложно давать советы о том, как вести себя на дороге при появлении спецтранспорта с проблесковыми маячками. Ситуации бывают разные, универсальных приемов нет. Но чего точно не стоит делать, так это нервничать и уходить в эмоции. В том числе водителям спецтранспорта.

— Не нужно накручивать ситуацию и искать крайних. На дороге одним надо, чтобы их пропустили, другим нужно аккуратно пропустить — давайте взаимодействовать, чтобы сделать это наилучшим образом, — призывает Краснов. — Часто сравнивают видео из интернета: как уступают скорой у нас и где-нибудь за границей. Но при этом забывают обратить внимание на то, как ведут себя водители спецтранспорта. За границей, что бросается в глаза, водитель едет спокойно и аккуратно, хоть и на специальном автомобиле с мигалками. А наш водитель часто едет так, будто хочет попасть в ДТП. Он кошмарит окружающих.

Да, тебе должны уступить, но людям нужно дать время на это. У нас же, я часто это замечаю, ездят по принципу «мне все равно, как вы мне уступите, но уступайте немедленно». Так нельзя! Да, ты спешишь, у тебя задание, срочность. Но если попадешь в ДТП — ты вообще никуда не доедешь.

— Я общался с водителями спецтранспорта, в том числе с теми, кто попадал в ДТП, мы разбирали разные случаи. Из типичного: он ехал со скоростью 60 км/ч, выехал на встречную, объезжая машины, и столкнулся с другим авто на перекрестке, — рассказывает инструктор. — «Так ведь ты должен был снизить скорость», — говорю ему. Он отвечает: «Я снизил». — «До скольки?» — «До 50 км/ч». Ну вот и что ему ответить? Снизил так снизил, конечно! Ему нужно было снижаться по крайней мере до 20 км/ч, если не до полной остановки. Подъезжаешь к опасному участку — делай это аккуратно, а не лети. Сколько было примеров таких аварий?

Снова и снова ведущий рубрики возвращается к основному тезису: необходимо заниматься серьезной подготовкой водителей к реальным дорожным условиям — это главное.

— Ситуации на дороге разные, их нужно уметь предвидеть, даже предугадать. А если специально к такому не готовиться, то это поездка на удачу, люди едут как слепые котята: пронесет — не пронесет, — отмечает Краснов.

— Но даже если у тебя на крыше проблесковые маяки, мало уметь отступать от правил, нужно уметь ездить так, чтобы не попадать в ДТП.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ok@onliner.by