Покупка подержанной машины — всегда лотерея. Никто не застрахует от неожиданных поломок через месяц (а то и раньше) после того, как вы ударили с продавцом по рукам в стенах МРЭО. Вы, наверное, удивитесь, но люди не всегда говорят правду — и информацию о состоянии автомобиля тоже склонны приукрашивать (и в этом мы вновь убедимся). Однако в этой азартной игре можно использовать чит-коды — например, помощь автоподборщика или услугу диагностики на СТО. А как самому подготовиться к первичному осмотру понравившейся машины? На что обратить внимание и куда смотреть под капотом? Выясняем вместе с автоцентром «Хёндэ Центр Минск».
Этот день начинается с площадки автосалона Hyundai. У нас есть несколько часов, чтобы познать все азы мастерства подбора машины. После обеда нас ждут продавцы, которые уже какое-то время пытаются обменять свои личные авто (разумеется, не битые и не крашеные) на деньги.
Краткий экскурс проводит Сергей — популярный подборщик и блогер, а по совместительству — «гроза перекупов». Учиться осматривать машину мы будем на примере вот этого Hyundai Accent 2020 года выпуска. Вводные данные такие: 1,4-литровый бензиновый мотор, «механика», 41 000 км на одометре и $14 600 на ценнике.
Первым делом подборщик достает из бардачка сервисную книжку и просит продавца (в нашем случае это представитель дилера) продемонстрировать техпаспорт. В этих документах указан владелец авто — девушка по имени Ольга. Прописан в том числе контактный номер. Это хорошо: можно позвонить и пообщаться с ней лично.
Если в документах в качестве владельца было бы указано юрлицо, мы бы предположили, что машина работала в службе такси. Hyundai Accent популярен среди перевозчиков, но так как по легенде мы выбираем авто в семью, большие пробеги и не всегда бережное отношение к транспортному средству нам не нужны.
— Есть стереотип, что девушки ездят аккуратнее. И если владелец авто — женщина, это сразу прибавляет ему несколько очков в глазах покупателя. Это правда? — спрашиваем у Сергея.
— 50 на 50. Бывают случаи, когда девушка оказывается лихачкой или плохо следит за автомобилем, не обслуживает его вовремя.
Подборщик предлагает начать осмотр с салона. Затертый руль и ремень безопасности водителя, селектор КПП могут выдать то, что у машины большие пробеги.
— В нашем случае мы видим, что все хорошо: заявленный пробег соответствует визуальному состоянию салона. Конечно, руль можно перешить, а ремни безопасности поменять. Присматриваемся: болты крепления рулевого колеса на месте, оно оригинальное. Можно утверждать, что оно не снималось и не перешивалось.
Состояние сидений тоже оцениваем в обязательном порядке. Но в нашем случае они оказались в чехлах. Это смущает: так обычно делают таксисты.
— Как быть? Снимать чехлы, но с разрешения хозяина авто. Многие допускают ошибку: смотрят только на водительское сиденье. А конкретно его, возможно, заменили.
Открываем капот. Подборщик рассказывает: в случае с Accent владельцы, бывает, вводят в заблуждение потенциальных покупателей. Утверждают, что в машине 1,6-литровый мотор, хотя на деле там 1,4 литра.
— Был у меня случай, что автовладелец в грудь себя бил и говорил, что в машине 1,6-литровый двигатель. И не потому, что хотел обмануть: ему это сказал предыдущий хозяин — и понеслась. Как узнать, какой все же двигатель у этого Accent? Выполняем компьютерную диагностику — на экране появится меню, где будет указан объем мотора. Разница между 1,4 и 1,6 литра небольшая, в плане мощности обыватель и вовсе ничего не заметит.
На глаза попадается наклейка столичного центра антикора. Машина обработана, это плюс.
— Если смотрим модель этого класса, то обращаем внимание на впускной коллектор и наличие отверстий для ГБО. Газ тоже любят перевозчики: перед продажей машины оборудование снимается и переставляется на новое авто.
Далее проверяем технические жидкости. Это уровень масла (заодно уточняем, когда выполнялось ТО), наличие антифриза.
— Еще с помощью нагрузочной вилки можно проверить аккумулятор и его состояние. Но при первичном осмотре в этом нет смысла, если авто работает нормально. Зачем нам смотреть на АКБ? Если машине всего три года, то при нормальной эксплуатации с батареей ничего не должно было случиться. У «трехлетки» не оригинальный аккумулятор? Повод задуматься, почему так получилось.
Бегло проходимся по болтам, которыми закреплены передние крылья машины. Визуально они не были сорваны, эти элементы кузова не переставлялись. Обратная ситуация могла бы намекнуть на то, что транспортное средство получало удар в переднюю часть. Также смотрим на маркировку фар и стекол. Если они не заводские — стоит задать вопрос, что привело к замене.
Важно: если мы осматриваем вариант лет на 10—20 старше, то сразу стоит проверить VIN-код рамы (символы могут не читаться из-за коррозии), а еще состояние кузовных элементов, в том числе стаканов, лонжеронов, проемов, днища…
— Допустим, у нас стоит выбор между несколькими возрастными авто одной модели. У одной машины проблемы с кузовом, у другой — с силовым агрегатом, третья — с убитым салоном. Какое «меньшее из зол» стоит выбрать? — задаем вопрос Сергею.
— Кузов для меня самая главная деталь автомобиля. Двигатель, коробку и все остальное можно поменять. А с кузовом придется жить и сражаться.
Проверяем состояние шин и заодно тормозных дисков (если они есть). Съеденная изнутри резина могла бы намекнуть о невыполненной процедуре развал-схождения. Лысые покрышки — о том, что авто много эксплуатировали. В нашем случае шины не меняли с момента покупки, выглядят они неплохо, по протектору вопросов нет.
Подборщик подключает компьютер, чтобы выполнить диагностику и почитать ошибки. К сожалению, простому автолюбителю этот помощник недоступен: Сергей утверждает, что смысла брать прибор в аренду нет, если не было опыта работы с ним.
— Но стоит воспользоваться доступными в сети сервисами, по которым можно пробить VIN-код. И сделать это следует до того, как выехал на осмотр. Недавно появилась белорусская база, есть российские и европейские. Это не всегда бесплатно, но стоит такая услуга недорого. Правда, сервисы, которыми пользуются профессионалы, простому автолюбителю чаще всего недоступны. Поэтому грамотнее обратиться к подборщику.
По ошибкам у этого Accent все чисто — к такому выводу приходит Сергей. Рабочие параметры различных узлов тоже в норме. Компьютер выдает время пользования авто. Взяв в расчет среднюю скорость движения машины, можно попытаться подтвердить или опровергнуть пробег на одометре.
Переходим к ЛКП. Отходим на пару шагов от транспортного средства и оцениваем, все ли элементы одинаковые по цвету. Из-за маленьких царапин, которые уберутся полировкой, не расстраиваемся — все же машина не новая. Уделяем внимание ручкам двери, нет ли на них или за ними сильных потертостей. В нашем случае владелец авто позаботился о защитных наклейках — они слегка пожелтели. Значит, наклеены давно, а не перед нашим визитом.
Если машина работала в такси, то мы наверняка найдем царапины на салонном пластике или потертости на дверной карте и ручках со стороны правого заднего пассажира. В нашем случае опять же все чисто.
Смотрим дверные проемы и параллельно обращаем внимание на шовный гермет. А вот и небольшой дефект.
— На заводах допускается и сорность под лаком, и какие-то небольшие «неприятности». В зависимости от конкретной марки и класса авто эти нормы, конечно, будут различаться. Также производителем мог быть выполнен вторичный окрас кузова — тогда толщиномер будет показывать значение около 250 микрон. Но машина в таком случае должна быть окрашена вся. Более того, лучше перепроверить: работы действительно проводились производителем или же каким-нибудь гаражником без гарантии.
Начинаем работать толщиномером (его, к слову, подборщик рекомендует взять в аренду, если вы все же решились на осмотр без специалиста). Первое, что проверяем, — крыша. Чаще всего она не красится, то есть таким образом мы выясним, какое количество микрон является нормой для этой модели. Или можно посмотреть допустимые значения в интернете.
— Что нам даст понимание того, что какой-то элемент красился? Мы будем знать: машина, скорее всего, побывала в ДТП. И в этом случае стоит выяснить, в какой конкретно аварии, насколько были сильны повреждения, сработали ли подушки безопасности (восстановили ли их) и т. д.
Чтобы убедиться в наличии передней водительской подушки после ДТП, надо демонтировать руль. К пассажирской мы можем получить доступ через бардачок или боковую заглушку. Надо ее снять и посмотреть, стоит ли там сопротивление. Но на «американцах», если подушка не заводская, нет гарантии, что в нужный момент она выстрелит.
Возвращаемся к ЛКП. К слову, зазоры между элементами нигде не смущают — все «по заводу». Подборщик обращает внимание на показания толщиномера. Заднее крыло — со вторичным окрасом.
То, что ЛКП машины обновлялось, подтверждают еле заметные следы краски на фаре: видимо, кузовщик плохо проклеил малярную ленту. На бампере в одном месте тоже немного слезает краска. Поэтому предполагаем, что эти два элемента перекрашивались после небольшой аварии. Представитель дилера подтвердил — хозяйка машины действительно где-то притерлась.
К слову, если авто с пробегом покупается в салоне, то там предоставят диагностический лист. Правда, замечает подборщик, не стоит ему слепо верить. И всегда лучше загнать понравившуюся машину на СТО, которой лично вы доверяете.
Заводим автомобиль. Обращаем внимание на лампочки на приборной панели. Все ли они загорелись и потухли? Не выкрутил ли владелец какую-то лампочку, чтобы скрыть check?
— Что проверить во время тест-драйва? Смотрим, держит ли ручник, как работает сцепление, переключаются ли передачи без посторонних звуков, плавно ли машина тормозит… Но важно помнить: в момент диагностики все может быть классно, но через 10 000 км начнет буксовать сцепление. Поэтому, покупая подержанную модель, нужно помнить — от поломок из-за износа она не застрахована. У вас обязательно на руках должны быть 10% от стоимости авто, чтобы можно было потратить эти деньги на непредвиденный ремонт.
— Кстати, продавцы всегда закладывают в цену машины торг. Так что не стесняйтесь предлагать свою разумную цену.
Чек-лист по осмотру машины от Георгия Бачурина, специалиста автоцентра Hyundai
1. Осматриваем ЛКП с толщиномером. Ищем признаки вторичного окраса, сколы, «жучки».
2. Обращаем внимание на лобовое стекло: оригинальное оно или нет, есть ли сколы.
3. Смотрим тормозные диски и их состояние, наличие ржавчины.
4. Затертый (или недавно перешитый) руль, ремень безопасности, просиженное сиденье, продавленный подлокотник — признаки такси.
5. Конечно, лучше отдавать предпочтение машине, которая обслуживалась в официальном сервисе и этому есть подтверждение (как и пробегу на одометре).
6. Под капотом проверяем наличие течей.
7. Незаводской аккумулятор может намекать на большие пробеги у авто.
8. Если капот откручивался, то грани будут стесаны. То же самое и с крыльями: если они снимались, то срывались и болты.
Что ж, чек-лист составлен, отправляемся в свободное плавание. Точнее, на осмотры двух автомобилей в сегменте от $15 000 до $20 000. Результаты обязательно сверим с подборщиком, который отправится на встречу с владельцами машин чуть позже.
Первый на очереди — американский Volkswagen Jetta 2019 г. в. с 1,4-литровым бензиновым мотором и АКПП (Aisin, что можно считать плюсом). Цена — $16 500. Авто приезжает показывать не владелец, однако хозяин все же появится, но чуть позже.
К слову, первым делом, по совету подборщика, мы пробили номер продавца в телеграм-боте, который вычисляет, какие машины и в каком году продавал тот или иной человек. Таким образом можно предположить, перекупщик он или нет.
На одометре — 106 000 км. Человек, демонстрирующий авто, утверждает, что по Беларуси на этом Volkswagen проехали всего 2000 км. На 104 000 км машина прошла ТО.
Что сразу бросается в глаза? Лобовое стекло не оригинальное. В одном месте вздулся молдинг — накладка на переднюю правую стойку. Эмблема на решетке треснула.
Странная ситуация с шинами: ни на одной оси нет парной резины. То есть спереди слева и справа стоят разные по протектору покрышки. Левая передняя шина при этом показалась изношенной, правая — новой. Сзади тоже одну покрышку надо менять.
Что в салоне? Руль, селектор и ремень безопасности не смущают. Однако порвано переднее пассажирское сиденье, облез пластик вокруг замка бардачка. Пластиковые ручки дверей изнутри покрашены.
Зато работает кондиционер, чему в жаркий день мы были несказанно рады. Залезаем в багажник — там отсутствует запаска. Достали, чтобы разместить баллон ГБО? Но это лишь предположение.
Открываем капот — проводка странно обмотана явно не заводской изолентой.
Проходимся по кузову толщиномером, заранее взятом в аренду. Значения показывает разные — примерно до 320 микрон. Предполагаем, что красились передние крылья, капот и передние двери. Владелец не скрывает: машина получила удар в переднюю часть. Красились капот и крылья, но «по лонжеронам ничего не делали, только навесное».
Во время тест-драйва, откровенно говоря, ничего не смутило. Двигатель и коробка работают исправно. В плане подвески каких-то посторонних звуков мы не услышали, авто в сторону не вело, если отпустить руль. Тормоза тоже, кажется, без нареканий. Ручник держит.
Почему машина продается? Владелец утверждает, что у него она не одна, и в этом Volkswagen просто нет нужды. Честно говоря, некоторые детали нас смущают. Просто предполагаем, хотя фактов нет: машина все же была в такси, а демонстрировал ее нам водитель или механик, а позже — владелец автопарка.
А что скажет подборщик? Вот такой отчет днем позже сбросил Сергей:
«Состояние двигателя и навесного оборудования
1.1. Дымность и парение: осмотр проводился на горячий двигатель. Из маслозаливной горловины не парит. При прогазовке из выхлопной дыма нет.
1.2. Подтеки тех. жидкостей — двигатель и подкапотное пространство не мылись. Имеется течь масла на дне поддона.
1.3. Запуск и работа ДВС. На горячий заводится хорошо, работает ровно.
1.4. Масло и тех. обслуживание. Масло светлое, уровень в норме.
1.5. Шумы и вибрации в норме.
1.6. Динамика и тест-драйв — динамика адекватная, при движении по прямой машину в стороны не уводит, посторонних биений и вибрации нет.
АКПП
2.1. Работа на месте — при переключении селектора из положения D в положение R пинков нет.
2.2. Работа в движении — переключает плавно.
2.3. Обслуживание — нет.
3. Подвеска автомобиля — при проезде неровностей посторонних звуков из подвески не слышно.
Тормозная система
4.1. Диски — передние и задние в нормальном состоянии с небольшим износом.
4.2. Колодки — передние и задние в нормальном состоянии.
4.3. Ручник — исправен.
5. Рулевое управление — руль вращается легко, при качении руля вправо-влево посторонних звуков нет.
Колеса
6.1. Резина — передняя и задняя лето, в хорошем состоянии. Переднее левое колесо 2020 года, но другой модели.
6.2. Диски — литые, в нормальном состоянии. Есть притертости и царапины.
Дополнительные системы
7.1. Охлаждение ДВС — жидкость чистая, уровень минимальный, подтеки не обнаружены.
7.2. Кондиционер — работает.
Состояние кузова
Нарушены зазоры по передней части кузова. Решетка радиатора частично красилась, частично оклеена в пленку (отломан уголок слева). Оторвана защита ДВС. Эмблема с трещиной, оклеена в пленку. Мелкие царапины по всему кузову. Несколько сколов по левой стойке возле ветрового стекла. Мелкая вмятина на водительской двери. Повреждена декоративная панель на правой стойке между дверями. Следы демонтажа по левым дверям, передним крыльям, капоту, бамперу. Капот и передние крылья — Китай. Выполнен окрас капота, бампера, передних крыльев, передней левой двери, передней правой двери. Некоторые элементы отличаются оттенком.
Салон
Органы управления — педали, руль, селектор КПП — в хорошем состоянии. Подушка безопасности водителя заменена. Сиденья в нормальном состоянии. Порез на пассажирском переднем сиденье. Под сиденьем висит электронный блок. Салон относительно чистый. Потолок перешит. Ручки дверных карт перекрашены. Ремни разблокированы, видны следы срабатывания преднатяжителей. Боковые подушки безопасности (шторы) имеют следы восстановления. Протерт ковер под педалями. Повреждения уплотнителя багажника. Повреждена ручка бардачка. Много повреждений пластика салона и дверных карт.
Стекла и оптика — целые. Ветровое заменено на КМК. Переднее правое заменено на Pilkington. Оптика — Китай.
Электрооборудование
ABS, ESP — работают (неисправности по электрике и электрооборудованию на фото по компьютерной диагностике). Аккумулятор старый АКОМ».
Кроме того, Сергей нашел этот Volkswagen на аукционе. Фото лота подтверждают: машина действительно была бита в переднюю часть, срабатывали подушки безопасности.
Что ж, предпринимаем вторую попытку самостоятельно осмотреть авто. На очереди — Renault Megane 2019 г. в.: 1,5 литра, дизель, «механика». Цена — $15 900. И снова зовем на помощь бот.
Забежим вперед: VIN-код машины в объявлении оказался неверным, поэтому проверять его до осмотра было пустой затеей. Авто на учете, но смутил не минский регион. Расспрашиваем продавца, он завуалировано объясняет: машина пригонялась на товарища, у которого есть некоторые льготы по 140-му указу. Но товарищ без проблем приедет в МРЭО и подпишет все необходимые документы.
Итак, что смутило нас? Во-первых, вода на одном из элементов в подкапотном пространстве слева. Продавец объяснил, что это конденсат от работающего кондиционера. Серьезных аргументов против у нас не было, поэтому поверили.
Лобовое стекло менялось. Передняя резина слегка уставшая. В салоне руль и ручка КПП немного протерты, но совсем не критично.
Достаем толщиномер. Исходя из показаний предполагаем, что машина полностью повторно окрашена, не «зацепили» только крышу. В некоторых местах, кажется, есть шпатлевка. Уточнили у продавца, менялся ли капот, — смутили зазоры.
Однако мужчина ответил, что машина не бита. Мол, в Европе по страховке при малейшей царапине авто красят «в круг».
Прокатились по ближайшей улице — к динамике, коробке или подвеске вопросов тоже не возникло. Исправно работает мультимедиа и круговые парктроники.
А что скажет подборщик? Какие важные моменты мы упустили?
— Автомобиль не раз попадал в ДТП, — утверждает Сергей. — Это стало известно после того, как я пробил реальный VIN. Сильный удар был по передней части, заменено левое крыло. Капот, скорее всего, тоже меняли.
Есть вмятины на этих элементах, заменена передняя левая фара и, скорее всего, правая. Притертость есть на левом пороге. Красился весь кузов, кроме крыши и проемов. Шпатлевка присутствует на задних арках, задней правой двери и передней левой стойке.
Заменены патрубки, которые идут с интеркулера на турбину. Это говорит о характере удара — меняли радиатор.
Есть действующая ошибка по свечам накала, нужно будет их менять. По тормозным дискам: по передним износ на 50% примерно, по задним — на 80%. Задние идут со ступичными подшипниками в сборе, они дорогие.
Перешита панель некачественно — для автомобиля за такие деньги и 2019 г. в. это большой минус. Она начала сдуваться. Видимо, вскрывалась «безопасность».
В объявлении указан пробег в 170 000 км, а на щитке — 182 000 км. Но проблема даже не в этом, а в том, что машина участвовала в достаточно большом количестве ДТП.
Эксперимент завершен. Хватило бы у нас знаний, чтобы принять решение о покупке самостоятельно? С последней машиной, кажется, ответ очевиден. А какую из трех взяли бы вы?
Партнер проекта ООО «Хёндэ АвтоГрад» — официальный импортер автомобилей HYUNDAI в Республике Беларусь.
Хотите продать свой автомобиль? Мы хотим его купить! Просто заполните форму, и вы получите приблизительную стоимость, по которой мы готовы осуществить выкуп.
Телефон +375 44 763 30 36.
Автосалон «Хёндэ Центр Минск».
Адрес: г. Минск, ул. Хмаринская, 8, Цна, МКАД.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by